Выбрать одну тему из списка.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 22 22 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 28.01.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Общие сведения об умственной отсталости
2.Характеристика уровня развития психических процессов при умственной отсталости
2.1Ощущение и восприятие
2.2Внимание
2.3Память
2.4Мышление
2.5Речь
2.6.Личность и эмоционально-волевая сфера
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Употребляются и простые распространенные предложения, включающие чаще всего прямое дополнение (Девочка рвет цветы), иногда обстоятельства места (Дети идут в школу).
У детей с умственной отсталостью в большей степени нарушена связная монологическая речь. При пересказе нарушены логика, связь между частями. Как правило, пересказ состоит из скудных фрагментарных отрывков. Дети часто сбиваются на второстепенные дополнительные детали, а затем полностью на них переключаются.
При пересказе обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. На основе случайных ассоциаций они додумывают события, детали, которые отсутствуют в тексте.

Личность и эмоционально-волевая сфера
Интеллектуальная недостаточность и незрелость личности проявляются в следующих особенностях эмоциональной сферы умственно отсталых детей и школьников: слабость интеллектуальной регуляции эмоций, их малая дифференцированность, полярность, несоответствие внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия.
Нарушения воли может протекать по активизирующему (абулия, гипобулия) и по тормозящему (гипербулия) пути.
При этом умственно отсталым школьникам свойственно нарушение структуры волевого действия, а также недостаточная интеллектуальная регуляция воли.
Интересы умственно отсталых недостаточно дифференцированы, малоинтенсивны, неустойчивы. Что касается убеждений, то при интеллектуальной недостаточности они неточны, поверхностны, школьники не всегда могут отстоять их в споре и не ориентируются на них в повседневной жизни.
У умственно отсталых детей самооценка формируется медленно, и часто носит завышенный характер. Это объясняет порой демонстративный тип поведения.
К числу наиболее значимых условий развития личности умственно отсталого ребенка относятся общение со сверстниками, воспитание в коллективе. В классе специальной школы, так же как и в коллективе нормально развивающихся учащихся, структура межличностных взаимоотношений представлена деловыми и личными отношениями. Однако, если в норме деловые и личные отношения часто не совпадают, у умственно отсталых они совпадают практически всегда. Так же, как и в общеобразовательной школе, в коллективе умственно отсталых учащихся выделяют статусные группы: звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные. Однако избирательность во взаимоотношениях учащихся с интеллектуальной недостаточностью более или менее устойчиво начинает проявляться к 5-му классу. До этого их взаимоотношения носят диффузный характер, границы статусных групп размыты.
Отличаются своеобразием мотивы позитивного и негативного отношений умственно отсталых учащихся друг к другу и к окружающим людям вообще.
К общим недостаткам деятельности умственно отсталых детей относятся нарушение ее целенаправленности и мотивации, слабость ориентировки в задаче, неумение планировать и предвидеть результат, некритичное отношение к результату деятельности, неумение замечать и исправлять ошибки.
Специалисты считают, что наиболее сильно интеллектуальная недостаточность и личностная незрелость проявляются в своеобразии учебной деятельности умственно отсталых детей.



Заключение
Как видно из психолого-педагогической характеристики, у школьников с нарушениями интеллекта отмечаются отклонения в познавательной деятельности (развитие каждого психического процесса происходит с большим запозданием и отклонениями) и личностных проявлениях. Нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.
К умственно отсталым относят детей со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
   Умственно отсталые дети – разнородная по своему составу группа.
   Олигофрения составляет основную группу заболеваний, приводящих к умственной отсталости.
   Классификация форм умственной отсталости служит целям дифференциальной диагностики, так как при отграничении умственной отсталости от сходных состояний и в первую очередь от задержки психического развития сопоставлять следует именно формы проявления интеллектуального недоразвития.
   Развитие умственно отсталых детей подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.
   Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности, которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в развитии познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи и познавательной деятельности умственно отсталых детей.
   В силу значительного недоразвития игровая деятельность умственно отсталых дошкольников без специального обучения не может оказать воздействие на психическое развитие. Привить умственно отсталому дошкольнику интерес к игре, научить его играть и через игру воздействовать на его психическое развитие – важнейшая цель в коррекционно-развивающей работе.
   Развитие речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.
   Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей приводят к недоразвитию личности и деятельности, которые особенно усугубляются под влиянием негативной социальной ситуации. В условиях же положительного отношения к ребенку, коррекционно-развивающего обучения в специальной школе появляются позитивные тенденции к компенсации дефекта.

Литература
Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985.
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – Саратов, 1990.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2003
Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

Основы спсмльециальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986
Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2003
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – Саратов, 1990
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986
Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995
Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2003
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – Саратов, 1990
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2003
Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978









2

1.Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985.
2.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5
3.Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – Саратов, 1990.
4.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
5.Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978.
6.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2003
7.Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003
8.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

Вопрос-ответ:

Какие процессы психики наиболее нарушены у детей с умственной отсталостью?

У детей с умственной отсталостью наиболее нарушены процессы ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, личности и эмоционально-волевой сферы.

Какие процессы психики наименее нарушены у детей с умственной отсталостью?

У детей с умственной отсталостью наименее нарушены процессы ощущения и восприятия.

Какие процессы психики развиваются медленнее у детей с умственной отсталостью?

У детей с умственной отсталостью процессы внимания, памяти, мышления, речи, личности и эмоционально-волевой сферы развиваются медленнее, чем у детей без умственной отсталости.

Чем характеризуется развитие личности у детей с умственной отсталостью?

Развитие личности у детей с умственной отсталостью характеризуется нарушениями в эмоционально-волевой сфере, что может проявляться в неустойчивости эмоций, трудностях в контроле своих действий и поведения.

Какие процессы психики наиболее важны для обучения детей с умственной отсталостью?

Для обучения детей с умственной отсталостью особенно важны развитие внимания, памяти, мышления и речи, так как эти процессы являются основой для усвоения знаний и навыков.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость - это состояние, при котором у человека наблюдаются нарушения в интеллектуальном развитии, что приводит к ограниченности способностей в обучении, адаптации и самообслуживании.

Какие психические процессы наиболее часто присутствуют при умственной отсталости?

Уровень развития психических процессов при умственной отсталости может быть разным, но в большинстве случаев наблюдаются нарушения в ощущении и восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, а также в личности и эмоционально-волевой сфере.

Что означает нарушение ощущения и восприятия при умственной отсталости?

У детей с умственной отсталостью часто наблюдаются нарушения в ощущении и восприятии. Это может проявляться в искажении или затруднении восприятия окружающего мира, затруднении распознавания предметов, лиц и звуков, а также в ограничении способности к визуальному и слуховому восприятию информации.

Какие особенности есть у речи у детей с умственной отсталостью?

У детей с умственной отсталостью часто наблюдаются нарушения в развитии речи. Они могут иметь слабую артикуляцию, ограниченные словарные запас и грамматические навыки. У некоторых детей речь может быть совсем отсутствующей. Важно заметить, что ранняя речевая терапия может помочь в улучшении коммуникационных навыков у детей с умственной отсталостью.