Специфика нарушений лексики у детей с ЗПР.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 30.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Формирование лексики у детей с нормальным и нарушенным развитием
1.1.Развитие лексики в онтогенезе
1.2.Характеристика детей с ЗПР
1.2.1.Клиническая характеристика детей с ЗПР
1.2.2. Психологические особенности детей с ЗПР
1.2.3. Нарушение речевого развития детей с ЗПР
1.2.4. Нарушения лексики у младших школьников с ЗПР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
У других 40% детей фонетические дефекты разнообразны по своим проявлениям и механизмам образования (Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г.). Они могут быть обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата.
Основным видом нарушений является смешение, которому подвергаются звуки, имеющие сложную артикуляцию и требующие тонких акустических дифференцировок, например: [с] — [ш], [з] — [ж] и др.
В дошкольном возрасте самую многочисленную группу (приблизительно четверть состава) представляют дети, у которых сочетаются такие нарушения, как смешение одних звуков и замена других или смешение звуков и их искажение. При этом смешение звуков, как правило, имеет место в речевом потоке, в предложениях, данных детям для повторения. При произнесении отдельных слогов или слов этого не наблюдается [20, с.8 – 9].
Смешение звуков может быть обусловлено нарушением фонематического восприятия, которым, как известно, страдает большинство детей с задержкой психического развития и в начальных классах. Обычно у младших школьников дефектны одна-две пары звуков.
Немаловажное значение имеет недостаточная аналитическая деятельность детей, что не позволяет им в полной мере производить наблюдения над звуками речи, сопоставлять их. Это же приводит к замедленному введению звуков в активную речь.
Кроме того, смешение звуков может быть вызвано ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. В процессе речи осуществляется сложная межанализаторная деятельность, контроль за которой у детей с ЗПР значительно затруднен.
Наряду с отклонениями в дифференциации фонем эти дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Изменение характера предъявления речевого материала — дополнительное предъявление, замедление темпа предъявления — не улучшает качества воспроизведения. Дети повторяют вместо трех два слога (да — та — да как «да — та») или изменяют их последовательность.
Искажение в большинстве случаев представлено межзубным произношением свистящих, велярным и увулярным произношением звука [р]. Примерно 10% детей с ЗПР стойко заменяют один звук другим в слогах, словах, фразах. Замене подвергаются сонорные ([р] заменяется звуком [л], [л] — звуком [л’], [л] — [в]), шипящие (вместо [ш] произносится [с], вместо [ж] — [з]). Наблюдается и отсутствие некоторых звуков, чаще всего [р].
Почти половина детей с ЗПР имеют различные отклонения в строении органов артикуляции: аномалии прикуса, укорочение подъязычной связки, толстый, массивный язык, высокое узкое («готическое») нёбо, дефекты строения зубного ряда.
Лишь простые слова произносятся ясно и четко. Чем сложнее слоговая структура слова, чем дольше говорит ребенок, тем более «смазанной» становится его речь. Эти негрубые дефекты, как мы уже сказали, возникают в результате недостаточности моторной функции артикуляционного аппарата, малой подвижности речевых органов (Е.В.Мальцева, И.Ф.Марковская).
Исследованием И. А. Симоновой выявлены особенности речевого недоразвития у детей с ЗПР 8-10 лет в двух клинических группах: 1) при неосложненном: инфантилизме (классификации М. С. Певзнер); 2) при осложненном инфантилизме, а также при ЗПР в результате цереброастенических состояний различного генеза.
Первая группа детей, по данным И. А. Симоновой, является немногочисленной.
В качестве ведущего психопатологического синдрома у этих детей выделяется незрелость эмоционально-волевой сферы. У школьников этой группы сохраняются игровые интересы, отмечается неподготовленность к учебной деятельности, отсутствие познавательного интереса к учебе. Им трудно подчинить свои эмоциональные реакции школьным требованиям. Очень активные, целенаправленные и неутомимые в игре, эти дети быстро устают во время урока, отвлекаются. Они либо растормаживаются, либо становятся пассивными, вялыми. Учебная деятельность этих детей характеризуется импульсивностью, хаотичностью, неравномерностью.
В анамнезе большинства этих детей отмечается задержка речевого развития: так, первые слова появляются к 1,5—2 годам, фразы — к 3 годам.
