Концепция "расширение демократии" и ее реализация в современной внешней политике США
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 05.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Внешнеполитические дискуссии в США по вопросам современного миропорядка
1.1. Сущность концепции «расширения демократии»
1.2. Неолиберальный и неоконсервативный подходы к определению места и роли США в структуре современного миропорядка;
Глава 2. Реализация концепции «расширения демократии» в современной внешней политике США
2.1. Влияние внешнеполитической доктрины США на развитие демократии в современную эпоху
2.2. Содержание унилатеральных действий США в концепции превентивных войн
Заключение
Список литературы
Преэмптивность необходимо различать от превентивности. Слово «преэмпция» происходит от латинского «emo» – «покупаю», т.е. покупаю наперёд: в английском это слово обычно означает «преимущественное право на покупку» или «завладевать раньше других» и в американской практике «приобретение преимущественного права на покупку государственной земли». А слово «превентивный» происходит от латинского «venio» - «прихожу», т.е. раньше приходить на место или успевать что-то сделать раньше, предотвращать. И смысл преэмпции, таким образом, не в предотвращении (как превенции) и не в абстрактном опережении, а в прямом смысле в захвате.
Смысл превентивной войны состоит в том, чтобы осуществить военный удар по противнику прежде, чем тот нанёс свой очевидный удар. Смысл преэмптивного метода в начале 21 века состоит в том, что следует захватывать («брать») враждебные государства до того как они окажутся в состоянии нанести удар, который ещё даже совершенно не очевиден и который, как сказано в Национальной стратегии, «может ещё не окончательно вызреть».
Большое число специалистов в области международного права делают ошибку, когда считают, что преэмптивная война может быть оправдана с юридической точки зрения и что подлинный смысл доктрины и действий Буша и США ведёт на самом деле не к преэмптивной, а к превентивной войне. В данном случае не различается превентивная война и простая агрессия. Творческое достижение разработчиков и носителей «доктрины Буша» как раз и состоит в том, что они нашли способ частично ввести и укоренить по-новому понимаемую преэмптивную войну в отдельных аспектах международного права.
То есть главный смысл преэмпции в «доктрине Буша» – захват, овладение чужим суверенитетом.
Такая преэмптивность является во всех отношениях революционной идеей, которая не только обосновывает перевороты и смены режимов и перевороты буквально в любой точке Земного шара, но и перевороты в системах рассуждения и права.
Таким образом, преэмпция означает опережающий захват или силовое действие на опережение, то есть уничтожение опережающим образом как самой существенной угрозы, так и всех обстоятельств данной угрозы (оружия, к примеру) и, главное, самого субъекта этой угрозы – то есть, как правило, режима и власти в стране или террористической организации. Таким образом, преэмпция ориентирована на смену режима (Regime Change), на перехват национального суверенитета и на строительство на месте неправильной нации нации новой – то есть нациостроительство-нациобилдинг (Nation-Building ) и нациоперестройка или нациопеределка (rebuilding Iraq, reconstruct Iraq или remaking Iraq).
Все эти слова являются в наши дни самыми обыденными для внешнеполитическо-оборонного сообщества США по отношению к суверенным странам и являются почти официальными терминами. Поэтому так и важна идея преэмпции, что только через неё можно хоть как-то понимать происходящее и основания действия США в мире.
В Национальной стратегии безопасности США в сентябре президентом Бушем было чётко заявлено: «США находятся в состоянии войны с террористами, которая ведётся повсюду на Земном шаре… Мы изничтожим террористические организации посредством… определения и уничтожения любой угрозы до того, как она достигнет наших границ. При всём стремлении США всегда и везде заручаться поддержкой международного сообщества, при необходимости, мы ни в коем случае не остановимся перед принятием односторонних решений и действий в целях реализации нашего права на самозащиту посредством преэмптивного действия против террористов, чтобы не дать им возможности свободно действовать против наших сограждан и нашей страны».
«Доктрина Буша» носит не временный и не технический характер, она строится на построении глобального порядка на основе преэмптивных войн. И порядок этот зиждется на достижении глобального господства и гегемонии любой ценой и на деле является принципом и ведущим механизмом Пятой Мировой войны. Поэтому порядок по-американски оказывается хаосом и сталкиванием человечества в бездну мировой гражданской войны.
