Реабилитация наркозависимых подростков в условиях стационара
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 25.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каждое занятие сопровождается ритуализированными входом и выходом и имеет в своей структуре вхождение в тему (разогрев), элементы релаксации, рефлексию занятия, выход из темы, прощание.
Программа включает три блока:
1. “Я и отношение к себе”
Этот блок включает в себя разделы, посвященные самооценке и принятию себя (в процессе изменений), и содержит ряд диагностико-формирующих по форме занятий.
Для промежуточной диагностики уровня притязаний используются: метод включенного наблюдения, моделирование ситуаций и методики “САН” и “Спилбергер”.
Содержание этого блока включает в себя: понятие самооценки; факторы, формирующие самооценку; влияние самооценки на поступки; 3 уровня самооценки (низкая, адекватная, завышенная); мотивация достижения (формулы У. Джемса); ожидания от себя; отношение к успехам и неуспехам; права подростка; права человека; конкурирующие игры; упражнения на сотрудничество; принятие себя “таким, какой я есть (в процессе динамического изменения)”.
2. “Я и другие”
Этот блок включает в себя разделы, посвященные следующим темам: “Я и семья”, “Я и подростковая группа (зависимость от мнения группы, подвластность влиянию подростковой группы)”, “Я и государство”, “ Мои ожидания”, “Моя позиция”, “ Ассертивность”.
Этот блок содержит упражнения на способность к сотрудничеству и раздел, посвященный ответственности и принятию решений (как я принимаю решения: осознанно - неосознанно, с опорой на принципы - без опоры на принципы, с помощью окружающих - сам, и т.д.).
3. “Я и мир”
Этот блок включает в себя разделы, посвященные следующим темам: “Я и мое прошлое”, “Я и мое настоящее”, “Я и мое будущее”.
Для промежуточной диагностики используются проективные методики: “Линия времени” и Цветовой тест отношений (ЦТО).
В связи с тем, что целями этого блока являются осознанное отношение к временному пространству своей жизни и работа с целеполаганием, важным представляется акцент, сделанный на формировании мотивации к самостоятельному поиску смысла жизни, осуществлению выбора с последующей ответственностью за принятие решения.
Темы этого блока затрагиваются периодически, поэтому одной из задач на данном этапе являлось создание “почвы” для дальнейшей глубокой работы в этом направлении.
Структура занятий (2 часа)
Этапы Задачи
Методы
Ожидаемые результаты
Приветствие
Создание единого психологического пространства.
Обозначение начала занятия, создание особой атмосферы, обозначение правил работы.
Ритуализиро-ванная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием.
Обеспечение для каждого участника максимально комфортного вхождения в группу
Начало
работы
Достижение
оптимального
уровня доверия. Самоопределение участников (с чем они пришли сегодня на группу, как себя сейчас
ощущают),
(рефлексирование).
Обратная связь по принципу “участник-группа” и наоборот.
Возможность каждому участнику поделиться своими переживаниями, осознание и принятие своих чувств, осознание своих целей.
Активная
пауза
Совместный активный отдых
Игры-релаксации
Расслабление, разрядка, позитивные эмоции.
Продолжение
работы по теме
Взятие участниками группы на себя ответственности за
включенность-невключенность в процесс.
Моделирова-ние обучающих ситуаций,
групповая рефлексия.
Включение в свое сознание определенных понятий и явлений, размышление над
ними.
Завершение занятия
Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.
Подвижные и (или)
релаксацион-ные игры.
Закрепление
доверительной
атмосферы. Поднятие настроения.
Завершающий этап
Анализ занятия, подведение итогов, обобщение выводов, обозначение конца занятия
Групповая рефлексия, определенные ритуалы.
Эмоциональная поддержка, настрой на следующее занятие.
Глава 3. Анализ результативности
Рассмотрим эффективность данной программы. До и после проведения программы проводился тест тревожности Филлипса и сравнение учебных результатов. Диагностика проводилась на базе стационара до и после проведения программы. В программе участвовали подростки в возрасте 14-16 лет (3 девушек и 12 юношей). В ходе исследования были получены следующие результаты исследования тревожности (см. таблицу 1)
Таблица 1. Тест тревожности Филипса
Показатель До проведения программы После проведения программы Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение Общая тревожность 58,2 15,0 39,4 15,5 переживание стресса 45,2 11,6 35,1 12,0 фрустрация 40,4 10,8 33,2 12,0 страх самовыражения 70,5 11,2 47,1 11,8 страх проверки знаний 75,1 12,3 50,2 12,0 страх несоответствия ожиданиям 52,1 10,2 39,5 11,2 низкая сопротивляемость стрессу 50,8 11,0 32,9 11,4 проблемы с учителем 54,6 10,4 39,6 11,2
В данной группе подросткам наиболее характерен страх проверки знаний, что является довольно типичным для этого возраста. Страх проверки знаний мешает школьникам отвечать у доски, сдавать экзамены, при отсутствии своевременной коррекции может снизить успеваемость учащихся, что в свою очередь отразится на отношении к учебе. Так же страх самовыражения имеет тенденцию к возрастанию. Однако опять же полезна своевременная коррекция, иначе это может привести к общей тревожности и невротизации.
