Налоговые правонарушения и практика деятельности налоговых органов.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 23.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Для разрешения сомнений в применении норм законодательства о налогах и сборах и предусмотрено право налогоплательщиков получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно пункту 1 статьи 34.2, пункту 7 статьи 80 НК РФ, Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
С вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):
о действующих налогах и сборах,
о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,
о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,
о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МНС России преобразовано в ФНС России. ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками МНС России.
Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.
Минфин России в письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ "О полномочиях финансовых и налоговых органов" высказал следующую позицию: Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности.
Таким образом, в налоговый орган следует отправлять элементарные вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России - вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.
Судебная практика показывает, что смягчающими признаются, как правило, следующие обстоятельства.
N п/п Вид смягчающего обстоятельства Номер судебного акта 1 2 3 Отсутствие неблагоприятных эконо-мических последствий правонару- шения и причиненного государству материального ущерба. Постановление ФАС Дальне- восточного округа от 09.11.2004 N Ф03-А04/04-2/3245, Постановление ФАС Волго-Вятскогоокруга от 17.01.2005 N А29-4223/2004а, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2004 N Ф04-7817/2004(5991-А27-33) 2 Совершение правонарушения впервые Постановление ФАС Дальне- восточного округа от 07.10.2004 N Ф03-А73/04-2/2909, Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2002 N Ф09-997/02-АК, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.02.2004 N А39-3083/2003-92/1 3 Отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2004, 01.11.2004N КА-А40/10046-04 4 Отсутствие достаточных денежных средств для уплаты налогов и на- логовых санкций, отсутствие при- были, наличие задолженности передконтрагентами, наличие задолжен- ности по заработной плате. Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2003 N КА-А40/2079-03 5 Тяжелое финансовое положение налогоплательщика Постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 10.11.2004N Ф08-5327/2004-2037А, Постановление ФАС Северо- Западного округа от 03.07.2002 N А56-8112/02 6 Добросовестность налогоплатель- щика, отсутствие недоимки Постановление ФАС Центрального округа от 15.09.2004 N А09-1192/04-3ДСП 7 Состояние здоровья привлекаемого к ответственности лица и его близких Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 N КА-А40/4456-01 8 Незначительность допущенной про- срочки Постановление ФАС Московского округа от 16.10.2001 N А13-3326/01-03 9 Самостоятельное выявление и ис- правление ошибок в налоговой декларации Постановление ФАС Восточно- Сибирского округа от 22.12.2004 N А19-9210/04-20-Ф02-5296/04-С1 10 Наличие постоянной переплаты налогов Постановление ФАС Западно- Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-1813/2005(9978-А27-23)
По мнению многих авторов, перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, принципиально не будет отличаться от обстоятельств, смягчающих ответственность. Однако, пока говорить об этом рано.
Таким образом, анализ арбитражной практики показывает, что перечень смягчающих ответственность обстоятельств достаточно обширен и зависит от фактических обстоятельств конкретного дела.
3. Практическое задание
Согласно пп. 13 п. 1 статьи 346.16 НК РФ разрешено учесть расходы на командировку. В Налоговом кодексе не дано понятие командировки, но в статье 166 Трудового кодекса РФ этот термин расшифрован: поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. К служебным командировкам не относятся поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути либо носит разъездной характер.
На основании пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения можно уменьшить доходы на следующие командировочные расходы:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ предусматривает, что данные расходы учитываются согласно порядку, установленному пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Служебные командировки рассмотрены в главе 24 "Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность" Трудового кодекса РФ. Особенности служебных командировок приведены в Инструкции о служебных командировках, которая применяется в части, не противоречащей нормам Трудового кодекса. Статьей 166 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей с 06.10.2007, указано, что особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, но пока этот порядок не утвержден.
Документами, которыми оформляется командировка, служат:
- приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма Т-9);
- командировочное удостоверение (форма Т-10). Подтверждает, что работник действительно был в месте назначения, а также срок нахождения в командировке. Об обязательном наличии этого документа для учета командировочных расходов сказано в Письме Минфина России от 23.05.2007 N 03-03-06/2/89: принимая во внимание, что в командировочном удостоверении делаются отметки о выбытии и прибытии в место назначения, командировочные расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны быть подтверждены командировочным удостоверением, оформленным с учетом положений Инструкции N 62;
- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма Т-10а). Служит основанием для составления приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, а также является экономическим обоснованием расходов, понесенных в командировке, так как в нем отражается содержание служебного задания, краткий отчет о его выполнении.
Перечень расходов на служебные командировки, которые можно учесть на основании гл. 26.2 НК РФ, ограничен расходами на проезд, выплату суточных, оплату найма жилого помещения и некоторыми дополнительными расходами.
Однако согласно статье 11 Трудового кодекса, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, каковым является договор подряда.
