Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 30 30 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 04.10.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ литературы по теме взаимосвязи консультирования и практической социальной работы
1.1. Понятие и принципы психологического консультирования
1.2. Подходы к психологическому консультированию
1.3. Психосоциальная помощь как одно из направлений социальной работы
Глава 2. План консультативно-развивающей работы
2.1. Описание случая
2.2. Индивидуальная коррекционная программа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение 1. План занятий

Фрагмент для ознакомления

А. из качеств, которые помогают в усвоении предмета, назвал любознательность, интерес к истории, к гуманитарным предметам, общительность.
Качества, которые мешают: невнимательность, утомляемость, раздражительность, нетерпеливость.
Психологом были предложены варианты того, как можно работать над развитием тех или иных качеств. А. согласился с тем, что необходимо развивать внимательность, усидчивость.
Самоанализ направлен на актуализацию имеющегося личностного и жизненного опыта, для того, чтобы в дальнейшем позитивный опыт он мог расширять и перенести на обучение другим предметам.
Также работа строится таким образом, чтобы учащийся могли обмениваться опытом с одноклассниками и расширять свое представление о факторах, влияющих на обучение, через других учеников.
А. было дано домашнее задание – обсудить качества, которые помогают и мешают в обучении с одним из одноклассников. Дополнить список.
В данном случае не должно быть навязываемо психологом или учителем его собственное понимание и представление о причинах успешности или неуспешности того или иного ученика.
Заключение

В работе рассмотрены основные вопросы взаимосвязи консультирование и практической социальной работы. Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается и в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия - человек. Современные социальные работники достаточно широко используют различные психотерапевтические теории в связи с их практической ориентированностью на помощь клиентам (пользователям) в условиях социальной дезадаптации. Оптимальное решение проблем клиента реализуется в повышении его готовности к переменам, в нахождении внутренних и внешних ресурсов, в изменении мотивации. Сложные ситуации, в которые попадают люди, всегда несут в себе позитивную и негативную функцию. Негативная функция определяет необходимость преодоления трудностей, а позитивная особую открытость к новому опыту. Теория и практика современной психологии имеет в арсенале немалое количество средств, которыми может воспользоваться социальный работник, от самой общей информации до конкретных методов действия.
В практической части рассмотрен план консультативно-развивающей работы, разработанный на основе запроса клиента и последующей диагностики. Причиной обращения на консультацию к психологу явилась плохая успеваемость ученика 8го класса, пропускуроков без уважительной причины, конфликтные отношения с одноклассниками, агрессивное поведение. Индивидуальная программа включает в себя: участие подростка в тренинговой группе для учащихся 7-8 классов; индивидуальная работа с психологом по развитию учебных навыков.
На основании проведенного исследования автор делает следующие выводы:
К психологическим принципам социальной работы относятся: принцип конгруэнтности, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности, принцип позитивно ориентированной активности. В совокупности реализация данных принципов в социальной работе конкретного человека, свидетельствует о его профессиональной компетентности в психологическом аспекте деятельности.
Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления: психодиагностика; психологическое консультирование; психопрофилактика. Все эти направления предполагают использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом.
Психологическое консультирование населения представляет в нашей стране новый вид практической деятельности психологов и пока, к сожалению, развивается в довольно скромных масштабах.
В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики учреждения, где он работает. Круг вопросов, которые решает психолог, требует от него высоких профессиональных знаний и умений. Однако эффективность его работы определяется еще и тем, в какой организационной системе и каком психологическом климате она осуществляется.
Список литературы

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 208 с. 
Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М., 2004. - С.130
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, М., 1989
Бурменская Г.В., Караванова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
Большой толковый психологический словарь. М., 2003
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. М., 2001
Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 2002
Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, 2001- 116 с.
Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997— 248 с.
Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности: Тексты. М., 1982.
Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.
Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
Перлс Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.
Практическая психодиагностика. Самара, 2000
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю Психология труда и человеческого достоинства. М., 2002
Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Изд. группа «Прогресс» - Универс, 1994. – 480 с.
Теория социальной работы: Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.
Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
Развитие личности №4 / 2004 / Этические аспекты консультирования в социальной работе. Стр. «161—169»
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002
Социальная работа: Словарь-справочник. /Под ред. В.И.Филоненко. - М., 1998. - С. 259).
Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. М.: Ижица, 2002. — 224 с.
Энциклопедия социальной работы. В 3-х тт. Т.1. - Пер. с англ. - М., 1993. - с. 397

