Переход на международную систему финансовой отчетности российских предприятий.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 15.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Проблемы перехода на МСФО в России
2. Переход групп организаций на МСФО
3. Реформирование российского бухучета в связи с переходом на МСФО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Большее умножение учетов не имеет смысла.
Применение МСФО касается только финансового учета. МСФО никак не связаны с решением бухгалтерских задач административного характера. И для того, чтобы внедрить МСФО, необходимо отказаться от решения административных задач. Не то чтобы отказаться совсем, но, по крайней мере, их нельзя решать в рамках той же самой системы нормативных требований, в которой решаются задачи внедрения МСФО. В этом и кроется основная причина неудач реформирования бухгалтерского учета в России. С одной стороны, государство не может вовсе отказаться от решения административных бухгалтерских задач. С другой стороны, права пользователей отчетности на качественную информацию тоже нужно защитить и для этого нужно внедрять МСФО. Если бы каждый из этих вопросов решался самостоятельно, то переход российского бухгалтерского учета на МСФО уже бы давно безболезненно состоялся. Но государство до сих пор пытается решить несовместимые задачи в рамках одной системы нормативных требований. Результатом таких попыток является только преумножение холостой работы отечественного бухгалтера. Никаких позитивных сдвигов не происходит.
Конфликт между указанными ранее двумя направлениями учета раньше всего и ярче всего проявился в столкновении интересов налогообложения с интересами пользователей финансовой отчетности. Между системой расчета налогов и формированием информации для принятия экономических решений существует целый ряд неустранимых противоречий, которые несовместимы в единой системе нормативных требований.
Именно этому конфликту обязано рождение МСФО. В тот момент, когда налоговые органы ведущих стран мира стали не только пассивно использовать данные бухгалтерского учета, но и модифицировать его правила для собственных целей, возникла необходимость в непредвзятой качественной финансовой информации, не обремененной фискальным интересом, годной для принятия экономических решений.
Современный российский бухгалтерский учет базируется на имущественных категориях, но в нем пытаются реализовать идеи МСФО. Эта задача заведомо неразрешима, поскольку МСФО предназначены для совершенно иной первоосновы, чем используется у нас. Это видно уже в формулировках целей и задач учета:
1. Цель финансовой отчетности по МСФО - предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности, об изменении финансового положения, а также о ее денежных потоках полезной для принятия экономических решений.
2. Основные задачи бухгалтерского учета по РСБУ:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, об ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Задачи российского учета из формулировок закона предполагают решение имущественных вопросов. Эти вопросы действительно важны и их нельзя оставлять без внимания. Но это совсем другие вопросы по сравнению с теми, которые решаются международными стандартами. Вопросы имущественного контроля решаются с помощью совершенно другого инструментария. Имущественное положение организации - это совсем не то же самое, что финансовое положение, равно как результаты деятельности, рассматриваемой как операции с имуществом, - это совсем не то же самое, что финансовые результаты. Поэтому некорректно отождествлять используемое в МСФО понятие активов с понятием имущества и имущественных прав, используемых в гражданском законодательстве любой страны, в том числе России. Также некорректно отождествлять понятие гражданско-правовых обязательств с понятием обязательств (пассивов), используемым в МСФО. Имущественные отношения с другими лицами влияют на финансовое положение и финансовые результаты субъекта. Но влияют не только они. Подобное влияние могут оказывать внешние события, никак не связанные с хозяйственными или иными операциями субъекта.
Когда организация или публично-правовое образование совершает имущественные операции с другими лицами, это, бесспорно, изменяет ее имущественное положение, но при этом финансовое положение может остаться неизменным. И наоборот, в условиях полного отсутствия каких-либо имущественных отношений финансовое положение субъекта может значительно поменяться и появиться финансовый результат.
