Особенности лексического строя речи его формирование у дошкольников с ОНР (3 вида )
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 18.11.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Научно – теоретические основы изучения лексики у дошкольников с ОНР
1.1. Современные лингвистические представления о лексической системе языка
1.2. Особенности формирования лексики в процессе онтогенеза
1.3. Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР
1.4. Особенности нарушений лексического строя речи у дошкольников с ОНР
Выводы по главе 1
Глава II. Методические рекомендации по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР
2.1. Основные направления и общие принципы развития лексики у дошкольников с ОНР
2.2. Анализ существующих методик развития лексики у дошкольников с ОНР
2.3. Содержание логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР (3 уровень)
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Автор указывает на то, что эта взаимосвязь не является абсолютной (27).
Применяя психолингвистический подход к изучению процесса формирования словаря у дошкольников с ДЦП, Серебрякова Н.В. указывает на характерные для детей несформированность структуры значения слова, несовершенство процесса поиска слова, несоответствующий возрасту уровень организации семантических полей (24). По мнению автора, дошкольникам с дизартрической патологией характерно преобладание синтагматических связей над парадигматическими.
Таким образом, проанализированные исследования доказывают, что планомерная систематическая коррекционная работа обеспечивает формирование лексики аномального ребенка.
В трудах отечественных дефектологов доказана рациональность коммуникативного направления в работе над лексико-семантической стороной речи аномальных детей, сочетания лексической работы с практической деятельностью ребенка, использования в коррекционной работе игр и игровых приемов.
Принципиально важным для нашего исследования является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Автор подчеркивает, что вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении (5).
В исследованиях многих авторов (Миронова С.А., Филичева Т.Е., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н. и др.), посвященных проблеме недоразвития речи, содержатся отдельные рекомендации по лексической работе с детьми.
Более полно представлен материал по её развитию в литературе, посвященной обучению детей с недоразвитием речи в школьном возрасте. Вместе с тем, вопрос обогащения и активизации лексического запаса дошкольников в должной мере не освещен.
2.3. Содержание логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР (3 уровень)
В работе над новым словом выделяются следующие этапы:
1. Знакомство с новым словом. Привлечение внимание детей к нему
с помощью наглядности.
2. Уточнение произношения, звуковой анализ слова.
3. Уточнение и расширение лексического значения слова:
- уточнение семантики слова;
- организация семантического поля;
- определение парадигматических связей слова в данном
семантическом поле.
4. Закрепление и активизация слова в связной речи, формирование
синтагматических связей.
Примеры упражнений
I. Классификация предметов, сравнение, обобщение, группировка слов на основе различных семантических признаков. Предлагаемые задания имели целью объединить и сгруппировать слова на основе того или иного семантического признака.
1. Разложи картинки на две группы, рассели в два домика. Критерии классификации не называются.
Группы слов:
сапоги, кофта, шуба, тапочки, валенки, платье; лук, яблоко, апельсин, морковь, кабачок, груша; ромашка, липа, колокольчик, василек, дуб, осина; волк, кошка, заяц, лошадь, собака, лиса; кресло, стол, чайник, кровать, блюдце, стакан; ворона, стрекоза, синица, пчела, воробей, бабочка;
2. Назови лишнее слово.
Логопед называет ряд слов. Дети должны выбрать из них "лишнее" и объяснить, почему это слово "лишнее".
Предлагаются следующие группы слов:
огурец, помидор, чеснок, слива, картофель, морковь; валенки, сапоги, босоножки, брюки, кроссовки, тапочки; тарелка, чашка, стол, блюдце, стакан, чайник; корова, лось, лошадь, овца, баран, свинья; кабан, медведь, лиса, барсук, волк, собака; голубь, воробей, стрекоза, синица, снегирь, дятел; роза, василек, гвоздика, ромашка, абрикос, тюльпан; линейка, круг, прямоугольник, круг, квадрат, треугольник; январь, ноябрь, февраль, весна, март, май; дерево, береза, дуб, ель, сосна, липа; самолет, автобус, трамвай, самосвал, такси, поезд; папа, сестра, дедушка.
3. Игра с хлопками.