Почти у всех детей сохранная артикуляционная моторика. Небольшие отклонения наблюдались лишь при выполнении серии артикуляторных движений. Вместе с тем, у детей выявляются также трудности повторения серий из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. При повторении слогов дети чаще всего смешивают звонкие и глухие звуки. Аналогичные смешения наблюдаются иногда и на письме, однако дети самостоятельно исправляют ошибки.
Дети этой группы неточно различают понятия «слог», «звук», «буква». У детей сформированы лишь простые формы фонематического анализа. Сложные же формы звукового анализа (определение последовательности и количества звуков в слове) затруднены. Процесс звукослогового анализа значительно облегчается использованием вспомогательных приемов, внешних действий (например, с помощью отхлопывания слогов).
У детей с неосложненным инфантилизмом выявляются особенности речи, связанные со своеобразием эмоционально-волевой сферы. Эти дети многословны, охотно вступают в речевое общение, активны в диалоге, часто перебивают собеседника.
Дети этой группы не продумывают ответы, в связи с чем их ответы характеризуются импульсивностью, наличием побочных ассоциаций.
Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента.
И. А. Симонова делает вывод о том, что детям этой группы свойственно не нарушение, а своеобразие речевого развития, его задержка. Уровень речевого развития этих детей и их речевое поведение соответствуют нормально развивающимся сверстникам более младшего возраста.
Во второй группе детей с ЗПР (с осложненным инфантилизмом и с цереброастеническими состояниями) наблюдается иная картина речевого недоразвития.
Дети в этой группе испытывают существенные трудности с самого начала школьного обучения. У детей с осложненными формами инфантилизма эти трудности обусловлены незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием интеллектуальной деятельности. У детей с цереброастеническими состояниями в основе школьной неуспеваемости лежит истощаемость нервной системы, быстрая утомляемость, нарушение работоспособности.
В анамнезе большинства детей этой группы отмечалась задержка развития речи. Первые слова появились лишь к 2-2,5 годам.
Исследование выявляет у большого количества этих детей нарушения звукопроизношения, которые проявляются в основном в нечетком произношении свистящих и шипящих (боковое, межзубное произношение), отсутствии или неправильном произношении звука р.
При повторении серий из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками наблюдается большое количество ошибок: смешение глухих и звонких, твердых и мягких согласных звуков, расщепление аффрикат.
У детей этой группы не дифференцированы понятия «буква», «звук», «слово». Они испытывают большие затруднения в звукобуквенном анализе слов. Таким образом, у детей этой группы выявлено недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи.
Особенности речи у детей второй группы проявляются и в бедности лексико-семантической стороны речи, в ограниченном объеме словаря, в неточном употреблении слов.
Связная речь детей с ЗПР второй группы находится на более низком уровне, чем у детей первой группы.
Таким образом, особенности речи у этой группы детей характеризуются нарушением речи как системы; своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными.
Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.
1.2.4. Нарушения лексики у младших школьников с ЗПР
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
У детей с ЗПР отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е.В. Мальцевой, грубое недоразвитие лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с ЗПР, имеющих дефекты речи [33, с. 12].
Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность (С.Г.Шевченко, Е. В. Мальцева).
Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
Исследование знаний и представлений об окружающем мире первоклассников с ЗПР, проведенное С.Г. Шевченко, выявило их бедность и значительное своеобразие [43].
Так, большинство детей с ЗПР имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. Во многих случаях на вопрос «Кем работает (мама или папа)?» дети с ЗПР прежде, чем дать верные ответы, вспоминали несущественные, второстепенные сведения
Лишь немногие дети с ЗПР (15%) точно знали свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей, различали понятия «полное имя» и «отчество», осознавали их связи. У большинства же учеников с ЗПР (85%) отмечалась недостаточная сформированность конкретных знаний по этой теме. Так, многие дети с ЗПР (50%) плохо дифференцировали имя и отчество, воспринимали их как единое целое, не знали своего полного имени и отчества, не могли от полного имени образовать краткое имя и наоборот.
Дети с ЗПР затруднялись перечислить и определить последовательность времен года, назвать их наиболее характерные признаки. В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Так, по данным Е. В. Мальцевой, только половина детей с ЗПР смогла правильно назвать 71-80% предъявленных картинок. Часто наблюдалась неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам. Слова-наименования часто заменяют описанием ситуации или действия [33].