Таким образом, основываясь на нормах действующего налогового и трудового законодательства и условиях указанных в задачи, можно прийти к выводу, что действия организации неправомерны, поскольку между организацией и физическим лицом был заключен не трудовой договор, а гражданско-правовой договор подряда, следовательно нормы Трудового кодекса, регламентирующие гарантии при направлении работников в служебные командировки, а также нормы Налогового кодекса РФ не распространяются на данную категорию гражданско-правовых отношений.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Гражданский кодекс РФ
4. Кодекс об административных правонарушениях
5. Уголовный кодекс РФ
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"
7. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
8. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
10. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 N А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А05-14039/04-13
12. Кудрящев Н.М. Ответственность в налоговом праве // Юрист. №2. 2006. С.48.
13. Ногина Е.Ю. Налоговое право РФ. М. Норма. 2007. С.126.
14. Фролов К.В. Особенности налоговых правонарушений// Налоговое право. №4. 2007. С.32.
Налоговый кодекс РФ. ст.87.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"
Налоговый кодекс РФ. ст.106.
Кодекс об административных правонарушениях. Ст.15.3.
Кудрящев Н.М. Ответственность в налоговом праве // Юрист. №2. 2006. С.48.
Уголовный кодекс РФ. ст. 199,199.1, 199,2.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"ст.6.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А05-14039/04-13.
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"ст.50.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 N А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1
Фролов К.В. Особенности налоговых правонарушений// Налоговое право. №4. 2007. С.32.
Ногина Е.Ю. Налоговое право РФ. М. Норма. 2007. С.126.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
Трудовой кодекс РФ ст.166.
Гражданский кодекс РФ.ст. 702.
1. Налоговый кодекс РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Гражданский кодекс РФ
4. Кодекс об административных правонарушениях
5. Уголовный кодекс РФ
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"
7. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
8. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
10. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 N А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А05-14039/04-13
12. Кудрящев Н.М. Ответственность в налоговом праве // Юрист. №2. 2006. С.48.
13. Ногина Е.Ю. Налоговое право РФ. М. Норма. 2007. С.126.
14. Фролов К.В. Особенности налоговых правонарушений// Налоговое право. №4. 2007. С.32.
Вопрос-ответ:
Какие нормативные акты могут издавать налоговые органы?
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Таким образом, налоговые органы издают акты по применению налогового законодательства.
Какие права имеют налогоплательщики в отношении налоговых органов?
Налогоплательщики имеют право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Это предусмотрено в пункте 1 статьи 34.2 и пункте 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Какие налоговые правонарушения существуют и каковы последствия их совершения?
Существуют различные налоговые правонарушения, например, уклонение от уплаты налогов, непредставление налоговой декларации, представление заведомо ложных сведений и другие. Последствиями их совершения могут быть штрафы, привлечение к уголовной ответственности и требование уплаты недоимки.
Как можно разрешить сомнения в применении норм законодательства о налогах?
Для разрешения сомнений в применении норм законодательства о налогах налогоплательщики имеют право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Они могут обратиться с запросом о конкретной ситуации и получить необходимые разъяснения.
Какова практика деятельности налоговых органов в отношении налоговых правонарушений?
Практика деятельности налоговых органов в отношении налоговых правонарушений законодательно не регламентирована. Однако налоговые органы могут применять различные меры, такие как проверки, составление актов о налоговых правонарушениях, начисление штрафов и привлечение к уголовной ответственности.
Какое право имеют налогоплательщики по получению информации и разъяснений от налоговых и финансовых органов?
Налогоплательщики имеют право на получение информации и разъяснений от налоговых и финансовых органов для разрешения сомнений в применении норм законодательства о налогах и сборах.
Какое право закреплено за Минфином России в отношении налогообложения и сборов?
Законодательно закреплено право Минфином России издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов.
Какие статьи НК РФ регулируют право Минфином России на издание нормативных актов по налогообложению?
Пункт 1 статьи 34 и пункт 7 статьи 80 Налогового кодекса РФ регулируют право Минфином России издавать нормативные акты по налогообложению.
Какие цели преследуются при предоставлении информации и разъяснений налогоплательщикам?
Предоставление информации и разъяснений налогоплательщикам имеет целью разрешение сомнений в применении норм законодательства о налогах и сборах.
Какие органы имеют право предоставлять информацию и разъяснения налогоплательщикам?
Право предоставления информации и разъяснений налогоплательщикам имеют налоговые и финансовые органы.
Какие права имеют налогоплательщики в отношении получения информации и разъяснений от налоговых органов?
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, налогоплательщики имеют право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов для разрешения сомнений в применении норм законодательства о налогах и сборах.
Кто имеет право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов?
Право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Министерством финансов России.