Логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 03.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Научно – теоретические основы проблемы изучения словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие «словообразование»
1.2. Становление словообразования существительных в онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.4. Особенности словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава 2. Логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР
Заключение
Литература
»
В процессе игры требуются картинки с изображением животных и их детенышей.
Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?» (Белка).
«А как называют детеныша белки? (Бельчонок)».
«Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных».
Логопед называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.).
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
В коррекционно-логрпедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе, поэтому коррекционная работа по закреплению данных суффиксов проводиться в последнюю очередь
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности.
9. Словообразование существительных мужского рода:
— с суффиксом -щик
барабанщик, кладовщик, часовщик,
угольщик, танцовщик, сварщик,
стекольщик, дрессировщик, носильщик;
— с суффиксом -чик-
летчик, переводчик, грузчик, переплетчик,
Для преодоления аграмматизмов можно использовать игровое упражнение «Назови профессии».
«Внимательно посмотри на картинки, с изображением людей разных профессий. А теперь постарайся ответить на мои вопросы».
«Кто играет на барабане? (барабанщик), кто танцует на сцене? (танцовщик), кто летает на самолёте? (лётчик), кто сваривает трубы? (сварщик), кто вставляет стекла? (стекольщик), кто чинит водопровод? (водопроводчик), кто ходит в разведку? (разведчик), кто пишет рассказы? (писательница), кто работает в школе? (учительница), кто поет на сцене? (певица) и т. д.».
1. Игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
2. Игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).
После называния предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится.
Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.
Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.
В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах
Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница.)
Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница.)
Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница.)
Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница.)
3. Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.
Вначале логопед задает детям загадку про животное. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый —краса!
А зовут ее...
Кто это? (Это лиса.)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок.)
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок.)
Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.
Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов?
Какая общая часть в этих словах? (онок-)
4. «Назвать животных парами».
Детям предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазать, Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле.
Кто это? (Белка.)
А как называют детеныша белки? (Бельчонок.) На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).
Логопед показывает картинку, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.
— А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок.)
5. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.
Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)
А теперь поиграем с мячом.
Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.
6. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
На доске картинка по сказке «Три медведя» Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя».)
Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк — волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.
— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок.)
7. Игра «Два брата ИК и ИЩ».
Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище.
Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
У ИКА был носик, а у ИЩА?..
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.
Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ — значит, предмет большой.
— А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (поми-дорище).
8. Изменить слово по аналогии.
- Виноград – виноградина
Свинья, баран, телёнок, горох, жемчуг, картофель, лед
- Бусы - бусинка
Пыль, дождь, изюм, снег, песок, пух.
9. Добавить похожее слово.
Утренник, ночник...
говядина, виноградина,
дупло, весло..
ножищи, ручищи...
10. Назвать профессии (по картинкам).
Логопед предлагает детям ответить на вопросы:
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на кране? (Крановщик.)
Кто укладывает камни? (Каменщик.)
Кто точит ножи? (Точильщик.) Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Далее логопед задает вопрос:
— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?
При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.
11. Игра «Как назвать того, кто... ?»
Логопед предлагает детям назвать того, кто ...
Кто на паровозе ездит? (Машинист.)
Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен.)
Кто песни сочиняет? (Композитор.)
Кто играет на рояле? (Пианист.)
Кто все ломает? (Хулиган.)
Кто водит самолет? (Летчик, пилот.)
Кто такой полководец?
Таким образом, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи ведется с учетом нормального онтогенеза, тесно связана с развитием лексики и грамматики, индивидуальных особенностей словообразования и дифференцированного подхода в преодолении выявленных трудностей, учитываемых на подгрупповые занятиях, очевидно, будет способствовать более успешному формированию словообразования существительных.
Заключение
Анализ научно-теоретической, методической литературы позволяет сделать выводы:
1. Словообразование существительных осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. К школьному возрасту, ребёнок овладевает в основном всей системой словообразования существительных. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка
2. Общим для всех детей с общим недоразвитием речи, несмотря на вариативность их клинических характеристик, является системное недоразвитие речи, при котором наиболее яркими являются нарушения формирования грамматического строя речи. Процесс формирования словообразования существительных у дошкольников с ОНР отличается неравномерностью формирования и отстает от возрастной нормы. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова и др.
3. Овладение формами словообразования у детей с общим недоразвитием речи появляются в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. У детей с общим недоразвитием речи возникают сложности в овладении словообразованием существительных, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы: лексического и грамматического строя речи. Наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении словообразования существительных.
4. . Словообразование существительных у детей с общим недоразвитием речи оказывается фактически несформированным, что препятствует полноценному усвоению теории родного языка при их последующем обучении в школе. В связи с этим вопрос выделения особенностей словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи требует более детального рассмотрения. Проведенный теоретический анализ позволяет разработать методику исследования словообразования существительных у дошкольников с ОНР на основе методических рекомендаций, изложенных в трудах Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой.
