Логопедическая работа по преодолению нарушения фонематической системы у дошкольников с заиканием

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 29 29 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 25.05.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Методика исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста
1.1. Цель и задачи исследования
1.2. Содержание методики исследования
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с заиканием
Глава 2. Методические рекомендации по развитию фонематической системы у дошкольников с заиканием
2.1. Основные направления логопедической работы
2.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонематической системы у дошкольников с заиканием
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие – короткие, высокие – низкие, приятные – неприятные.
Упражнения и игры на развитие слухового внимания:
“Какие звуки нарушают тишину?”,
“Кто услышит больше звуков?”,
“Назови звуки улицы”,
“Вспомни звуки леса, луга, болота”,
“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
“Жмурки с колокольчиком”,
“Ладушки”,
“Морзянка”,
“Чей голос?”,
“Солнце или дождик”,
“Угадай по звуку, что делать?”,
Песенки насекомых,
Голоса животных, птиц,
Звуки транспорта,
Звуки рабочих инструментов.
2. Формирование фонематического восприятия на протяжении всех этапов коррекционной работы.
Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:
сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
научить произносить слова различной слоговой сложности;
научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.
Занимательная игровая ситуация помогает младшим школьникам комфортно и эффективно развивать фонематическое восприятие.
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие фонематической системы, построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

2.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонематической системы у дошкольников с заиканием
Упражнения и игры на развитие фонематической системы: [5]
1. «Рыбалка».
Цель: развивать фонематическое восприятие, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
Количество играющих: один и более человек.
2. «Телевизор».
Цель: развивать фонематическое восприятие, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне фонематического восприятия. Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал (и) слово, экран телевизора открывается.
Например: месяц — спрятанное слово.
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
Количество играющих: один и более человек.
3. «Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
4. «Цепочка слов».
Цель: развивать фонематическое восприятие, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
Количество играющих: один человек и более.
5. «Собери цветок».
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
6. «Незнайка с кармашком».
Цель: развивать фонематическое восприятие, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры.
I вариант
В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
II вариант
В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.
Количество играющих: один и более человек.
7. «Найди ошибку».
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.
Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
8. «Собери букет».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] — [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.
Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
9. «Речевое лото».
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).
10. Лото «Читаем сами».
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной фонематическим восприятием, развитие скорости чтения.
Ход игры.
I вариант
Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
II вариант
Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).
Заключение
В заключение исследования еще раз отметим, что, по мнению многих исследователей (Л.С.Выготский, Т.Г.Егоров, Р.Е.Левина и др.), фонематическая система является основой устной и письменной речи включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Выделяют 3 функции фонематической системы:
1) слухопроизносительная дифференциация фонем, или фонематическое восприятие;
2) фонематический анализ слов;
3) использование фонем в качестве смыслоразличительных единиц.
Несформированность фонематических процессов приводит к тому, что дети не различают фонем родного языка: на письме это выражается в виде их смешения и замены букв (по твердости — мягкости; согласных звуков, имеющих акустике — артикуляционное сходство).
Фонематические процессы и их функции формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь.
Отметим еще раз типичные нарушения фонематических процессов у детей дошкольного возраста с заиканием проявляются:
на уровне фонематического анализа – дети затрудняются в определении наличия/отсутствия звука в слове, не могут выделить начальный и конечный согласный звук в слове; точно определить местоположения звука в слове, провести последовательный и количественный анализ звукового состава слова;
на уровне фонематического синтеза наблюдаются различного рода искажения звукового состава слова;
на уровне фонематических представлений – дошкольники затрудняются назвать слово на определенный звук.
Итак, мы выполнили цель исследования - составили логопедическую программу по преодолению нарушения фонематической системы у дошкольников с заиканием
Решили все задачи исследования:
Раскрыли методику исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста.
Дали методические рекомендации по развитию фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием.
Список литературы
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985. – 245 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И., М. — 1992. – 145 с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
Неткачев Г.Д. Заикание Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. - М., 1999 //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной - М.,1980. – 310 с.
Шкловский В.М Заикание. М., 1994. – 202 с.











26

Список литературы
1.Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
2.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985. – 245 с.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
4.Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И., М. — 1992. – 145 с.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
6.Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
7.Неткачев Г.Д. Заикание Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. - М., 1999 //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
8. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной - М.,1980. – 310 с.
9.Шкловский В.М Заикание. М., 1994. – 202 с.

Вопрос-ответ:

Какая цель и задачи исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста?

Целью исследования является выявление нарушений фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием. Задачи исследования включают определение особенностей проявления нарушений, выявление причин их возникновения, разработку методик и рекомендаций по развитию фонематической системы у этих детей.

Какие методики используются для исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста?

Для исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста используются различные методики, включающие аудиологическое, логопедическое, фонетическое и психологическое тестирование. Также проводятся наблюдение за речевыми проявлениями ребенка в естественных ситуациях, анализируются записи его речи.

Какова психолого-педагогическая характеристика дошкольников с заиканием?

Дошкольники с заиканием часто проявляют неразвитие фонематической системы, что приводит к нарушению произношения отдельных звуков и звукосочетаний. Они могут испытывать трудности в общении, проявлять расторможенность или сдержанность в речи. Также часто наблюдаются сопутствующие психологические проблемы, такие как низкая самооценка, тревожность и неправильные механизмы самоконтроля.

Какие основные направления логопедической работы по развитию фонематической системы у дошкольников с заиканием?

Основные направления логопедической работы по развитию фонематической системы у дошкольников с заиканием включают проведение специальных упражнений и игр, направленных на правильное произношение звуков и развитие слухового восприятия. Также используются методики, направленные на улучшение психологического и эмоционального состояния ребенка, развитие его самооценки и самоконтроля.

Какими методиками проводится исследование фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием?

Для исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием используются различные методики, включающие анализ речевых процессов, анализ фонематической структуры слов, а также обследование фонематических способностей ребенка.

Какова цель и задачи исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием?

Целью исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием является выявление особенностей развития данной системы у таких детей. Задачами исследования являются определение уровня сформированности фонематической системы, выявление дефекта и создание индивидуальной программы логопедической работы.

Какими характеристиками обладают дошкольники с заиканием с психолого-педагогической точки зрения?

Дошкольники с заиканием обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, низкой самооценкой, затруднениями в коммуникации и излишней самокритичностью. У них также наблюдаются нарушения моторной активности и сложности в реализации задач речевой деятельности.

Какими основными направлениями характеризуется логопедическая работа по развитию фонематической системы у дошкольников с заиканием?

Логопедическая работа по развитию фонематической системы у дошкольников с заиканием включает в себя следующие направления: развитие слуховой аналитической деятельности, развитие фонематического слуха, развитие фонематического восприятия, развитие фонематической осознанности и развитие фонематической продукции.

Как проводится логопедическая работа по коррекции фонемы у дошкольников с заиканием?

Логопедическая работа по коррекции фонемы у дошкольников с заиканием проводится через систематическое и целенаправленное обучение детей осознанию и продукции звуков. В процессе работы используются различные упражнения и игры, направленные на развитие фонематической осознанности и формирование правильного произношения фонемы.

Какую цель преследует исследование?

Целью исследования является изучение методики преодоления нарушения фонематической системы у дошкольников с заиканием.

Какие задачи ставятся перед исследованием?

Задачи исследования включают разработку методик исследования фонематической системы у детей дошкольного возраста, а также психолого-педагогическую характеристику дошкольников с заиканием.

Как проводится исследование фонематической системы у детей дошкольного возраста?

Исследование проводится с использованием специальных методик, которые позволяют выявить нарушения в фонематической системе у детей дошкольного возраста.