Логопед предлагает тему для повторения и проговаривает слова по данной теме. Дети хлопают в ладоши, если названное слово относится к теме. Если логопед произнес слово из другой темы, дети не ударяют в ладоши.
Группа слов по темам для использования в игре: "Наша группа" - стол, стул, парта, шкаф, доска, полка, цветы, лампа, картина, пол, стена, дверь, окно, игрушки, ковер.
"Наша квартира" -
а) помещение: комната, кухня, спальня, ванная, туалет, балкон, коридор, прихожая;
б) мебель: диван, кровать, стол, стул, кресло, шкаф, полка, вешалка;
в) домашние вещи: телевизор, телефон, ковер, картина, лампа, цветы, звонок, шторы, зеркало, чемодан.
"Город" -
а) строения: дом, завод, фабрика, магазин, универмаг, гостиница, кинотеатр, клуб, светофор, мост, библиотека, больница, аптека, музей, почта, цирк, стадион, театр, вокзал, здание, памятник, киоск, книжный магазин;
б) транспорт: трамвай, автобус, троллейбус, машина, грузовик, метро, трактор, велосипед, самолет, пароход.
"Магазин" - продавец, продавщица, хлеб, булка, молоко, касса, чек, колбаса, сосиски, масло, сыр, сахар, чай, какао, кофе, печенье, батон, мясо.
"Продукты питания" - хлеб, суп, батон, капуста, картофель, морковь, помидор, огурец, овощи, компот, мясо, колбаса, масло, молоко, печенье, сахар, рыба, сосиски, сыр, сметана, салат, кофе, фрукты, яблоко, апельсин, слива, груша, ягоды, яйцо.
"Семья" - родители, папа, мама, отец, мать, сестра, брат, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сын, дочь, дети, муж, жена.
4. Подбери слово.
Дети должны были выбрать слова, чтобы получились похожие пары слов и объяснить их сходство. Задание помогает лучшему осознанию различных семантических признаков слов: видо-родовые отношения, часть - целое, явление и средство, с помощью которого оно осуществляется, предмет и его функция, предмет и материал, из которого он сделан, предмет и его месторасположение и др.
снеговик - снег, пирог - (нож, тесто, печь); свитер - шерсть, дом - (дверь, окно, кирпичи); колокольчик цветок, яблоко - (дерево, фрукт, огород); груша - сад, репа - (земля, куст, огород); часы - время, градусник - (кровать, температура, солнце); трамвай - рельсы, автобус (парк, дорога, тропинка); ковер - пол, скатерть (кровать, мебель, стол); варежка - рука, босоножка (девочка, нога, стул); корова - молоко, овца - (фрукты, кот, шерсть); гвоздь - молоток, шуруп - (отвертка, топор, конверт); собака - щенок, свинья - (утенок, теленок, поросенок); книга - полка, шуба - (стол, пол, вешалка); карандаш - альбом, ручка - (парта, книга, тетрадь); козел коза, петух - (курица, цыпленок, утка); продавец магазин, учитель - (дети, библиотека, школа); клен листья, сосна - (плоды, иголки, шипы).
5. На чем поедем?
Логопед подбирает несколько картин, на которых изображены улица города, река, лес, гора, море, проселочная дорога, шоссе, железная дорога, снежная равнина, пустыня. Дети должны рассказать, на чем можно проехать в местах, изображенных на картинках.
II. Работа с прилагательными
1. Сравни:
шоссе - тропинка (по ширине);
многоэтажный дом - избушка (по высоте);
шоколад - перец (по вкусу);
Кащей - Чебурашка (по характеру);
сумочка - чемодан (по весу);
старик - юноша (по возрасту);
слон - муравей (по размеру) и т.д.
2. Закончить предложения.
Земля покрыта снегом, как...
Лед блестит у берега, как...
Туман стелется над городом, как...
3. Найди слова-"приятели" в тексте:
Я не знаю где граница М.Светлов.
Между севером и югом,
Я не знаю где граница
Меж товарищем и другом.
4. Определить, какое из двух слов-"приятелей" лучше подойдет к
названию картин:
холод - мороз (картинки с изображением осеннего и зимнего пейзажа) высокий - долговязый (картинки с изображением мужчины и многоэтажного дома) и т.д.
