Логопедическая работа по формированию синонимии у дошкольников с ОНР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 25 25 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 01.10.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава I: Теоретические аспекты общего недоразвития речи (ОНР)
1.1. Определение понятия - общее недоразвитие речи (ОНР)
1.2. Уровни речевого развития у детей с ОНР. по Р.Е.Левиной.
1.3. Психодиагностическая характеристика детей с ОНР
1.4. Предупреждение тяжелых форм ОНР
1.5. Развитие речи у детей с ОНР
Глава II: Логопедическая работа по развитию синонимии у детей дошкольного возраста
Заключение………………………………………………………………….23
Литература

Фрагмент для ознакомления

Олицетворения дети позже использовали при составлении рассказов.
“Как сказать?” Самостоятельный подбор синонимов к данному слову на основе предварительной работы. Как сказать, если что-то или кто-то движется по кругу? - кружится, вьется, вращается, вертится, крутится.
Игры на развитие ассоциаций, способствующие развитию мыслительной деятельности, в частности операций сериации, обобщения, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей.
“Выбрать лишнее слово”. Грустная, печальная, тонкая, унылая. Лишнее слово – “тонкая”, потому что оно рассказывает о толщине, а все остальные о настроении. Какое слово можно подобрать вместо лишнего, тоже рассказывающее о печальном настроении? – хмурая, расстроенная.
“Пара к паре”. Догадайтесь, почему слова стоят в паре и найдите такую же пару одинокому слову. Туча – дождь, стручок - …(грядка, урожай, горошина). Пара стручок – горошина, потому что дождик падает из тучи, а горошина из стручка. Осина – лист, сосна -…(хвоя, бор, береза). Пара сосна – хвоя, потому что на осине растут листья, а на сосне – хвоя.
“Смысловые ряды”. Продолжи Осень - весна, утро -…вечер (слова-противники), сок - бутылка, варенье -…банка вместилище, тара).
“ Что общего у предметов?” Крокодил, киви, огурец – зеленый цвет.
“ Выбери правильный ответ” и докажи. Зимних месяцев –… три, пять, семь, один.
“ Отгадай предмет по названию его частей” Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог. Рассмотрим игры в рамках единого тематического цикла на примере темы “Осень”:
Игры с родственными словами.
“Семья слов” Дождь – дожди – дождик –дождичек - дождевик - дождевичок – дождинка – дождиночка - дождливый – дождить – дождевой…
Сырость – сырой – отсыреть - сыроватый – сыроежка…
Ветер – ветерок – ветрище – ветрина – ветряной – ветреный – ветра – ветры - обветрить – обветренные(губы) - заветрить…
“Чужое слово”. Осень, синий, осенний. Мокрый, крыша, мокрица, промокнуть. Дождь, дрожь, дождинка, дождливый.
Игры с антонимами.
Назвать пару слов-неприятелей: Ночь, сутки, день. Пасмурно, холодно, ясно.
Выбрать из 3х - 4х слов одно, противоположное по смыслу. Спички / свеча, пожар, огнетушитель, костер
Закончить предложение словом-“неприятелем”. День становится короче, а ночь …длиннее.
“ Сравни”. По температуре воздуха: лето и осень; зиму и осень.
“ Скажи наоборот “ Начаться – закончиться, начало – конец, ранний – поздний.
Игры с синонимами.
Придумать предложение с каждым из слов – приятелей: Ветер – вихрь - ураган. Ненастный – пасмурный – хмурый.
“Конкурс слов-сравнений”: Утренняя дымка похожа на … Густой туман похож на … Блестящая на солнце паутинка похожа на …
“Как сказать?” Листья опадают с деревьев – кружат, опускаются, падают, валятся, отрываются, сыплются… О плохой погоде? Пасмурная, непогожая, дождливая, холодная, облачная, хмурая…
Игры с многозначными словами и словами, имеющими переносное значение.
“ У кого? У чего?” Слезы? -…у дождя, у росы, у девочки, у неба...
“ Сравни и объясни” Хмурое утро – хмурое лицо; сырой картофель – сырой день; полная корзина – полная женщина; гложет тоска – гложет кость; сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки; погода расстроилась – гитара расстроилась – мама расстроилась;
“ Когда так говорят?” Колючий ветер, цыплят по осени считают
Игры на развитие ассоциаций.
“Лишнее слово”: - грустная, печальная, тонкая, унылая; сентябрьский, осенний, октябрьский, ноябрьский; - моросить, спать, капать, лить,
“Пара к паре” (аналогии): Туча – дождь, стручок - …(грядка, урожай, горошина)
.“Смысловые ряды”. Назвать 4е слово: осень-весна, утро - … (вечер)
“Что общего у предметов?”: дождь, лужа, река - …вода
“Выбери правильный ответ”: осенних месяцев …(один, пять, три, семь)
“Отгадай предмет по названию его частей” Ручка, спицы, кнопка, ткань, чехол - ... зонтик
Работа в данной технологии значительно улучшила уровень организации лексико-грамматического строя речи и мыслительной деятельности у детей.
Данные игры способствуют одновременному решению коррекционно-речевых и общеразвивающих задач, дети научились:
выделять общий понятийный признак;
осуществлять классификацию на основе существенных свойств;
проявлять четкие представления о родовидовых отношениях;
дифференцировать понятия;
точно понимать значения слов;
подбирать синонимы и антонимы;
Заключение