При этом последовательное и систематической уничтожение «неправильного» или «лишнего» человечества является исключительно гуманным. Ведь все действия предпринимаются исключительно во имя прав человека и реализации основных положений изначальных принципов американской нации, зафиксированных в Конституции США и Билле о правах и, особенно, в Декларации независимости – т.е. в переносе принципа революции (фундамента мирового видения бывшей британской колонии) на весь мир.
Таким образом, США сами дали старт моментальному распространению доктрины преэмптивной войны по всему Земному шару. Таким образом, вдобавок к «ползучему» распространению ОМП США запустили право и основание для практически любой страны мира действовать преэмптивно, вне всяких ограничений и угрызений совести.
Заключение
Таким образом, первым шагом на пути, избранном политическим руководством США, значится схема односторонних действий, предполагающих исключительность американской нации в разрешении всех глобальных проблем, право не считаться с международным правом и наносить удары первыми по тем странам, которые лишь Соединенные Штаты вправе зачислить в так называемый черный список «государств – изгоев» (а список этот не мал, ведь одна пятая человечества до сих пор исповедует ислам). И опять только Америке принадлежит право смены политического режима в любой чем-то неугодной Вашингтону стране и строительства заново новой нации по образцу «демократических» Соединенных Штатов и под жестким контролем единственной мощной страны в мире.
Вторым шагом можно назвать стремление Вашингтона причислить своё великое государство к числу империй, некогда процветающих в прошлых столетиях. Первым этапом в строительстве американской империи можно назвать информационное завоевание по всем азимутам земного шара в виде распространения американских ценностей, ставших просто-напросто массовой культурой и ничем более, но легко впитываемых в силу своей одноклеточной структуры. Второй этап – это непосредственная оккупация земель, навязывание финансовой зависимости других стран от Вашингтона.
Итак, США самым настоящим навязчивым образом стремятся разрушить сформированный миропорядок, сделав ставку на свою исключительность и разрушая многосторонний подход в решении международных конфликтов, требуя удаления ООН с мировой сцены и не считаясь со своими союзниками, превратив их в марионеток и «пушечное мясо» в целях продвижения своих империалистических идей.
Всё это как нельзя кстати отразилось в «доктрине Буша», ставшей в XXI веке оправданием всех неравноправных действий США.
Американская имперская стратегия таит в себе опасности и вызовы, которые она несет мировому сообществу.
Во-первых, проведение бесконтрольной внешней политики, пренебрежение легитимностью и отход от послевоенного порядка, норм и институтов, выльется в формирование более конфликтной международной системы, в условиях которой самой же Америке будет трудно отстаивать свои интересы.
Во-вторых, проблема большой неоимперской стратегии состоит ещё в том, что она не может породить сотрудничество, необходимое для практического решения проблем, составляющих суть самой же американской внешней политики. Тем более, что в решении повседневных вопросов другие государства могут оказать Америке известное сопротивление, учитывая тот факт, что если в военной сфере США обладают самой большой мощью, то экономическая и политическая мощь более равномерно распределены в глобальном мире.
Таким образом, есть все основания признать, что Америка, не как гегемон, а как наиболее развитая и влиятельная страна, играет важнейшую роль в обеспечении экономического прогресса и политической стабильности на земном шаре. Но, несмотря на нарастающую тягу Вашингтона к единоличной гегемонии, к низведению всех остальных членов мирового сообщества до роли «младших партнеров», живущих и действующих по американским лекалам, реалии современного мира толкают и будут продолжать толкать Соединенные Штаты к более реалистичной и разумной политике сотрудничества.
Список литературы
Бжезинский Зб. План политической борьбы США против терроризма // http://www.inosmi.ru/text/stories/02/10/07/3168/139421.html
Войтоловский Ф. Проблематика глобального управления в западной политологии // http://www.intertrends.ru/seventh/004.
Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У. Буша.// США – Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - № 4. - С.18-34.
Гарбузов В.Н., Богданов Д. Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2001. - № 8. - С.3-27.
Головнин В.Пентагон штурмует корейский берег. //Известия. - 2003 - №45. – 22 марта. - С.4.
Громыко А.А. Становление нового мирового порядка. //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2002. - №11. - С.78-88.
Гусейнов Э. Война началась. Как и было обещано. //Известия. – 2003. - №49. – 21 марта. - С.1-2.
Давыдов Ю.П. «Старый» европеизм против «нового» атлантизма? //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. - №9. - С.3-20.
Джордж Буш – 43-й президент США. //Обозреватель. – 2001. - №1. -С.34-40.