Приложение 1. План занятий
Занятие № 1.
1. Знакомство.
Участникам группы предлагается построить круг из стульев и занять свои места.
Приветствие «Подарок»:
Каждый из участников представляется присутствующим по имени и называет два своих хобби.
2. Принятие правил.
Предлагается принятие правил, по которым будет работать группа.
Сначала правила предлагает ведущий, а затем участники добавляют и уточняют. Правила
записываются и вывешиваются на доску.
3. Игра «Фруктовый салат».
На снятие напряжения, установление более доверительных отношений.
Участникам предлагается рассчитаться на 1-ый, 2-ой, 3-ий. Соответственно каждая подгруппа называется «яблоки», «апельсины», «бананы». По команде ведущего названная команда быстро меняется местами. Стульев - на один меньше, чем участников. Кому не достается места - водит. Игра повторяется несколько раз.
4. Заполнение анкеты: «Проверьте себя» (на самопознание):
отчего мне бывает скучно?
понимаю ли я своих родителей, бабушку, дедушку?
понимают ли они меня?
какой хороший поступок был в моей жизни?
есть ли человек, которого я ненавижу?
какие качества я ценю в людях прежде всего?
пришлось ли мне переживать разочарование в человеке, и с чем это было связано?
5. Рисунок по кругу. Установление атмосферы доверия, взаимопонимания.
Всем участникам предлагаются бумага и цветные карандаши. Каждый придумывает свой сюжет и начинает рисовать в полной тишине. Обсуждать свои рисунки нельзя. По сигналу ведущего все участники обмениваются рисунками по часовой стрелке. Дальше каждый продолжает чей - то начатый рисунок. Задача участников заключается в том, что нужно догадаться о том, что задумал автор рисунка и продолжить его. Таким образом рисунки проходят полный круг и в конце возвращаются к своим хозяевам.
По окончании работы проводится обсуждение того, насколько удалось понять, что было задумано вначале.

Занятие № 2.
1. Приветствие «Я дарю тебе».
Участники приветствуют друг друга по имени с пожеланием того, что они считают наиболее важным в данное время (здоровье, хорошее настроение, удача и т. п.).
2. Знакомство с эмоциями.
Беседа об эмоциях: виды эмоций, роль эмоций в жизни человека.
3. «Имена чувств».
Каждый записывает столько «имен» чувств, сколько сможет. Итог обобщается. Затем составляется таблица эмоций, в которой эмоции распределяются по их значимости, роли в жизни человека, пользе и вреде. Обсуждение.
4. Игра «Зеркало».
Один из участников показывает эмоциональное состояние, а все остальные копируют. Все по очереди выступают в роли ведущего.
5. Упражнение «Изобрази эмоцию».
Каждый участник получает карточку с названием эмоции. Надо изобразить эмоцию так, чтобы присутствующие угадали, какая эмоция изображена.
6. Всем участникам круга предлагается произнести по очереди фразу «В саду падали яблоки» с разной интонацией.

Занятие 3
Цели занятия:
Взаимодействие.
Отреагирование чувств.
Осознавание неконструктивных способов выражения агрессии.

Занятие 4
Цели занятия:
Осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему.
Обучение методам релаксации.
Занятие 5
Цели занятия:
Повышение активности и самооценки детей.
Принятие своих негативных качеств.

Занятие б
Цели занятия:
Изучение мотивов своего агрессивного поведения.
Изучение мотивов агрессивного поведения других людей.

Занятие 7
Цели занятия:
Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций.
Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.

Занятие 8
Цели занятия:
Отработка конструктивных форм поведения.
Тренинг поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии.

Занятие 9
Цели занятия:
Тренинг поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии.
Дальнейшее обучение методам саморегуляции.

Замятие 10
Цель занятия:
Закрепление конструктивных способов поведения.

Энциклопедия социальной работы. В 3-х тт. Т.1. - Пер. с англ. - М., 1993. - с. 397
Социальная работа: Словарь-справочник. /Под ред. В.И.Филоненко. - М., 1998. - С. 259).
Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М., 2004. - С.130
Развитие личности №4 / 2004 / Этические аспекты консультирования в социальной работе. Стр. «161—169»
Теория социальной работы: Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999
Бурменская Г.В., Караванова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, М., 1989
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Изд. группа «Прогресс» - Универс, 1994. – 480 с.
Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности: Тексты. М., 1982.
Перлс Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999
Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. М.: Ижица, 2002. — 224 с.