В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. В активном словаре детей с ЗПР преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения.
Дети с ЗПР выделяют признаки предметов, но не дифференцируют существенные, опознавательные для данного предмета, и несущественные, незначимые для данного опознания признаки.
Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. По данным Е.В. Мальцевой, детей с ЗПР в большей мере затрудняет подбор синонимов, чем антонимов. Так, слова-синонимы были правильно названы лишь в 63,3% случаев, в то время как слова-антонимы — в 71,7% случаев [33, с. 12].
Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением речи детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
У детей младшего школьного возраста с ЗПР, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Так, у младших школьников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии лексической стороны речи. Задержка в формировании лексики у младших школьников с такой аномалией развития затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в младшем школьном возрасте является необходимым условием адаптации этой категории детей к школьному обучению.
ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. - М., 1982.
Баранникова И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. - М.: Просвещение, 1974. - Часть1, часть II. – 176 с.
Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. – 1992 - №1.
Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы психологии – 1997 - № 1.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С., Баранов С.П./ Учебное пособие - М., 1997.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. – 1975. - № 6.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934. - С.324, 502.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С.519-523.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. - С.500-507.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления советской психологии. - М., 1966. - С.236-277.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С.471.
Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С.31-40.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. - С.23.
Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. - Минск: Высшая школа, 1970. - С.206.
Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л.: Наука, 1980. - С.164.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей. – М.: Гном и Д, 2001.
Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей // Дефектология. 1981. № 6. С. 3—6.
Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и её детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. – 1989. № 1.
Лавреньева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб.: Образование, 1996. - С. 57-69.
Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука 1974. - С. 36-63.
Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. – М.: Наука, 1976. - С. 7-56.
Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М., 1981.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд-во МГУ, 975. - 253 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ,1979. - 319 с.
Лурия А.Р. Умственно отсталый ребёнок – М., 1960.
Мавровская И.Ф. Задержка психического развития. – М., 1992.
Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1990. - № 6.
Медведева И.Л. Опыт психолингвистического исследования в области лексики и фонетики. - Калинин: Изд-во КГУ, 1981. - С. 68-81.
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М., 2004. – 126 с.
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / Дефектология. – 1980 - № 3.
Ульенкова У.В. 6 – летние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы II сигнальной системы. - М.: Наука, 1979. - 248 с.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С. 227-239.
Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М.: АН СССР, Институт языкознания, 1975. - С. 92-105.
Шахнарович A.M. К проблеме исследования формирования и развития понятий // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М.: АН СССР, Институт языкознания, 1976. - С. 150-156.
Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - № 5.
Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997.
Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. - 57с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 115 с.
2
2.Баранникова И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. - М.: Просвещение, 1974. - Часть1, часть II. – 176 с.
3.Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. – 1992 - №1.
4.Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компо-нентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы пси-хологии – 1997 - № 1.
5.Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С., Баранов С.П./ Учебное пособие - М., 1997.
6.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
7.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клиниче-ского изучения задержки психического развития у детей // Дефек-тология. – 1975. - № 6.
8.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934. - С.324, 502.
9.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С.519-523.
10.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. - С.500-507.
11.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления советской психологии. - М., 1966. - С.236-277.
12.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С.471.
13.Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психо-лингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С.31-40.
14.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонема-тического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Про-свещение, 1963.
15.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. - С.23.
16.Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изучения се-мантики. - Минск: Высшая школа, 1970. - С.206.
17.Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
18.Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л.: Наука, 1980. - С.164.
19.КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей. – М.: Гном и Д, 2001.
20.Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
21.Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический экспери-мент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей // Дефектология. 1981. № 6. С. 3—6.
22.Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и её детерминанты при задержке психического развития // Дефектоло-гия. – 1989. № 1.
23.Лавреньева А.И. Этапы становления лексико-семантической сис-темы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) язы-ка. - СПб.: Образование, 1996. - С. 57-69.
24.Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятель-ности // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука 1974. - С. 36-63.
25.Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. – М.: Наука, 1976. - С. 7-56.
26.Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М., 1981.
27.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
28.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики ано-мального развития детей. - М., 1989.
29.Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд-во МГУ, 975. - 253 с.
30.Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ,1979. - 319 с.
31.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребёнок – М., 1960.