Долгополова Н.А. Правые республиканцы в администрации Буша. //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. - №5. - С.104-117.
Задохин А. Америка – новая Римская империя? //Обозреватель. – 2003. - №4. - С.45-52.
Закария, Ф. Будущее свободы.- Москва: Ладомир, 2004.
Извеков Н. «Неубедительная победа». // Обозреватель. – 2003. - №5. //http://www.nasledie.ru/oboz/05_03/5_09.HTM
Извеков Н. О некоторых особенностях текущей ситуации в мире. //Обозреватель. - 2003. - №10. //http://www.nasledie.ru/oboz/10_03/10_03.HTM
Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2002.
Носов М. Г. Соединенные Штаты и Иран: Перспективы взаимоотношений//США. Канада-2003-№ 6.
Системная история международных отношений. – М.: Московский рабочий, 2000 // http://www.diphis.ru/content/view/167/63/
Уткин А. В Америке снова просыпается имперское мышление// Международная жизнь – 2002-№ 7
Шаклеина, Т. А. Внешнеполитические дискуссии в США: поиски глобальной стратегии//США. Канада – 2002 - №11- С.3-15
Шаклеина Т. А. Время выбора: имперское искушение// США. Канада – 2003 - №12
Шаклеина Т. А. От иллюзии партнерства к реальности взаимодействия в российско-американских отношениях//США. Канада-2004- №12-
The National Security Strategy of the United States of America. September 20, 2002. //http://www.whitehouse.gov/nss/nss.pdf
Freedman L.D. Order and Disorder in the New World // Foreign Affairs. 1991/ 1992. Vol. 71. № 1
Hendrikson D. Toward Universal Empire. The Dangerous Quest for Absolute Security // The World Policy Journal, vol. XIX, №.3, Fall 2002, p. 7.
Hon. Gephardt R.A., Hon. Gingrich N. Enlarging Democracy (By A. Lake). House of Representatives. 1993. September 29 / Congressional Records. Page: E 2292 (http://thomas.loc.gov).
Joseph S. Nye, Jr. Redefining the National Interest. // Foreign Affairs – 1999 - July/August
Lieven A. A Trap of Their Own Making. Carnegie Endowment for International Peace // http://www.ceip.org/files/publications/2003-05-08-lieven-lrb.asp
Machtinger H. US Foreign Policy in West and South Asia (From whose perspective is the region called the Middle East?). //http://www.unc.edu/depts/pfn/machtinger.pdf
Posen B. The Struggle Against Terrorism: Grand Strategy, Strategy, and Tactics // International Security, vol.26, №.3 (Winter 2001/02), pp. 39-55.
Snyder J. Imperial Temptations // The National Interest, Spring 2003, p. 35.
Tolson J. The New American Empire? // U.S. News and World Report, January 13, 2003
Machtinger H. US Foreign Policy in West and South Asia (From whose perspective is the region called the Middle East?). //http://www.unc.edu/depts/pfn/machtinger.pdf
Hendrikson D. Toward Universal Empire. The Dangerous Quest for Absolute Security // The World Policy Journal, vol. XIX, №.3, Fall 2002, p. 7.
Snyder J. Imperial Temptations // The National Interest, Spring 2003, p. 35.
Tolson J. The New American Empire? // U.S. News and World Report, January 13, 2003, p. 37.
Tolson J. The New American Empire? // U.S. News and World Report, January 13, 2003, p. 35.
Freedman L.D. Order and Disorder in the New World // Foreign Affairs. 1991/ 1992. Vol. 71. № 1.
Войтоловский Ф. Проблематика глобального управления в западной политологии // http://www.intertrends.ru/seventh/004.
Hon. Gephardt R.A., Hon. Gingrich N. Enlarging Democracy (By A. Lake). House of Representatives. 1993. September 29 / Congressional Records. Page: E 2292 (http://thomas.loc.gov).
Системная история международных отношений. – М.: Московский рабочий, 2000 // http://www.diphis.ru/content/view/167/63/
Snyder J. Imperial Temptations // The National Interest, Spring 2003, pp. 29-40.
Lieven A. A Trap of Their Own Making. Carnegie Endowment for International Peace // http://www.ceip.org/files/publications/2003-05-08-lieven-lrb.asp
Posen B. The Struggle Against Terrorism: Grand Strategy, Strategy, and Tactics // International Security, vol.26, №.3 (Winter 2001/02), pp. 39-55.
