Особенности развития произвольности у детей седьмого года жизни.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1 Возрастные особенности
1.1. Физическое развитие ребенка 6-7 лет
1.2. Особенности мышления в возрасте 6-7 лет
1.3. Особенности остальных психических процессов в возрасте 6-7 лет
1.4. Эмоциональная и мотивационно-волевая сферы в возрасте 6-7 лет
1.5. Самооценка и Я-концепция в возрасте 6-7 лет
1.6. Формирование готовности к школе
Глава 2 Развитие произвольности
Заключение
Список использованной литературы
В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком, знаки не изобретаются детьми, но они приобретаются ими в процессе общения со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания, или, как писал Выготский, «каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды; один раз как внешняя, интерпсихическая, а второй – как внутренняя, интрапсихическая».
При этом знаки, являясь продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, осуществляется становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь, т.е. интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.
А. В. Запорожец изучал становление произвольного поведения у детей и пришел к выводу о том, что важную роль в этом процессе играет ориентировки. Он проводил эксперименты где дети должны были провести машинку по лабиринту или пробежать по определенному маршруту, или прыгнуть как можно дальше сначала с предварительной ориентировкой, а затем без ориентировки. В итоге оказалось, что практически все дети прыгают дальше, если есть ориентировка, т.е. хотя бы черта, до которой надо допрыгнуть. Также намного лучше они ведут машину и координируют свои действия при выделении ориентировочного этапа. В связи с этим Запорожец сделал вывод о том, что ориентировка проходит несколько этапов – сначала она внешняя, развернутая, а затем становится внутренней, свернутой, т.е. интериоризованной.
Ж. Пиаже также исследовал процесс интериоризации мыслительных операций в дошкольном возрасте. Он установил многие основные закономерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (неумение вставать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется обратимость и преодолевается эгоцентризм.
Способность контролировать свои процессы мышления и памяти появляется примерно в 6 лет. Очень важным достижением ребенка 6-7 лет является развитие произвольного запоминания. Данный этап развития представлений у ребенка обусловлен переходом от непроизвольного возникновения у него представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Возможности произвольного внимания к 6-7 годам становятся значительными. Соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается и в воображении. Возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой в этом возрасте расширяются, а способствуют ее освоению воображение совместно с мышлением как средства познания действительности. Мотивационная сфера ребенка характеризуется постепенным переходом от аморфной одноуровневой системы его побуждений к иерархическому построение системы мотивов. Ребенок 6-7 лет уже может стремиться к далекой воображаемой цели и при этом выдерживать длительное волевое напряжение. Дети 6-ти лет уже начинают осознавать особенности своего поведения, начинают усваивать общепринятые нормы и правила и использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей .
Важнейшим итогом психического развития ребенка дошкольного детства является его психологическая готовность к школьному обучению.
Заключение
Подводя итоги важнейших достижений психического развития ребенка 6-7 лет, нужно сказать о том, что в этот возрастной период у детей достаточно высокий уровень умственного развития, который включает в себя расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. На этом этапе формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения. Умело используя эти новообразования, взрослый может побудить ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Ребенок 6-7 лет уже умеет действовать в согласованности со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, может регулировать свои действия т.к. уже усваивает общественные нормы поведения. Характерным для его поведения становится наличие сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способность к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Важнейшей особенностью дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Способность контролировать свои процессы мышления и памяти появляется примерно в 6 лет. Очень важным достижением ребенка 6-7 лет является развитие произвольного запоминания. Данный этап развития представлений у ребенка обусловлен переходом от непроизвольного возникновения у него представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Возможности произвольного внимания к 6-7 годам значительны. Соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается и в отношении как воображения. Возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой в этом возрасте расширяются, а способствуют ее освоению воображение совместно с мышлением как средства познания действительности. Мотивационная сфера ребенка характеризуется постепенным переходом от аморфной одноуровневой системы его побуждений к иерархическому построение системы мотивов. Старший дошкольник уже может стремиться к далекой воображаемой цели, выдерживая при этом длительное волевое напряжение. Дети 6-ти лет уже начинают осознавать особенности своего поведения, начинают усваивать общепринятые нормы и правила и использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей .
Таким образом, проанализировав различные источники, мы находим подтверждение гипотезы о том, что в возрасте 6-7 лет у ребенка развивается произвольность психических процессов и к 7-ми годам формируется готовность к школьному обучению.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проспект, 2003. – 704 с.
