Налоговые правонарушения и практика деятельности налоговых органов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 32 32 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 23.07.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Для разрешения сомнений в применении норм законодательства о налогах и сборах и предусмотрено право налогоплательщиков получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно пункту 1 статьи 34.2, пункту 7 статьи 80 НК РФ, Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
С вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):
о действующих налогах и сборах,
о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,
о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,
о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МНС России преобразовано в ФНС России. ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками МНС России.
Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.
Минфин России в письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ "О полномочиях финансовых и налоговых органов" высказал следующую позицию: Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности.
Таким образом, в налоговый орган следует отправлять элементарные вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России - вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.
Судебная практика показывает, что смягчающими признаются, как правило, следующие обстоятельства.

N п/п Вид смягчающего обстоятельства Номер судебного акта 1 2 3 Отсутствие неблагоприятных эконо- мических последствий правонару- шения и причиненного государству материального ущерба. Постановление ФАС Дальне- восточного округа от 09.11.2004 N Ф03-А04/04-2/3245, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2005 N А29-4223/2004а, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2004 N Ф04-7817/2004(5991-А27-33) 2 Совершение правонарушения впервые Постановление ФАС Дальне- восточного округа от 07.10.2004 N Ф03-А73/04-2/2909, Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2002 N Ф09-997/02-АК, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.02.2004 N А39-3083/2003-92/1 3 Отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2004, 01.11.2004 N КА-А40/10046-04 4 Отсутствие достаточных денежных средств для уплаты налогов и на- логовых санкций, отсутствие при- были, наличие задолженности перед контрагентами, наличие задолжен- ности по заработной плате. Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2003 N КА-А40/2079-03 5 Тяжелое финансовое положение налогоплательщика Постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 10.11.2004 N Ф08-5327/2004-2037А, Постановление ФАС Северо- Западного округа от 03.07.2002 N А56-8112/02 6 Добросовестность налогоплатель- щика, отсутствие недоимки Постановление ФАС Центрального округа от 15.09.2004 N А09-1192/04-3ДСП 7 Состояние здоровья привлекаемого к ответственности лица и его близких Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 N КА-А40/4456-01 8 Незначительность допущенной про- срочки Постановление ФАС Московского округа от 16.10.2001 N А13-3326/01-03 9 Самостоятельное выявление и ис- правление ошибок в налоговой декларации Постановление ФАС Восточно- Сибирского округа от 22.12.2004 N А19-9210/04-20-Ф02-5296/04-С1 10 Наличие постоянной переплаты налогов Постановление ФАС Западно- Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-1813/2005(9978-А27-23)
По мнению многих авторов, перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, принципиально не будет отличаться от обстоятельств, смягчающих ответственность. Однако, пока говорить об этом рано.
Таким образом, анализ арбитражной практики показывает, что перечень смягчающих ответственность обстоятельств достаточно обширен и зависит от фактических обстоятельств конкретного дела.

3. Практическое задание

Согласно пп. 13 п. 1 статьи 346.16 НК РФ разрешено учесть расходы на командировку. В Налоговом кодексе не дано понятие командировки, но в статье 166 Трудового кодекса РФ этот термин расшифрован: поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. К служебным командировкам не относятся поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути либо носит разъездной характер.
На основании пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения можно уменьшить доходы на следующие командировочные расходы:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ предусматривает, что данные расходы учитываются согласно порядку, установленному пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Служебные командировки рассмотрены в главе 24 "Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность" Трудового кодекса РФ. Особенности служебных командировок приведены в Инструкции о служебных командировках, которая применяется в части, не противоречащей нормам Трудового кодекса. Статьей 166 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей с 06.10.2007, указано, что особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, но пока этот порядок не утвержден.
Документами, которыми оформляется командировка, служат:
- приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма Т-9);
- командировочное удостоверение (форма Т-10). Подтверждает, что работник действительно был в месте назначения, а также срок нахождения в командировке. Об обязательном наличии этого документа для учета командировочных расходов сказано в Письме Минфина России от 23.05.2007 N 03-03-06/2/89: принимая во внимание, что в командировочном удостоверении делаются отметки о выбытии и прибытии в место назначения, командировочные расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны быть подтверждены командировочным удостоверением, оформленным с учетом положений Инструкции N 62;
- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма Т-10а). Служит основанием для составления приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, а также является экономическим обоснованием расходов, понесенных в командировке, так как в нем отражается содержание служебного задания, краткий отчет о его выполнении.
Перечень расходов на служебные командировки, которые можно учесть на основании гл. 26.2 НК РФ, ограничен расходами на проезд, выплату суточных, оплату найма жилого помещения и некоторыми дополнительными расходами.
Однако согласно статье 11 Трудового кодекса, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, каковым является договор подряда.
Таким образом, основываясь на нормах действующего налогового и трудового законодательства и условиях указанных в задачи, можно прийти к выводу, что действия организации неправомерны, поскольку между организацией и физическим лицом был заключен не трудовой договор, а гражданско-правовой договор подряда, следовательно нормы Трудового кодекса, регламентирующие гарантии при направлении работников в служебные командировки, а также нормы Налогового кодекса РФ не распространяются на данную категорию гражданско-правовых отношений.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Гражданский кодекс РФ
4. Кодекс об административных правонарушениях
5. Уголовный кодекс РФ
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"
7. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
8. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
10. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 N А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А05-14039/04-13
12. Кудрящев Н.М. Ответственность в налоговом праве // Юрист. №2. 2006. С.48.
13. Ногина Е.Ю. Налоговое право РФ. М. Норма. 2007. С.126.
14. Фролов К.В. Особенности налоговых правонарушений// Налоговое право. №4. 2007. С.32.
Налоговый кодекс РФ. ст.87.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"
Налоговый кодекс РФ. ст.106.
Кодекс об административных правонарушениях. Ст.15.3.
Кудрящев Н.М. Ответственность в налоговом праве // Юрист. №2. 2006. С.48.
Уголовный кодекс РФ. ст. 199,199.1, 199,2.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"ст.6.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А05-14039/04-13.