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.
Слово – как лексическая единица представляет собой систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме, а также разнообразить его с помощью синонимии.
Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный, многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, и тем более умением образовывать синонимы. На разных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично, отсюда и следует такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неподдельном использовании такого строительного материала как язык. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие.
Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию.
Обследование вновь поступающих в дошкольных учреждениях детей ежегодно выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений, поэтому одним из центральных направлений в коррекционной работе мною была определена проблема развития лексической системности.
Итак, на основе изученной литературы можно сделать следующие выводы: тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, на формирование высших уровней познавательной деятельности, формирование синонимии, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Литература

Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/ МГПИ.-М., 1980.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1974, стр.124;
Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996, стр.224;
Волкова Л.С., Логопедия. Методическое наследие нарушение письменной речи, кн. 4, Изд-во: «владос», 2003г стр.304;
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961, стр. 254;
Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопр. психол. Дайджест. -2003. № 2, стр.379;
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985, стр. 267;
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990, стр. 147;
Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978, стр.294.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281;
Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1982.
Левина, Роза Евгеньевна Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. – стр.221;
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991., стр143
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001, стр.137.
Прицепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи., Изд-во: «Каро», Сп-б., 2006г, стр.114;
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002, стр.347;
Сазонова С.Н Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи, Изд-во: «Академия», 2005, стр.148;
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998, стр.246;
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991, стр.209;
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999, стр.248.
Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, Изд-во Айрис-пресс, 2005г, стр. 224;
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001, стр.321;
Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996, стр.269;
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие, Изд-во: «Айрис Пресс», М., 2005г., стр.224;
Фомина М.И. Лексика современного русского языка. – М., 1973.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983, стр.207;
Шаховскя Логопедия. Методические традиции и новаторство. Учебно-методическое пособие. Изд-во: МПСИ, 2003г., стр.336.