Бжезинский Зб. План политической борьбы США против терроризма // http://www.inosmi.ru/text/stories/02/10/07/3168/139421.html
Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2002. – с. 320.
Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2002, с. 325.
Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. – М.: Прогресс, 2003
Закария, Фарид «Будущее свободы».- Москва: Ладомир, 2004.
Joseph S. Nye, Jr. Redefining the National Interest. // Foreign Affairs – 1999 - July/August
Носов М. Г. Соединенные Штаты и Иран: Перспективы взаимоотношений//США. Канада-2003-№ 6. –С.17-29
Носов М. Г. Там же – С.17-29
The National Security Strategy of the United States of America. September 20, 2002. //http://www.whitehouse.gov/nss/nss.pdf
3
Список литературы
1.Бжезинский Зб. План политической борьбы США против терроризма // http://www.inosmi.ru/text/stories/02/10/07/3168/139421.html
2.Войтоловский Ф. Проблематика глобального управления в западной политологии // http://www.intertrends.ru/seventh/004.
3.Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У. Буша.// США – Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - № 4. - С.18-34.
4.Гарбузов В.Н., Богданов Д. Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2001. - № 8. - С.3-27.
5.Головнин В.Пентагон штурмует корейский берег. //Известия. - 2003 - №45. – 22 марта. - С.4.
6.Громыко А.А. Становление нового мирового порядка. //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2002. - №11. - С.78-88.
7.Гусейнов Э. Война началась. Как и было обещано. //Известия. – 2003. - №49. – 21 марта. - С.1-2.
8.Давыдов Ю.П. «Старый» европеизм против «нового» атлантизма? //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. - №9. - С.3-20.
9.Джордж Буш – 43-й президент США. //Обозреватель. – 2001. - №1. -С.34-40.
10.Долгополова Н.А. Правые республиканцы в администрации Буша. //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. - №5. - С.104-117.
11.Задохин А. Америка – новая Римская империя? //Обозреватель. – 2003. - №4. - С.45-52.
12.Закария, Ф. Будущее свободы.- Москва: Ладомир, 2004.
13.Извеков Н. «Неубедительная победа». // Обозреватель. – 2003. - №5. //http://www.nasledie.ru/oboz/05_03/5_09.HTM
14.Извеков Н. О некоторых особенностях текущей ситуации в мире. //Обозреватель. - 2003. - №10. //http://www.nasledie.ru/oboz/10_03/10_03.HTM
15.Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2002.
16.Носов М. Г. Соединенные Штаты и Иран: Перспективы взаимоотношений//США. Канада-2003-№ 6.
17.Системная история международных отношений. – М.: Московский рабочий, 2000 // http://www.diphis.ru/content/view/167/63/
18.Уткин А. В Америке снова просыпается имперское мышление// Международная жизнь – 2002-№ 7
19.Шаклеина, Т. А. Внешнеполитические дискуссии в США: поиски глобальной стратегии//США. Канада – 2002 - №11- С.3-15
20.Шаклеина Т. А. Время выбора: имперское искушение// США. Канада – 2003 - №12
21.Шаклеина Т. А. От иллюзии партнерства к реальности взаимодействия в российско-американских отношениях//США. Канада-2004- №12-
22.The National Security Strategy of the United States of America. September 20, 2002. //http://www.whitehouse.gov/nss/nss.pdf
23.Freedman L.D. Order and Disorder in the New World // Foreign Affairs. 1991/ 1992. Vol. 71. № 1
24.Hendrikson D. Toward Universal Empire. The Dangerous Quest for Absolute Security // The World Policy Journal, vol. XIX, №.3, Fall 2002, p. 7.
25.Hon. Gephardt R.A., Hon. Gingrich N. Enlarging Democracy (By A. Lake). House of Representatives. 1993. September 29 / Congressional Records. Page: E 2292 (http://thomas.loc.gov).
26.Joseph S. Nye, Jr. Redefining the National Interest. // Foreign Affairs – 1999 - July/August
27.Lieven A. A Trap of Their Own Making. Carnegie Endowment for International Peace // http://www.ceip.org/files/publications/2003-05-08-lieven-lrb.asp
28.Machtinger H. US Foreign Policy in West and South Asia (From whose perspective is the region called the Middle East?). //http://www.unc.edu/depts/pfn/machtinger.pdf
29.Posen B. The Struggle Against Terrorism: Grand Strategy, Strategy, and Tactics // International Security, vol.26, №.3 (Winter 2001/02), pp. 39-55.