5. Основные направления логопедической работы были предложены Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой и др. Работа по формированию и совершенствованию словообразовательных умений у детей дошкольного возраста с ОНР должна проводиться с использованием тех же суффиксов, что и для нормально развивающихся детей. Задания должны постепенно усложняться, проводиться последовательно – от простых к более сложным.
Литература
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – С. 153 – 207.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозайка-Синтез, 2004. – 292 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Академия педагогических наук РСФСК, 1961. – С. 375 – 407.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
Головенко Н. Я., Ильина М. Н., Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2001. – С. 157 – 170.
Дудников А. В. Современный русский язык. – М.: Высш. шк., 1990. – С. 155 – 199.
Еремина В. Н. Развитие деривационных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР// Логопедия. – 2004. – № 1. – С. 72 – 76.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. метод. пособие – М.: Соц. полит. жур., 1994. – 96 с.
Жукова Н. С. Формирование устной речи. – М.: Соц. полит. жур.: Ассоц. «Гуманитарий», 1994. – 94 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992. – 221 с.
Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
Коваленко О. М., Тимофеичева И. В. Особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей 5-6 лет с ОНР IV уровня// Логопедия. – 2004. – № 2. – С. 41 – 58.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – С. 3 – 14, 61 – 76, 131 – 220.
Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 614 – 648.
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб.: СОЮЗ, 2001. – С. 107 – 164.
Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушением речи. – М.: Б. л., 1993. – 138 с.
Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. – М.: Высш. шк., 1984. – 255с.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 106 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – С. 49 – 66.
Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – С. 229 – 233.
Потиха З. А. Современное русское словообразование. – М.: Просвещение, 1970. – С. 146 – 270.
Практикум по дошкольной логопедии/ Под ред. В. И. Селиверстова. – М..: Просвещение, 1988. – 222с.
Преодоление ОНР дошкольников/ Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 286 с.
Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
Современный русский литературный язык: Уч. пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Н. М. Шанского. – Л.: Просвещение, 1981. – 584 с.
Современный русский язык/ Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. школа, 1982. – С. 142 – 168.
Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 48 с.
Туманова Т. В. Особенности формирования словообразовательных операции у дошкольников с ОНР: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1997. – 19 с.
Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. – 2001. – №6. – С. 68 – 77.
Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М.: Сфера, 2001. – 49 с.
Федоренко Л. П., Фомичева Г. А.. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – С. 103 – 125.
Филичева Т. Б. Консультации по вопросу проведения логопедической работы в спец. дошк. учреждениях//Дефектология. – 1977. – №7. – С. 60 – 61.
Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000. – 129 с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старших группах специализированного детского сада // Дефектология. – 1986. – №3. – С. 50 – 56; 1987. – №1. – С. 69 – 74; 1987. – №4. – С. 71 – 76.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. д. с. Первый год обучения (ст. гр.) М.: Изд. «АЛЬФА», 1993. – 102 с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. д. с. Второй год обучения (подгот. гр.) М.: Изд. «АЛЬФА», 1993. – 87 с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1985. – №4. – С. 72 – 78.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 30 – 34, 51 – 64.
Филичева Т. Б., Чудинова Л. М. Логопедическая работа по развитию речи в старших группах специализированного детского сада//Дефектология. – 1976. – № 6. – С. 66 – 72.
Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 2000. – 80 с.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-Пресс, 1999. – С. 3 – 54.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – С. 25 – 64.
Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 8 – 28, 184 – 194.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
2
2.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозайка-Синтез, 2004. – 292 с.
3.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Академия педагогических наук РСФСК, 1961. – С. 375 – 407.
4.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
5.Головенко Н. Я., Ильина М. Н., Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2001. – С. 157 – 170.
6.Дудников А. В. Современный русский язык. – М.: Высш. шк., 1990. – С. 155 – 199.
7.Еремина В. Н. Развитие деривационных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР// Логопедия. – 2004. – № 1. – С. 72 – 76.
8.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
9.Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. метод. пособие – М.: Соц. полит. жур., 1994. – 96 с.
10.Жукова Н. С. Формирование устной речи. – М.: Соц. полит. жур.: Ассоц. «Гуманитарий», 1994. – 94 с.
11.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
12.Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992. – 221 с.
13.Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
14.Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
15.Коваленко О. М., Тимофеичева И. В. Особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей 5-6 лет с ОНР IV уровня// Логопедия. – 2004. – № 2. – С. 41 – 58.
16.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – С. 3 – 14, 61 – 76, 131 – 220.
17.Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 614 – 648.