27

Список литературы

1.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Не¬зави¬симая фир¬ма “Класс”, 1999. — 208 с.
2.Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М., 2004. - С.130
3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000
4.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, М., 1989
5.Бурменская Г.В., Караванова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
6.Большой толковый психологический словарь. М., 2003
7.Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. М., 2001
8.Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 2002
9.Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
10.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999
11.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, 2001- 116 с.
12.Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997— 248 с.
13.Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности: Тексты. М., 1982.
14.Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.
15.Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
16.Перлс Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.
17.Практическая психодиагностика. Самара, 2000
18.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю Психология труда и человеческого достоинства. М., 2002
19.Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе¬ний /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
20.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Изд. группа «Прогресс» - Универс, 1994. – 480 с.
21.Теория социальной работы: Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.
22.Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
23.Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С.
24.Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
25.Развитие личности №4 / 2004 / Этические аспекты консультирования в социальной работе. Стр. «161—169»
26.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002
27.Социальная работа: Словарь-справочник. /Под ред. В.И.Филоненко. - М., 1998. - С. 259).
28.Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. -М., 2002. - С.39
29.Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
30.Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон¬сультирование. М.: Ижица, 2002. — 224 с.
31.Энциклопедия социальной работы. В 3-х тт. Т.1. - Пер. с англ. - М., 1993. - с. 397

Вопрос-ответ:

Какие принципы лежат в основе психологического консультирования?

Основные принципы психологического консультирования - содействие клиенту в осознании и решении его проблем; сохранение конфиденциальности; уважение и принятие клиента безусловно и некритически; ориентация на самостоятельность и активность клиента.

Какие подходы используются в психологическом консультировании?

В психологическом консультировании различаются такие подходы, как психодинамический подход, гуманистический подход, позитивно-психологический подход, психоаналитический подход и другие.

Что подразумевается под психосоциальной помощью в социальной работе?

Психосоциальная помощь в социальной работе - это направление, которое объединяет психологическую и социальную помощь людям, нацеленное на решение и предотвращение проблем в сфере социального функционирования.

Какие основные этапы включает план консультативно-развивающей работы?

План консультативно-развивающей работы включает следующие этапы: описание случая (ситуации, в которой нужна помощь), разработка индивидуальной коррекционной программы, проведение занятий по программе, анализ и оценка эффективности программы.

Что содержит индивидуальная коррекционная программа в рамках консультативно-развивающей работы?

Индивидуальная коррекционная программа содержит предложения о проведении консультаций, развивающих игр, тренингов и других мероприятий, направленных на решение проблем клиента.

Какое значение имеет психологическое консультирование в практической социальной работе?

Психологическое консультирование играет важную роль в практической социальной работе. Оно помогает людям справиться с различными эмоциональными и психологическими проблемами, а также находить конструктивные решения в сложных жизненных ситуациях.

Какие подходы существуют в психологическом консультировании?

В психологическом консультировании применяются различные подходы, такие как когнитивно-поведенческий подход, гештальт-подход, психодинамический подход и др. Каждый подход имеет свои особенности и инструменты, которые используются для помощи клиенту в решении его проблем.

Какая связь между психологическим консультированием и психосоциальной помощью?

Психосоциальная помощь является одним из направлений социальной работы и тесно связана с психологическим консультированием. Психологическое консультирование может быть включено в план психосоциальной помощи для оказания эмоциональной поддержки и помощи клиенту в развитии ресурсов для решения его проблем.

Как выглядит план консультативно-развивающей работы?

План консультативно-развивающей работы включает описание случая, цели и задачи консультирования, выбор методов и техник работы с клиентом, а также оценку результатов и коррекцию программы при необходимости.

Каково значение индивидуальной коррекционной программы в практической социальной работе?

Индивидуальная коррекционная программа является одним из инструментов практической социальной работы. Она позволяет разработать персональный план действий для каждого конкретного клиента, учитывая его потребности и цели. Это помогает клиенту достичь желаемых результатов и решить свои проблемы.

Какие принципы лежат в основе психологического консультирования?

Основными принципами психологического консультирования являются: содействие самостоятельности и самопомощи клиента, конфиденциальность, эмпатия, безусловное принятие и непричинение вреда.

Какие подходы используются в психологическом консультировании?

В психологическом консультировании используются различные подходы, такие как психодинамический подход, поведенческий подход, гештальт-подход, когнитивно-поведенческий подход, системный подход и другие.