5. Замена слова словом-"приятелем" в словосочетании:
снег идет - снег падает, кружится, валит;
мальчик бежит - мальчик несется, торопится, спешит.
III. Работа с глаголами
1. Отгадать животное.
Лает - (кто?)..., воркует - ..., кукует - ..., каркает -
..., чирикает - ..., крякает - ..., стрекочет - ..., блеет
- ..., хрюкает - ..., мычит - ...
2. Подобрать как можно больше слов к названиям животных,
которые отвечают на вопрос: "Что делает?".
Лошадь - скачет, лежит, стоит, перевозит людей и груз,
идет, кормит жеребенка, обмахивается хвостом, ржет.
Утка - крякает, щиплет траву, плавает, несется...
3. По описанию отгадай, что это за животное?
Логопед называет действия, которые свойственны данному
животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.
Мяукает, мурлычет, царапается, лакает - кто это?
Кудахчет, созывает, квохчет, несется, клюет - ?
Хрюкает, чавкает, роет землю - ?
Летает, жалит, жужжит - ?
Скачет, ржет, бегает - ?
Лает, грызет, сторожит, кусает, рычит - ?
4. Отгадать загадки о животных.
Раньше всех встает,
"Ку-ка-ре-ку!" поет. Петух.
Четыре грязных копытца
залезли прямо в корытце.
Хвост крючком.
Нос пятачком. Свинья.
5. Добавить одно общее слово к двум словам, ответить на вопрос:
Грибы, цветы - что делают?
Дерево, куст - что делают?
Овощи, фрукты - что делают?
Дождь, снег - что делают?
Корова, лошадь - что делают?
Ковер, скатерть - что делают?
Яблоко, груша - какие?
Чай, вода - какие?
Лиса, заяц - какие?
Шуба, одеяло - какие?
Лед, снег - какие?
Трава, крокодил - какие?
Лимон, яблоко - какие?
Мед, сахар - какие?
Лает, бегает - кто?
Сидит, рисует - кто?
Спит, лакает - кто?
Жалуется, спит - кто?
Моросит, льет - что?
Кружится, падает - что?
Светит, греет - что?
Сочное, сладкое - что?
Желтый, кислый - что?
Многоэтажный, кирпичный - что?
Большая, грузовая - что?
Высокое, зеленое - что?
Выводы по главе 2
Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что способствует их усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь.
Работа над словом начиналась с уточнения, расширения и активизации лексического запаса. Работа ведётся с учетом требований "Программы воспитания в детском саду", частотного словаря детей шестилетнего возраста, выявленных особенностей словаря у дошкольников с недоразвитием речи; она включает усвоение обобщающих понятий, видо-родовых отношений, слов, обозначающих части предмета, части тела, слов, которые вызывали затруднения у детей с общим недоразвитием речи.
Работа по формированию имен прилагательных включает закрепление значения по темам на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. Одновременно развиваются представления детей о цвете, форме, величине, высоте, толщине и т.п. На основе выделения признаков предметов дети учатся группировать их в практической деятельности. Большое внимание уделяется закреплению имен прилагательных в контексте.
Глагольная лексика расширяется продуктивными глаголами, обозначающими движения, состояния человека, его действия, движения животных, кто и что какие звуки издает.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
Заключение
Данная работа представляет собой анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, дающий возможность сделать обоснованные выводы:
С точки зрения лингвистической науки лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных единиц. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной (лексической) системы.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
У детей с общим недоразвитием речи процесс формирования лексики осложнен в связи с дефектным становлением всей функциональной системы речи.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
Список литературы
Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М., 1977. – 312 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1999. – 352 с.
Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М., 1957. – 410 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 471 с.
Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 31-40
Гриншпун Б.М., Воробьева В.К. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией // Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чтения. - М., 1979. – С.422-423.
Загоровская О.В. Образный компонент в значении слова // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака / О.В. Загоровская. – Воронеж, 1983. – С. 16 – 20.
Залевская А.А. Психолингвистический подход к исследованию связей между словами // Сб.докл. и сообщ. Лингвистич. Общества / А.А. Залевская. – Калинин, 1973. – Т. 3. – Вып. 1. – С. 148 – 166.