30.Snyder J. Imperial Temptations // The National Interest, Spring 2003, p. 35.
31.Tolson J. The New American Empire? // U.S. News and World Report, January 13, 2003
Вопрос-ответ:
Какова сущность концепции расширения демократии во внешней политике США?
Концепция расширения демократии во внешней политике США заключается в стремлении пропагандировать и поддерживать демократические ценности и институты в других странах. Она предполагает, что распространение демократии приведет к укреплению международной безопасности и стабильности.
Какие подходы к определению места и роли США в современном миропорядке существуют?
Существуют неолиберальный и неоконсервативный подходы. Неолибералы призывают к сотрудничеству и созданию международных институтов, чтобы достичь мирного и процветающего миропорядка. Неоконсерваторы склонны использовать силу и вмешательство для приведения других стран к демократии и свободе.
Как внешнеполитическая доктрина США влияет на развитие демократии?
Внешнеполитическая доктрина США, особенно концепция расширения демократии, оказывает значительное влияние на развитие демократии в других странах. США стремятся поддерживать демократические силы, осуждать авторитарные режимы и пропагандировать свободу и права человека через различные политические и экономические механизмы.
Как реализуется концепция расширения демократии во внешней политике США?
Концепция расширения демократии во внешней политике США реализуется через поддержку демократических движений, финансирование демократических проектов и программ, проведение мониторинга выборов и демократических процессов, а также использование дипломатического и экономического давления на авторитарные режимы.
Каково значение демократии в современном миропорядке и как США влияют на его структуру?
Демократия играет важную роль в современном миропорядке, поскольку она способствует стабильности, уважению прав человека и международной безопасности. США влияют на структуру миропорядка через свою внешнюю политику и стремление расширения демократии. Они поддерживают демократические институты, пропагандируют демократические ценности и осуждают нарушение прав человека и авторитарные практики в других странах.
В чем заключается концепция расширения демократии во внешней политике США?
Концепция расширения демократии во внешней политике США заключается в стремлении американского правительства поддерживать и поощрять развитие демократических процессов и институтов в других странах. Целью является создание мирного и стабильного миропорядка, основанного на принципах демократии, свободы и прав человека.
Какие существуют подходы к определению места и роли США в современном миропорядке?
В современных дискуссиях по вопросам миропорядка можно выделить два основных подхода: неолиберальный и неоконсервативный. Неолибералы считают, что США должны играть роль мирового либерального лидера, способствовать распространению демократии и обеспечивать международную безопасность. Неоконсерваторы же придерживаются более активного мирового положения США, включая использование силы для достижения своих целей.
Как внешнеполитическая доктрина США влияет на развитие демократии в других странах?
Внешнеполитическая доктрина США имеет прямое влияние на развитие демократии в других странах. Американское правительство активно поддерживает демократические движения, осуществляет финансовую и политическую помощь, оказывает давление на авторитарные режимы, чтобы они проводили демократические реформы. Кроме того, США продвигает концепцию демократии через дипломатические и экономические санкции, международные организации и многосторонние соглашения.
Каковы основные принципы концепции расширения демократии во внешней политике США?
Основными принципами концепции расширения демократии во внешней политике США являются поддержка прав человека, свободы, справедливости и правового государства. Американское правительство стремится создать условия для развития демократических институтов, обеспечения гражданских свобод и защиты прав меньшинств. Оно также активно работает над укреплением демократических ценностей в международном сообществе и поддерживает страны, идущие по пути демократизации.
Что такое концепция расширения демократии и как она реализуется в современной внешней политике США?
Концепция расширения демократии - это стратегия, направленная на пропаганду и поддержку демократических ценностей и институтов в других странах. В современной внешней политике США эта концепция реализуется через поддержку демократических режимов, финансирование демократических движений и организаций, а также через использование политического и экономического давления на недемократические режимы.
Какие подходы существуют к определению места и роли США в структуре современного миропорядка?
Существует неолиберальный и неоконсервативный подходы к определению места и роли США в современном миропорядке. Неолиберальный подход утверждает, что США должны играть роль глобального лидера, поддерживающего международные организации и правила, а также продвигающего свои интересы через экономическую интеграцию. Неоконсервативный подход, напротив, подразумевает, что США должны использовать свою военную мощь и политический влияние для защиты своих интересов и распространения демократии в мире.