32.Мавровская И.Ф. Задержка психического развития. – М., 1992.
33.Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1990. - № 6.
34.Медведева И.Л. Опыт психолингвистического исследования в об-ласти лексики и фонетики. - Калинин: Изд-во КГУ, 1981. - С. 68-81.
35.Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с за-держкой психического развития. – М., 2004. – 126 с.
36.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / Дефектология. – 1980 - № 3.
37.Ульенкова У.В. 6 – летние дети с задержкой психического разви-тия. – М., 1990.
38.Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы II сигнальной систе-мы. - М.: Наука, 1979. - 248 с.
39.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
40.Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современ-ная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С. 227-239.
41.Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистиче-ские проблемы общения и обучения языку. - М.: АН СССР, Ин-ститут языкознания, 1975. - С. 92-105.
42.Шахнарович A.M. К проблеме исследования формирования и раз-вития понятий // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М.: АН СССР, Институт языкознания, 1976. - С. 150-156.
43.Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих поня-тий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - № 5.
44.Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997.
45.Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. - 57с.
46.Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 115 с.
Вопрос-ответ:
Как развивается лексика у детей с нормальным развитием?
У детей с нормальным развитием лексика формируется в процессе активного общения с окружающими людьми. Ребенок начинает узнавать, называть и различать предметы вокруг себя. Затем он осваивает новые слова, использует их в речи и становится все более грамотным в понимании и выражении своих мыслей.
Какова характеристика детей с ЗПР?
Дети с ЗПР (задержкой психического развития) имеют определенные особенности в познавательной и речевой сферах. Они могут испытывать трудности в обучении и социальной адаптации. В речи такие дети часто проявляют нарушения в лексике и грамматике, что затрудняет их коммуникацию с окружающими.
Какие психологические особенности имеют дети с ЗПР?
Дети с ЗПР могут иметь психологические особенности, такие как низкая самооценка, недостаток самоконтроля, трудности в принятии решений и общении с другими людьми. Эти особенности могут отражаться на развитии и использовании лексики таких детей.
Какие нарушения лексики могут быть у младших школьников с ЗПР?
У младших школьников с ЗПР могут наблюдаться различные нарушения лексики, такие как недостаточный словарный запас, трудности с правильным использованием слов и проблемы с пониманием абстрактных понятий. Эти нарушения могут затруднять учебу и общение ребенка.
Какие дефекты связаны со спецификой нарушений лексики у детей с ЗПР?
Дети с ЗПР могут испытывать разнообразные фонетические дефекты, такие как звуковые и речевые нарушения. Эти дефекты могут быть связаны с особенностями формирования речи у таких детей и могут усложнять их лексическое развитие.
Как формируется лексика у детей с нормальным развитием?
Развитие лексики у детей происходит в онтогенезе, и они осваивают новые слова и значения по мере роста и развития. Часто у детей с нормальным развитием лексика формируется в ходе ежедневного общения с родителями, окружающими и обучающими средами. Они учатся новым словам, наблюдая за предметами и действиями, а также через чтение и просмотр разнообразных материалов.
Какими особенностями характеризуются дети с ЗПР?
Дети с ЗПР (задержкой психического развития) имеют свои характеристики, которые отличают их от детей с нормальным развитием. У них могут быть проблемы с обучением, поведением, эмоциональной сферой и коммуникативными навыками. Они часто испытывают трудности с формированием и использованием лексики, что может сказываться на развитии их речи и коммуникации.
Какие особенности имеют нарушения лексики у детей с ЗПР?
У детей с ЗПР наблюдаются различные нарушения лексики. Они могут испытывать трудности с пониманием новых слов, а также с использованием слов в своей речи. Часто они затрудняются с выбором адекватных слов для передачи своих мыслей и идей. Также у них может быть ограниченный словарный запас и проблемы с правильным произношением слов.
Какие нарушения лексики могут наблюдаться у младших школьников с ЗПР?
У младших школьников с ЗПР могут наблюдаться различные нарушения лексики. Они могут иметь слабый словарный запас, трудности с пониманием и использованием сложных и абстрактных слов, а также с выбором подходящих слов для передачи своих мыслей. Они часто делают ошибки в грамматике и могут испытывать затруднения с правильным произношением слов. Все эти факторы могут сказываться на качестве и понятности их речи и коммуникации.