2. Большой психологический словарь/Сост. И общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л., Марцинковская Т. Д. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. – 298 с.
4. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
5. Запорожец А. В. Избранное. – М., 1986. – 295 с.
6. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997. – 253 с.
7. Никольская Н. А. Возрастная и педагогическая психология. – Дубна: Феникс+, 2001. – 332 с.
8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 328 с.
9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994. – 436 с.
10. Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
11. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
13. Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М., 1997. – 364 с.
14. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М.; Воронеж, 1998. – 487 с.
15. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 8.
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проспект, 2003. – с. 473-474.
Большой психологический словарь/Сост. И общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 147-148.
Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 458-459.
Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 459-463.
Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 463.
Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 468.
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – с. 243-245.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 10.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 10-11.
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – с. 73-74.
Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 473-474.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 9.
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – с. 249.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 8.
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – с. 250.
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – с. 251.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 8.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 8-9.
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – с. 247.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 9-10.
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – с. 257,259,267.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 11.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 11-12.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 12.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 12-13.
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – с. 75-76.
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – с. 76-77.
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – с. 281.
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – с. 280.
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – с. 77-78.
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – с. 81.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – с. 623.
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – с. 70.
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – с. 70-71.
Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 473-474.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 13.
Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 473-474.
11
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проспект, 2003. – 704 с.
2. Большой психологический словарь/Сост. И общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л., Марцинковская Т. Д. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. – 298 с.
4. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
5. Запорожец А. В. Избранное. – М., 1986. – 295 с.
6. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997. – 253 с.
7. Никольская Н. А. Возрастная и педагогическая психология. – Дубна: Феникс+, 2001. – 332 с.
8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 328 с.
9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994. – 436 с.
10. Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
11. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
13. Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М., 1997. – 364 с.
14. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М.; Воронеж, 1998. – 487 с.
15. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
Вопрос-ответ:
Какие физические изменения происходят у детей в возрасте 6-7 лет?
В этом возрасте дети обычно становятся более гибкими и ловкими. Их двигательные навыки становятся более точными, они лучше управляют своим телом. Они могут бегать, прыгать и лазить на деревья без особых проблем. Также у детей начинает развиваться моторика рук - они могут рисовать, писать и делать прочие мелкие движения.
Какие особенности мышления у детей в возрасте 6-7 лет?
Дети в этом возрасте начинают обладать более развитым абстрактным мышлением. Они могут решать проблемы, обращать внимание на причинно-следственные связи и сравнивать различные аспекты ситуации. Они также начинают понимать и использовать счетные операции и простые математические концепции.
Как влияют эмоции на развитие произвольности у детей 6-7 лет?
Эмоции играют важную роль в развитии произвольности у 6-7 летних детей. Когда дети находятся в хорошем настроении, им легче сосредоточиться на задании и контролировать свое поведение. Однако, если они испытывают отрицательные эмоции, такие как стресс или раздражение, они могут иметь трудности с самоконтролем и сосредоточением.
Какова роль самооценки и концепции "Я" в развитии произвольности у детей 6-7 лет?
Самооценка и концепция "Я" играют важную роль в развитии произвольности у детей 6-7 лет. Когда дети верят в свои способности и оценивают себя положительно, они чувствуют себя увереннее и мотивированнее исполнять задания и контролировать свое поведение. Однако, если они имеют низкую самооценку и негативное представление о себе, они могут испытывать трудности с самоконтролем и демонстрацией произвольного поведения.
Какие возрастные особенности характерны для детей 6-7 лет?
В этом возрасте дети активно развиваются физически, их мышление становится более логическим, у них формируются эмоциональная и мотивационно-волевая сферы. Они также начинают формировать готовность к школе.
Какое физическое развитие характерно для детей 6-7 лет?
В этом возрасте дети становятся более ловкими и сильными. Они улучшают свои навыки координации движений и грубой моторики. У ребенка развивается чувство равновесия, улучшается его физическая выносливость.
Какие проявления мышления характерны для детей 6-7 лет?
В этом возрасте дети начинают мыслить более логически. Они научаются устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и классифицировать информацию. Они также развивают способность к абстрактному мышлению и решению простых задач.
Как формируется самооценка и Я-концепция у детей 6-7 лет?
В этом возрасте дети начинают строить свое представление о себе и формируют свою самооценку. Они сравнивают себя с другими и начинают осознавать свои сильные и слабые стороны. Они также начинают развивать представление о своем уникальном "Я" и своих желаниях и потребностях.