Международные стандарты направлены на то, чтобы характеризовать финансовое положение и финансовые результаты. Имущественные отношения рассматриваются в МСФО только лишь как влияющие факторы, но сами по себе они не являются ни предметом учета, ни предметом представления. Поскольку понятия "финансовое положение" и "финансовые результаты" довольно абстрактны, для их конкретизации придуманы специальные характеристики, называемые элементами финансовой отчетности - активы, обязательства (пассивы), капитал, доходы и расходы.
Налоговый учет предназначен для расчета налогов и налогового администрирования, но он полностью не решает своих задач, поскольку его формирование "оборвалось на середине". Имущественных вопросов он также не решает, так как они находятся вне его сферы.
Финансовый учет предназначен для достоверной демонстрации экономической эффективности деятельности отчитывающихся субъектов на основе международных стандартов. Он также полностью не решает своих задач, так как независимо от потребностей пользователей отчетность по МСФО не является ни для кого обязательной и составляется лишь по добровольной инициативе отчитывающегося лица.
Бухгалтерский учет по российским нормативным документам ни для чего конкретного не предназначен, хотя и обязателен для всех субъектов. Он выполняет лишь попутные разрозненные не связанные между собой задачи - рассчитывает налоги, правила для которых по каким-то причинам остались недописанными в НК РФ (например, налог на имущество), позволяет идентифицировать имущество при решении гражданско-правовых вопросов, наконец, дает хоть какую-то информацию о финансовом положении и финансовых результатах при отсутствии отчетности по МСФО. Но экономическая информация в отчетности, подготовленной по РПБУ, по мнению абсолютного большинства экспертов, непригодна для принятия экономических решений, что официально подтверждено в Положении о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденном Приказом ФСФР России от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н.
Главной причиной неудачи бухгалтерской реформы явилось то, что в нормативной базе российского бухгалтерского учета стали реализовываться похожие на МСФО требования на старой основе, которые предназначены совсем для другого. Современный российский бухгалтерский учет базируется на имущественном и юридическом подходе к определению бухгалтерских категорий, в то время как бухгалтерский учет по МСФО базируется на информационном знаковом подходе к их определению. Имущественный подход ориентирует российский учет на решение административных вопросов - таких как расчет налогов, налоговое администрирование, имущественный контроль и т.п. Но эти вопросы, для которых такая основа была бы удобна, в стандартах по бухгалтерскому учету не решаются. Вместо этого в них переписываются видоизмененные правила МСФО, которые не ложатся на неподходящую почву и поэтому на практике не работают. В результате такой учет не служит ни целям налогообложения, ни целям имущественного контроля, ни целям финансовой отчетности, а только приносит дополнительные издержки для организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Требования к финансовой отчетности не нужно изобретать заново. Достаточно просто изложить в российских стандартах требования МСФО. Если базировать эти правила на информационных категориях и исключить использование этих правил для административных целей (т.е. налоговых), то никаких препятствий для их практической реализации не будет. Тогда введение требований МСФО в России, безрезультатно тянущееся второе десятилетие, может быть успешно завершено в течение ближайших двух-трех лет.
Но внедрение МСФО может продлиться еще не одно десятилетие, если будет продолжать базироваться на имущественно-юридических категориях и предусматривать имущественные последствия типа налоговых. Сохранение нынешних тенденций в реформировании российского бухгалтерского учета становится все более существенным "тормозом" экономического роста в стране. Без эффективного института финансовой отчетности отсутствует информационная основа для принятия адекватных экономических решений всеми участниками рыночных отношений, в том числе и государственными органами. С другой стороны, преобразуемые под МСФО правила административного (имущественного) учета приводят к его исчезновению. Имущественный учет уже сейчас фактически ограничился только решением налоговых задач. По гражданскому законодательству, признаком юридического лица является обособленное имущество, и этот признак может быть потерян, поскольку налоговые требования данной проблемы не решают. Чтобы этого не произошло, необходимо принципиально поменять подход в реформировании бухгалтерского учета таким образом, чтобы решение любой задачи четко отвечало достижению определенных целей. Применение МСФО - это не самоцель, а всего лишь инструмент получения качественной финансовой информации. Любой инструмент необходимо применять по назначению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 03.04.1997 N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)".
2. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".
3. Распоряжение Правительства РФ от 22.05.1998 N 587-р "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".
4. Приказ ФСФР России от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг".
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. М.: ТК Велби, Проспект. 2007.
6. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.
7.Международные стандарты финансовой отчетности 2007: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА. 2007. 1078 с.
8. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 480 с.
9. Панкова С.В., Иванникова И.В. Организация аудиторского комитета в структуре корпоративного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2006. N 20.
10.Суворов А.А., д.э.н., председатель Ассоциации бухгалтеров/"Аудит и налогообложение", 2008, N3
11.Чая В.Т,.д.э.н., профессор, исполнительный директор Ассоциации бухгалтеров и аудиторов "Содружество"/"Международный бухгалтерский учет", 2008, N 1
Чая В.Т,.д.э.н., профессор, исполнительный директор Ассоциации бухгалтеров и аудиторов "Содружество"/"Международный бухгалтерский учет", 2008, N 1
"Вестник профессиональных бухгалтеров", 2007, N 5
"Международный бухгалтерский учет", 2007, N 12
Чая В.Т,.д.э.н., профессор, исполнительный директор Ассоциации бухгалтеров и аудиторов "Содружество"/"Международный бухгалтерский учет", 2008, N 1
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная Приказом Минфина России от 01.07.2004 N, стр 10.
Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 41 с.
Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 45 с.
Панкова С.В., Иванникова И.В. Организация аудиторского комитета в структуре корпоративного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2006. N 20.
Суворов А.А., д.э.н., председатель Ассоциации бухгалтеров/"Аудит и налогообложение", 2008, N3
Суворов А.А., д.э.н., председатель Ассоциации бухгалтеров/"Аудит и налогообложение", 2008, N3
Суворов А.А., д.э.н., председатель Ассоциации бухгалтеров/"Аудит и налогообложение", 2008, N3
Международные стандарты финансовой отчетности 2007: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА. 2007. 1078 с
25
1. Указ Президента РФ от 03.04.1997 N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)".
2. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".
3. Распоряжение Правительства РФ от 22.05.1998 N 587-р "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".
4. Приказ ФСФР России от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг".
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. М.: ТК Велби, Проспект. 2007.
6. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.
7.Международные стандарты финансовой отчетности 2007: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА. 2007. 1078 с.
8. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 480 с.
9. Панкова С.В., Иванникова И.В. Организация аудиторского комитета в структуре корпоративного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2006. N 20.
10.Суворов А.А., д.э.н., председатель Ассоциации бухгалтеров/"Аудит и налогообложение", 2008, N3
11.Чая В.Т,.д.э.н., профессор, исполнительный директор Ассоциации бухгалтеров и аудиторов "Содружество"/"Международный бухгалтерский учет", 2008, N 1
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при переходе российских предприятий на МСФО?
При переходе на МСФО российские предприятия сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, это необходимость внедрения новых правил и стандартов, которые могут быть непривычны и сложны для понимания. Во-вторых, внедрение МСФО требует значительных затрат на обучение и подготовку сотрудников, обновление информационных систем и изменение внутренних процессов предприятия. Также возможны проблемы с сопоставимостью данных и отчетности между российскими и международными стандартами. И, наконец, переход на МСФО может потребовать изменений в организационной структуре и культуре предприятия.
Как происходит переход групп организаций на МСФО?
Переход групп организаций на МСФО обычно происходит поэтапно. Вначале проводится анализ текущей отчетности и системы учета, чтобы определить необходимость и потенциальные изменения. Затем разрабатывается план внедрения МСФО, который включает в себя обучение сотрудников, изменение учетной политики и процедур, модификацию информационных систем и проведение тестирования. После того, как изменения внедрены, группа организаций может начать составление финансовой отчетности согласно МСФО. Важно отметить, что переход на МСФО требует согласованной работы всех участников группы организаций и может занять продолжительное время.
Какое реформирование российского бухучета происходит в связи с переходом на МСФО?