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"ст.50.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 N А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1
Фролов К.В. Особенности налоговых правонарушений// Налоговое право. №4. 2007. С.32.
Ногина Е.Ю. Налоговое право РФ. М. Норма. 2007. С.126.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
Трудовой кодекс РФ ст.166.
Гражданский кодекс РФ.ст. 702.

Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Гражданский кодекс РФ
4. Кодекс об административных правонарушениях
5. Уголовный кодекс РФ
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"
7. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
8. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
10. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 N А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А05-14039/04-13
12. Кудрящев Н.М. Ответственность в налоговом праве // Юрист. №2. 2006. С.48.
13. Ногина Е.Ю. Налоговое право РФ. М. Норма. 2007. С.126.
14. Фролов К.В. Особенности налоговых правонарушений// Налоговое право. №4. 2007. С.32.

Вопрос-ответ:

Какие нормативные акты могут издавать налоговые органы?

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Таким образом, налоговые органы издают акты по применению налогового законодательства.

Какие права имеют налогоплательщики в отношении налоговых органов?

Налогоплательщики имеют право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Это предусмотрено в пункте 1 статьи 34.2 и пункте 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.

Какие налоговые правонарушения существуют и каковы последствия их совершения?

Существуют различные налоговые правонарушения, например, уклонение от уплаты налогов, непредставление налоговой декларации, представление заведомо ложных сведений и другие. Последствиями их совершения могут быть штрафы, привлечение к уголовной ответственности и требование уплаты недоимки.

Как можно разрешить сомнения в применении норм законодательства о налогах?

Для разрешения сомнений в применении норм законодательства о налогах налогоплательщики имеют право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Они могут обратиться с запросом о конкретной ситуации и получить необходимые разъяснения.

Какова практика деятельности налоговых органов в отношении налоговых правонарушений?

Практика деятельности налоговых органов в отношении налоговых правонарушений законодательно не регламентирована. Однако налоговые органы могут применять различные меры, такие как проверки, составление актов о налоговых правонарушениях, начисление штрафов и привлечение к уголовной ответственности.

Какое право имеют налогоплательщики по получению информации и разъяснений от налоговых и финансовых органов?

Налогоплательщики имеют право на получение информации и разъяснений от налоговых и финансовых органов для разрешения сомнений в применении норм законодательства о налогах и сборах.

Какое право закреплено за Минфином России в отношении налогообложения и сборов?

Законодательно закреплено право Минфином России издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов.

Какие статьи НК РФ регулируют право Минфином России на издание нормативных актов по налогообложению?

Пункт 1 статьи 34 и пункт 7 статьи 80 Налогового кодекса РФ регулируют право Минфином России издавать нормативные акты по налогообложению.

Какие цели преследуются при предоставлении информации и разъяснений налогоплательщикам?

Предоставление информации и разъяснений налогоплательщикам имеет целью разрешение сомнений в применении норм законодательства о налогах и сборах.

Какие органы имеют право предоставлять информацию и разъяснения налогоплательщикам?

Право предоставления информации и разъяснений налогоплательщикам имеют налоговые и финансовые органы.

Какие права имеют налогоплательщики в отношении получения информации и разъяснений от налоговых органов?

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, налогоплательщики имеют право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов для разрешения сомнений в применении норм законодательства о налогах и сборах.

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов?

Право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Министерством финансов России.