Рисунок 1. Тест тревожности Филипса
Рассмотрим результаты после проведения программы. Как следует из рисунка 1, тревожность понизилась по всем показателям. Все показатели находятся в пределах нормы. Рассмотрим показатели тревожности более подробно.
Общая тревожность в школе находится в пределах нормы. Это является показателем общего эмоционального состояния ребенка, связанного с различными формами его включения в жизнь школы. (39,4)
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками). Этот показатель так же находится в пределах нормы. (35,1)
Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.( 33,2)
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей находится на уровне нормы. (47,1)
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. В целом этот показатель доминирует среди других показателей тревожности. (50,2)
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. (39,5)
Сопротивляемость стрессу на уровне нормы. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. (32,9)
Проблемы и страхи в отношениях с учителями слабо выражены - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка не выявлен. (39,6)
Позитивная динамика эмоционального состояния подростков после участия в программе социальной реабилитации позволяет констатировать эффективность данной программы в реабилитации подростков в условиях стационара.
Заключение
Долгое время основное внимание исследователей наркомании в нашей стране было сосредоточено на фармакологическом воздействии наркотических веществ, динамике физиологических процессов и общего состояния здоровья при систематическом употреблении психоактивных веществ. Проблему употребления наркотических веществ следует рассматривать не только как проблему физиологическую, но и как проблему личности, прибегающей к наркотикам в конкретной социальной ситуации. В этом случае профилактическая, лечебная и реабилитационная работа приобретают новое содержание, а значит, и новые возможности. Реабилитация в наркологии рассматривается как система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию зависимых, их ресоциолизацию и реинтеграцию в общество, при условии отказа от психоактивных веществ (ПАВ), вызывающих зависимость. Деятельность специалиста по социальной работе в реабилитационном процессе в наркологическом учреждении играет значимую координирующую роль в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов родственных профессий - врачей, психологов, педагогов, и других специалистов. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного, а также этические особенности оказания социальной помощи потребителям наркотиков.
Существующая система наркологической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна на этапе начала заболевания. В основе подавляющего большинства профилактических программ, реализуемых в настоящее время в России, лежит идея психологической коррекции. Отсутствие целостной психологической концепции наркомании и прежде всего ее центрального компонента - психической зависимости, значительно снижают возможности построения эффективных профилактических программ. В данной работе рассмотрены формы и содержание деятельности социального работника в целях реабилитации наркозависмых подростков, предложена программа социальной реабилитации подростков. В результате реализации программы реабилитации предполагается улучшение адаптации преимущественно за счет снижения тревожности, повышения самооценки подростка, у подростка формируются навыки рефлексии, уверенного поведения, необходимые для отказа от употребления наркотиков.
Список литературы
Федеральный закон “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24. 06. 99
Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В.. Глушков В.А: Наркомании у подростков. Киев: Здоровье, 1989.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии М. Прогресс, 1994- 610 с.
Валентик Ю.В Континуальная психотерапия больных алкоголизмом. Автореф. докт. дис. М 1993
Валентик Ю.В. Медико-социальная работа в наркологии./Зыков О.В., Сидоров П.И., Цетлин М.Г. - Изд-во Архангельской Гос. Мед. Академии. -Архангельск, 2001. - 379с.
Иванец Н.Н. и Нойман И. гл. «Алкоголизм» в кн. под ред. Морозова Г.В. «Руководство по психиатрии», М. 1988
Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. — «Врачи предупреждают». — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф 2001. - 348 с.
Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб 1998г.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.— 176с.
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Утверждена Приказом Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., Академический Проект, Екатеринбург, Деловая книга. 2000. 460 с.
Личко А. Е. Акцентуации характера и психопатии у подростков. М., 1999.
Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование.- М.: Наука, 1999.- 240 с.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 256 с.
Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005. – 474 с.
Предложения по совершенствованию системы медицинской помощи наркоманам в Санкт-Петербурге. Северо-Западный медицинский центр. Спб., 1996.
Профилактика наркотизма: теория и практика. Под ред. С. В. Березина, К.С. Лисецкого.— Самара: ГУСО «Перспектива» 2005. — 272 с.
Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально – психологического исследования) / Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С. Самара: Изд – во «Самарский университет», 1998. – 148с.
Психологические основы профилактики наркомании в семье Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого Самара 2001
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2002, 206 с.
Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. Л.: Медицина, 1994.
Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. - 96с.
Шереги Ф.Э., Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. / Арефьев А.Л. - Центр социального прогнозирования. М., 2003.-311с.
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., Ун-т рос. акад. образования. -2002- 480 с.
Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. 1996- 344 с.
3
1.Федеральный закон “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24. 06. 99
2.Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В.. Глушков В.А: Наркомании у подростков. Киев: Здоровье, 1989.
3.Беличева С.А. Основы превентивной психологии М. Прогресс, 1994- 610 с.