Залевская А.А. Слово в лексиконе человека / А.А. Залевская. – Воронеж, 1990. – 208 с.
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. - С.23 – 118
Кольцова М.И. Ребенок учится говорить. - М., 1979. – 192 с.
Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л., 1980. – 164 с.
Лавреньева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 1996. - С. 57-69
Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. - С. 67-85.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214 с.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 1978. – 224 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д., 1998. – 416 с.
Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. – М., 1992. – 94 с.
Миронова С.А. Развитие дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. - 82 с.
Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. – М., 1982. – 272 с.
Овчинникова И.Г. Лексикон младшего школьника / И.Г. Овчинникова, Н.И. Береснева, Л.А. Дубровская, Е.Б. Пенягина. – Пермь, 2000. – 312 с.
Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 149 с.
Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 1995. – 560 с.
Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис... канд.пед.наук - С-П., 1996. - 14 с.
Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – М., 1953. – 335 с.
Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф.дис... канд.психол.наук. - М.,1978. - 21 с.
Смирнова И.А. логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральным параличом: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Л., 1988. - С. 15-18
Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке / В.Н. Телия. – М., 1981. – 270 с.
Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. - Л., 1940. - С. 70-103
Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы II сигнальной системы. - М.: Наука, 1979. - 248 с.
Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. – М., 1989. – 192 с.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984. - 159 с.
Филичева Т.Е., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (сообщения 1-3) // Дефектология. - 1986. - №3 - С. 50- 55; 1987. - №1. - С. 69-74; №4. - С. 71-76.
Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 227-239
Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959. - 374 с.
Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1975. - С. 92-105
Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М., 1997. - С. 240-250
Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелёв. – М., 1973. – 280 с.
Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. - 57с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.
3
2.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1999. – 352 с.
3.Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М., 1957. – 410 с.
4.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 471 с.
5.Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психо-лингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 31-40
6.Гриншпун Б.М., Воробьева В.К. О механизмах затруднений в ак-туализации слов у детей с моторной алалией // Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чте-ния. - М., 1979. – С.422-423.
7.Загоровская О.В. Образный компонент в значении слова // Лекси-ческие и грамматические компоненты в семантике языкового знака / О.В. Загоровская. – Воронеж, 1983. – С. 16 – 20.
8.Залевская А.А. Психолингвистический подход к исследованию связей между словами // Сб.докл. и сообщ. Лингвистич. Общества / А.А. Залевская. – Калинин, 1973. – Т. 3. – Вып. 1. – С. 148 – 166.
9.Залевская А.А. Слово в лексиконе человека / А.А. Залевская. – Воронеж, 1990. – 208 с.
10.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. - С.23 – 118
11.Кольцова М.И. Ребенок учится говорить. - М., 1979. – 192 с.
12.Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л., 1980. – 164 с.
13.Лавреньева А.И. Этапы становления лексико-семантической сис-темы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) язы-ка. - СПб., 1996. - С. 57-69
14.Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразви-тия речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. - С. 67-85.
15.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214 с.
16.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 1978. – 224 с.
17.Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д., 1998. – 416 с.
18.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии / Е.М. Мас-тюкова. – М., 1992. – 94 с.
19.Миронова С.А. Развитие дошкольников на логопедических заня-тиях. - М., 1991. - 82 с.
20.Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. – М., 1982. – 272 с.
21.Овчинникова И.Г. Лексикон младшего школьника / И.Г. Овчин-никова, Н.И. Береснева, Л.А. Дубровская, Е.Б. Пенягина. – Пермь, 2000. – 312 с.
22.Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 149 с.
23.Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 1995. – 560 с.
24.Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лек-сики у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис... канд.пед.наук - С-П., 1996. - 14 с.
25.Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – М., 1953. – 335 с.
26.Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, от-стающих в развитии: Автореф.дис... канд.психол.наук. - М.,1978. - 21 с.
27.Смирнова И.А. логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральным параличом: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Л., 1988. - С. 15-18
28.Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке / В.Н. Телия. – М., 1981. – 270 с.
29.Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой ра-боты с моторными алаликами // Расстройства речи в детском воз-расте. - Л., 1940. - С. 70-103
30.Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы II сигнальной систе-мы. - М.: Наука, 1979. - 248 с.