2

1.Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/ МГПИ.-М., 1980.
2.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1974, стр.124;
3.Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996, стр.224;
4.Волкова Л.С., Логопедия. Методическое наследие нарушение письменной речи, кн. 4, Изд-во: «владос», 2003г стр.304;
5.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961, стр. 254;
6.Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопр. психол. Дайджест. -2003. № 2, стр.379;
7.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985, стр. 267;
8.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990, стр. 147;
9.Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978, стр.294.
10.КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.стр.281;
11.Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1982.
12.Левина, Роза Евгеньевна Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. – стр.221;
13.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991., стр143
14.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001, стр.137.
15.Прицепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи., Изд-во: «Каро», Сп-б., 2006г, стр.114;
16.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002, стр.347;
17.Сазонова С.Н Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи, Изд-во: «Академия», 2005, стр.148;
18.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998, стр.246;
19.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
20.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991, стр.209;
21.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999, стр.248.
22.Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, Изд-во Айрис-пресс, 2005г, стр. 224;
23.Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001, стр.321;
24.Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996, стр.269;
25.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие, Изд-во: «Айрис Пресс», М., 2005г., стр.224;
26.Фомина М.И. Лексика современного русского языка. – М., 1973.
27.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983, стр.207;
28.Шаховскя Логопедия. Методические традиции и новаторство. Учебно-методическое пособие. Изд-во: МПСИ, 2003г., стр.336.

Вопрос-ответ:

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

ОНР - это состояние, при котором ребенок испытывает задержку в развитии своих речевых навыков. В таком случае у него могут наблюдаться проблемы с произношением, словарным запасом, построением предложений и другими аспектами речи.

Какие уровни речевого развития можно выделить у детей с ОНР?

По Р. Е. Левиной можно выделить четыре уровня речевого развития у детей с ОНР. На первом уровне наблюдаются нарушения в произношении и фонематическом восприятии. На втором уровне возникают проблемы с образованием предложений и использованием словарного запаса. На третьем уровне ребенок испытывает трудности в понимании синтаксической структуры, а на четвертом уровне - проблемы в высказывании своих мыслей в письменной форме.

Какие характеристики имеют дети с ОНР по психодиагностике?

Дети с ОНР могут обладать разными характеристиками по психодиагностике. У них может наблюдаться повышенная активность, низкая устойчивость внимания, гипераккуратность или наоборот, повышенная забывчивость и неорганизованность.

Как предупредить тяжелые формы ОНР?

Для того чтобы предупредить тяжелые формы ОНР, необходимо проводить своевременную и комплексную работу по развитию речи у детей с задержкой в развитии. Важно проводить регулярные занятия с логопедом, стимулировать ребенка к общению и использовать специальные игры и упражнения для развития речи.

Что такое синонимия и какую роль играет она в развитии речи у детей дошкольного возраста?

Синонимия - это явление, когда слова имеют одинаковое или сходное значение. Она играет важную роль в развитии речи у детей дошкольного возраста, так как обогащает их словарный запас, учит пониманию смысла слов и расширяет возможности выражения своих мыслей.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это патологическое состояние, характеризующееся задержкой общего развития речи у ребенка. ОНР проявляется в нарушениях основных компонентов речи, включая фонетику, грамматику, лексику и связную речь.

Какие уровни речевого развития можно выделить у детей с ОНР?

У детей с ОНР можно выделить несколько уровней речевого развития. По классификации Р. Е. Левиной это: неразвитие звукопроизношения, недоразвитие лексико-грамматического строя речи и недоразвитие связной речи.

Какие психодиагностические характеристики характерны для детей с ОНР?

Дети с ОНР имеют определенные психодиагностические характеристики, такие как недоразвитие артикуляции, низкая лексическая активность, грамматические ошибки, нарушение связной речи. Также дети с ОНР могут испытывать трудности в общении и социализации.

Как можно предупредить тяжелые формы ОНР?

Предупреждение тяжелых форм общего недоразвития речи (ОНР) включает раннюю диагностику и своевременное начало логопедической работы. Важно также оказывать ребенку поддержку и стимулировать его речевое развитие с раннего возраста.

Какими методами можно развивать синонимию у дошкольников с ОНР?

Для развития синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) можно использовать различные методы. Некоторые из них включают игры со словами, составление синонимических рядов, чтение и обсуждение синонимичных текстов, а также проведение различных упражнений на расширение словарного запаса и осознание синонимических отношений.