18.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб.: СОЮЗ, 2001. – С. 107 – 164.
19.Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушением речи. – М.: Б. л., 1993. – 138 с.
20.Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. – М.: Высш. шк., 1984. – 255с.
21.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 106 с.
22.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – С. 49 – 66.
23.Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – С. 229 – 233.
24.Потиха З. А. Современное русское словообразование. – М.: Просвещение, 1970. – С. 146 – 270.
25.Практикум по дошкольной логопедии/ Под ред. В. И. Селиверстова. – М..: Просвещение, 1988. – 222с.
26.Преодоление ОНР дошкольников/ Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 286 с.
27.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
28.Современный русский литературный язык: Уч. пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Н. М. Шанского. – Л.: Просвещение, 1981. – 584 с.
29.Современный русский язык/ Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. школа, 1982. – С. 142 – 168.
30.Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 48 с.
31.Туманова Т. В. Особенности формирования словообразовательных операции у дошкольников с ОНР: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1997. – 19 с.
32.Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. – 2001. – №6. – С. 68 – 77.
33.Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М.: Сфера, 2001. – 49 с.
34.Федоренко Л. П., Фомичева Г. А.. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – С. 103 – 125.
35.Филичева Т. Б. Консультации по вопросу проведения логопедической работы в спец. дошк. учреждениях//Дефектология. – 1977. – №7. – С. 60 – 61.
36.Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000. – 129 с.
37.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старших группах специализированного детского сада // Дефектология. – 1986. – №3. – С. 50 – 56; 1987. – №1. – С. 69 – 74; 1987. – №4. – С. 71 – 76.
38.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. д. с. Первый год обучения (ст. гр.) М.: Изд. «АЛЬФА», 1993. – 102 с.
39.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. д. с. Второй год обучения (подгот. гр.) М.: Изд. «АЛЬФА», 1993. – 87 с.
40.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1985. – №4. – С. 72 – 78.
41.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 30 – 34, 51 – 64.
42.Филичева Т. Б., Чудинова Л. М. Логопедическая работа по развитию речи в старших группах специализированного детского сада//Дефектология. – 1976. – № 6. – С. 66 – 72.
43.Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 2000. – 80 с.
44.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-Пресс, 1999. – С. 3 – 54.
45.Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – С. 25 – 64.
46.Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 8 – 28, 184 – 194.
47.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
Вопрос-ответ:
Какие научно-теоретические основы изучения словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Научно-теоретические основы изучения словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включают в себя анализ понятия словообразования, изучение становления словообразования существительных в онтогенезе и психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ОНР.
Что такое словообразование?
Словообразование - это процесс образования новых слов на основе уже существующих. Это важный аспект развития речи, включающий в себя создание новых слов путем добавления приставок, суффиксов, изменения корней и других языковых элементов.
Как становится словообразование существительных в онтогенезе?
Становление словообразования существительных в онтогенезе связано с развитием речевых навыков у детей. Вначале дети начинают использовать простые имена существительные, затем осваивают более сложные и абстрактные понятия. Постепенно они учатся образовывать новые слова с помощью префиксов, суффиксов и других грамматических форм.
Какие особенности словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может наблюдаться ряд особенностей в словообразовании существительных. Они могут испытывать трудности в образовании и запоминании новых слов, нарушать правила словообразования, иметь ограниченный словарный запас и затруднения в самостоятельном использовании слов. В связи с этим, логопедическая работа по формированию словообразования является важной задачей для этих детей.
Какие основные концепты изучаются в логопедической работе по формированию словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Основные концепты, изучаемые в логопедической работе по формированию словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи, включают понятие словообразования, становление словообразования существительных в онтогенезе, психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также особенности словообразования существительных у детей дошкольного возраста.
Каково понятие словообразования в логопедической работе?
Понятие словообразования в логопедической работе обозначает процесс образования новых слов путем преобразования или комбинирования уже существующих слов или словоформ. Логопеды работают над формированием словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, чтобы развить их словарный запас и улучшить их коммуникативные навыки.
Как развивается словообразование существительных у детей в онтогенезе?
Словообразование существительных развивается у детей в онтогенезе постепенно. Сначала дети учатся использовать простые основы и суффиксы, чтобы образовывать новые слова. Затем они начинают использовать приставки и словосочетания для образования более сложных существительных. Логопедическая работа направлена на развитие этих навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как можно охарактеризовать детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуются недостаточным словарным запасом, ограниченным использованием различных видов словообразования и слабыми коммуникативными навыками. Они могут испытывать трудности в формировании и понимании словообразования существительных. Логопедическая работа направлена на устранение этих проблем и развитие навыков словообразования у таких детей.
Что такое словообразование?
Словообразование - это процесс формирования новых слов путем присоединения к корню или основе различных морфем.