31.Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. – М., 1989. – 192 с.
32.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984. - 159 с.
33.Филичева Т.Е., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с об-щим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (сообщения 1-3) // Дефектология. - 1986. - №3 - С. 50- 55; 1987. - №1. - С. 69-74; №4. - С. 71-76.
34.Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современ-ная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 227-239
35.Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959. - 374 с.
36.Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистиче-ские проблемы общения и обучения языку. - М., 1975. - С. 92-105
37.Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М., 1997. - С. 240-250
38.Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелёв. – М., 1973. – 280 с.
39.Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. - 57с.
40.Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности лексического строя речи формируются у дошкольников с ОНР?
Особенности лексического строя речи, формируемые у дошкольников с ОНР, могут включать ограниченность словарного запаса, затруднения в правильной употреблении слов, проблемы с пониманием значения слов и формированием синонимов и антонимов.
Каковы современные лингвистические представления о лексической системе языка?
Современные лингвистические представления о лексической системе языка основываются на предположении о единстве лексической и грамматической сторон языка. Лексическая система языка включает в себя словарный запас, синтаксические и грамматические правила, а также связи между словами в предложении и в тексте.
Какие особенности формирования лексики наблюдаются в процессе онтогенеза?
В процессе онтогенеза формирование лексики происходит последовательно и поэтапно. Сначала дети усваивают основные понятия и названия предметов, затем расширяют свой словарный запас, приобретают способность к абстрагированию и умении использовать слова в разных контекстах.
Какими клинико-психолого-педагогическими особенностями характеризуются дети с ОНР?
Дети с ОНР характеризуются разными клинико-психолого-педагогическими особенностями, включающими задержку развития речи, ограниченность словарного запаса, затруднения в усвоении и правильном употреблении слов. Они могут также испытывать трудности в понимании значения слов и формировании синонимов и антонимов.
Какие особенности наблюдаются в нарушениях лексического строя речи у дошкольников с ОНР?
В нарушениях лексического строя речи у дошкольников с ОНР наблюдается ограниченность словарного запаса, затруднения с выбором и использованием слов, трудности с пониманием значения и правильным употреблением слов. Они могут также испытывать проблемы с формированием синонимов и антонимов. Все это затрудняет их коммуникацию и взаимодействие со сверстниками.
Какие особенности лексического строя речи у дошкольников с ОНР могут возникнуть?
У дошкольников с ОНР могут возникать особенности в лексическом строе речи, такие как ограниченный словарный запас, трудности с правильным использованием слов, плохая организация звуковой стороны речи и проблемы со связностью речи.
Какие лингвистические представления существуют о лексической системе языка?
В современной лингвистике существует несколько представлений о лексической системе языка. Одно из них - лексико-семантическое представление, которое подразумевает наличие лексической единицы и связанного с ней смысла или значения. Другое представление - структурно-семантическое, в котором лексикон представлен как упорядоченная сеть лексических единиц с определенными семантическими и структурными связями.
Какие особенности возникают при формировании лексики у дошкольников в процессе онтогенеза?
При формировании лексики у дошкольников в процессе онтогенеза могут возникать такие особенности, как постепенное расширение словарного запаса, усвоение значений слов, развитие способности к использованию слов в соответствии с контекстом и общению с окружающими.
Какую клинико-психолого-педагогическую характеристику можно дать детям с ОНР?
Дети с ОНР могут иметь различные клинико-психолого-педагогические характеристики. Они могут испытывать трудности в усвоении и использовании слов, иметь ограниченный словарный запас, иметь проблемы с проговариванием звуков и связностью речи, а также испытывать трудности в общении и взаимодействии с окружающими.
Какие особенности возникают при нарушениях лексического строя речи у дошкольников с ОНР?
При нарушениях лексического строя речи у дошкольников с ОНР возникают такие особенности, как неправильное использование слов, ограниченный словарный запас, слабая организация звуковой стороны речи и проблемы со связностью и грамматикой речи.
Какие особенности лексического строя речи наблюдаются у дошкольников с ОНР?
У дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения в формировании лексического строя речи, такие как ограниченный словарный запас, отсутствие связей между словами, неправильное употребление слов, затруднения в поиске и подборе слов и т.д.