Переход на МСФО требует определенного реформирования российского бухгалтерского учета. Во-первых, необходимо изменить учетную политику предприятия, чтобы она соответствовала требованиям МСФО. Во-вторых, возможно потребуется обновление информационных систем и программного обеспечения, чтобы они поддерживали новые стандарты и форматы отчетности. Также может быть необходимо провести обучение сотрудников и пересмотреть внутренние процессы и процедуры предприятия, чтобы они соответствовали требованиям МСФО. Реформирование российского бухучета в связи с переходом на МСФО требует согласованной работы всех участников предприятия и может занять значительное время.
Какие проблемы возникают при переходе российских предприятий на МСФО?
Переход на международную систему финансовой отчетности (МСФО) в России сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, это сложность адаптации российских стандартов бухгалтерии к требованиям МСФО. Во-вторых, переход на МСФО требует значительных затрат на обучение бухгалтеров и внедрение новых технологий. Кроме того, проблемой является отсутствие единой методологии перехода на МСФО, что может привести к разночтениям в интерпретации стандартов и отчетности предприятий.
Как происходит переход групп организаций на МСФО?
Переход групп организаций на МСФО происходит поэтапно. Сначала необходимо провести оценку влияния перехода на финансовое состояние и результаты деятельности группы. Затем составляется план перехода, включающий в себя подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО, обучение сотрудников и внедрение необходимых изменений в процессы бухгалтерского учета. После этого происходит тестирование и аттестация системы, а затем переход на полное ведение бухгалтерии в соответствии с МСФО.
Каким образом реформируется российский бухучет в связи с переходом на МСФО?
Реформирование российского бухгалтерского учета в связи с переходом на МСФО предполагает изменение законодательства и принятие новых стандартов бухгалтерии. Это включает в себя разработку новых методик и руководств, обучение бухгалтеров и аудиторов, а также создание необходимого инфраструктурного и технологического обеспечения для ведения бухгалтерии в соответствии с МСФО.
Какая связь между МСФО и решением бухгалтерских задач административного характера?
Между МСФО и решением бухгалтерских задач административного характера нет прямой связи. МСФО применяются только к финансовому учету и регулируют отчетность предприятий, административные задачи решаются через другие системы и методики учета. Для внедрения МСФО необходимо отказаться от решения административных задач и перейти на новые принципы финансового учета, установленные МСФО.
Какие проблемы возникают при переходе российских предприятий на МСФО?
При переходе на МСФО российские предприятия сталкиваются с рядом проблем, включая необходимость изменения системы бухгалтерского учета, обучение сотрудников новым методам и требованиям, а также необходимость проведения аудиторской проверки и подготовки финансовой отчетности по международным стандартам.
Что происходит при переходе групп организаций на МСФО?
Переход групп организаций на МСФО предполагает не только изменение системы бухгалтерского учета, но и реорганизацию внутренней структуры компании, включая документооборот, информационные системы и процессы управления. Это может занять продолжительное время и потребовать значительных ресурсов.
Каким образом реформируется российский бухучет в связи с переходом на МСФО?
Реформирование российского бухучета в связи с переходом на МСФО включает в себя изменение законодательства, разработку новых методических рекомендаций, обучение бухгалтеров и аудиторов, а также создание новых структур для контроля и надзора за применением МСФО.
В чем отличие применения МСФО от решения бухгалтерских задач административного характера?
Применение МСФО касается только финансового учета и отличается от решения административных задач, которые связаны с учетом операционных процессов и управлением предприятием. МСФО ориентированы на предоставление информации о финансовом состоянии и результате деятельности компании для потенциальных инвесторов и других заинтересованных сторон.
Какие шаги необходимы для внедрения МСФО и отказа от решения административных задач?
Внедрение МСФО требует проведения анализа текущей системы бухгалтерского учета, обучения сотрудников новым методам и требованиям, а также разработки новых процедур и политик в соответствии с международными стандартами. Отказ от решения административных задач также требует проведения реорганизации и оптимизации внутренних процессов предприятия.