4.Валентик Ю.В Континуальная психотерапия больных алкоголизмом. Автореф. докт. дис. М 1993
5.Валентик Ю.В. Медико-социальная работа в наркологии./Зыков О.В., Сидоров П.И., Цетлин М.Г. - Изд-во Архангельской Гос. Мед. Академии. -Архангельск, 2001. - 379с.
6.Иванец Н.Н. и Нойман И. гл. «Алкоголизм» в кн. под ред. Морозова Г.В. «Руководство по психиатрии», М. 1988
7.Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. — «Врачи предупреждают». — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф 2001. - 348 с.
8.Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб 1998г.
9.Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.— 176с.
10.Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Утверждена Приказом Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619
11.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., Академический Проект, Екатеринбург, Деловая книга. 2000. 460 с.
12.Личко А. Е. Акцентуации характера и психопатии у подростков. М., 1999.
13.Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование.- М.: Наука, 1999.- 240 с.
14.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 256 с.
15.Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005. – 474 с.
16.Предложения по совершенствованию системы медицинской помощи наркоманам в Санкт-Петербурге. Северо-Западный медицинский центр. Спб., 1996.
17.Профилактика наркотизма: теория и практика. Под ред. С. В. Березина, К.С. Лисецкого.— Самара: ГУСО «Перспектива» 2005. — 272 с.
18.Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально – психологического исследования) / Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С. Самара: Изд – во «Самарский университет», 1998. – 148с.
19.Психологические основы профилактики наркомании в семье Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого Самара 2001
20.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2002, 206 с.
21.Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. Л.: Медицина, 1994.
22.Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. - 96с.
23.Шереги Ф.Э., Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. / Арефьев А.Л. - Центр социального прогнозирования. М., 2003.-311с.
24.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., Ун-т рос. акад. образования. -2002- 480 с.
25.Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. 1996- 344 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные направления деятельности по реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
Основные направления деятельности по реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара включают разогрев, элементы релаксации, рефлексию занятия и прощание. Программа также включает три главы, которые описывают основные направления и формы деятельности по реабилитации наркозависимых подростков.
Какие формы и деятельности проводятся в рамках реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
В рамках реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара проводятся различные формы и деятельности, включающие в себя ритуализированные вход и выход, элементы разогрева, релаксации, рефлексии, анализ результативности и прощание. В каждом занятии также присутствует вхождение в тему, которая соответствует основному направлению реабилитации.
Какова структура каждого занятия по реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
Каждое занятие по реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара имеет строго определенную структуру. Оно начинается с ритуализированного входа, затем следует разогрев, элементы релаксации, рефлексия занятия, выход из темы и прощание. Такая структура помогает создать эффективную и планомерную программу реабилитации.
Какие результаты можно достичь с помощью программы реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
Программа реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара направлена на достижение определенных результатов. Анализ результативности позволяет определить эффективность программы. Конкретные результаты могут включать освобождение от наркотиков, изменение поведения и установление здорового образа жизни.
Какие литературные источники использовались при разработке программы реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
При разработке программы реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара использовались различные литературные источники. Список литературы, которая была использована, может быть найден в конце статьи, предоставляя более подробную информацию о основных источниках данных для разработки программы.
Какие основные направления деятельности по реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
Основные направления деятельности по реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара включают психологическую поддержку, социальную адаптацию, физическую реабилитацию, образовательные программы и профессиональную подготовку.
Какие формы и деятельности используются при реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
При реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара используются различные формы и деятельности, такие как индивидуальные и групповые терапии, физические тренировки, художественная терапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия и т.д.
Какой анализ результативности реабилитации наркозависимых подростков проводится?
Проводится анализ результативности реабилитации наркозависимых подростков, включающий оценку показателей социальной адаптации, стабильность отказа от наркотиков, уровень удовлетворенности и психологическое благополучие подростков после завершения программы реабилитации.
Какие элементы включаются в структуру занятий по реабилитации наркозависимых подростков?
В структуру занятий по реабилитации наркозависимых подростков включаются следующие элементы: вхождение в тему, разогрев, элементы релаксации, рефлексия занятия, выход из темы и прощание.
Что включает программа реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
Программа реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара включает три основных направления: психологическую поддержку и коррекцию, социальную адаптацию и тренинги, а также физическую и здоровотворческую реабилитацию.
Какие основные направления деятельности в реабилитации наркозависимых подростков в стационаре?
Основные направления деятельности в реабилитации наркозависимых подростков в стационаре включают психологическую поддержку, социальную адаптацию, занятия спортом и физической активностью, образовательные программы, терапию и медикаментозное лечение.
Какие формы и деятельности используются в реабилитации наркозависимых подростков в условиях стационара?
В реабилитации наркозависимых подростков в стационаре используются различные формы и деятельности, такие как индивидуальные и групповые занятия с психологами и специалистами, социальная активность, терапевтические игры, творческие занятия, спортивные тренировки, релаксационные практики и многое другое.