Использование опытно-экспериментальной деятельности в обучении детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 74 74 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 21.03.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава I. Опытно – экспериментальная деятельность в процессе обучения детей дошкольного возраста
1.1. Вопросы развития мышления дошкольников в процессе эксперимента
1.2 Развитие операции классификации у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности
Глава II. Использование эксперимента на практике
2.1. Развитие способности действовать в условиях неопределенности с использованием экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении
2.2. Методы обучения ИП.
2.3. Средства обучения ИП.
2.4. Экспериментальное исследование
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
действие показывает педагог;
действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: "Не навреди". При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.
ВЫВОД:
Итак, анализ теоретической психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования:
Экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.
Оно является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов, и имеет свои возрастные особенности развития.
Детское экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.


2.2. Использование поискового эксперимента в обучении детей дошкольного возраста.
Дело в том, что поисковый эксперимент представляет собой такую опытно – экспериментальную деятельность, при которой на начальном этапе не обязательно ставится гипотеза. К ней (либо к к-л зависимостям, закономерностям и т.д.) неожиданно приходят в ходе Эксперимента. Просто предлагается установка, с которой дети проводят исследование поведения чего – л., но не знают заранее конечного результата и задач. В процессе такой деятельности выясняются важные факты, в результате чего дети узнают, в данном случае о свойствах воздуха.
Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик? Отчего получаются мыльные пузыри?.. Ну какого ребенка не волновали эти животрепещущие вопросы. Поймать «таинственного невидимку» помогут веселые и несложные опыты.
Необходимо рассказать детям, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться, что он действительно есть, как показать какой он?
Воспитатель: «Ребята, нас окружает воздух. Как вы думаете, можно ли его увидеть?»
Дети: «нет»
Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, почему полоски бумаги шевелятся, что за невидимка прячется?»
Дети: «это ветер, воздух»
Воспитатель: «А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки. Сначала широко раскроем перчатку. Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его?»
Дети: «отпустим»
Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся.
Воспитатель: «Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь».
Воспитатель: «Кому не нравится надувать мыльные пузыри? А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. Ребята, посмотрите какой вырос замок из мыльных пузырей. Давайте вместе подуем на него.»
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, почему пузыри полетели?»
Дети: «Потому что они легкие»
Воспитатель: «Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Ой! Лопнул… Почему так получилось?»
Дети: «Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.»
Таким образом, благодаря опытно – экспериментальной деятельности, изучение особенностей и свойств «окружающего мира» становится интересным и запоминающимся. Дети, реагируя на увиденное, отвечая на вопросы воспитателя, приходят к выводу о свойствах воздуха и о его существовании.
Заключение
Подведем итог работы. В ходе работы выяснилось следующее:
Главным результатом эксперимента является высокий уровень развития познавательной мотивации и творческих способностей детей.
Уже дошкольники способны без какого-либо предварительного обучения в рамках понятных им условий адекватно оценивать ситуации на предмет необходимости помощи или же противодействия чужому исследовательскому поведению и обучению и принимать адекватное решение. Такая деятельность способствует развитию исследовательских умений.
В настоящее время проведены многочисленные научные исследования, посвященные различным проблемам совершенствования обучения дошкольников.
Сколько бы ни говорили психологи о важности для оптимизации учения школьников эмоциональной стабильности, положительной самооценки, уверенности в себе, коммуникативной успешности, умении сотрудничать с ровесниками и воспитателями, основная нагрузка в процессе обучения приходится не на эмоционально-коммуникативную, а на интеллектуальную сферу. Именно поэтому в качестве основного направления в дошкольном учреждении следовало бы выделить не становление личности ребенка, системы его коммуникаций и эмоциональных контактов, но в первую очередь развитие его мышления. Не отрицая важность исследований, направленных на решение проблем взаимодействия, формирования адекватной и положительной самооценки, надо акцентировать внимание на анализе становления и развития умственных способностей детей, которые требуются для успешного обучения.
Таким образом опытно – экспериментальная деятельность в обучении дошкольников играет особую роль и имеет большой потенциал, способствующий положительным процессам в ходе обучения детей.
Ранее деятельность ДОУ была направлена на всестороннее развитие детей средствами искусства, физической культуры, природы. Продолжается создание условий для организации разнообразных видов детской деятельности в помещениях и участках.
Новый опыт показал, что систематизированная работа всех специалистов ДОУ положительно влияет на развитие детей, их адаптацию в окружающем мире.
Литература
Анучин И.А. Структурно-композиционный метод построения тестов для логических структур // Тестовое диагностирование логических структур / Под ред. В.А. Пелипейко. Рига, 1986
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, 1996
Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопр. психологии. 1999. N 1. С. 3-12
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т. 2.—361 с
Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 1983.- №2.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997, с. 202
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985.
О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щепина «Неизведанное рядом», 2002 г.
Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников.— Дошкольное воспитание, 1972, № 4, с. 37—47
Зшченко В. П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности.— В кн.: Системные исследования. М., 1976, с. 75—109
Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003
Казанцева Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования // Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Казань, 1999.
Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. 1982. N 4. С. 18-35.
Мельников Ю.Н. Исследование сложных систем. М., 1983
Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. / Под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. М., 1989
Поддьяков Н Н., Максимова Т Г Развитие коррекции практического действия в зависимости от его результата у дошкольников. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1972, № 1 (5), с 74—79
Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6
Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991.
Пигичка Ю.М. Глобальные проблемы современности как предмет групповой исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999.
Познаем, исследуем, развиваемся (из опыта работы детского сада № 66 г. Владимира) / под редакцией Л.Н. Прохоровой. –Владимир: ВОИУУ, 2002.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Рогов Е.И. «Психология познания» М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998. – 176 с., стр. 107
Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987.
Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. – Дошкольное воспитание., 1989, №3, 4.
Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
Fischer K. Reorganization and equilibration in the dynamics of connected hierarchical development. Paper presented at The Growing Mind Conference; Switzerland, Geneva; September 14-18, 1996.
Fischer K., Granott N. Beyond one-dimensional change: parallel, concurrent, socially distributed processes in learning and development // Human development. 1995. Vol. 38. P. 302-314.
Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении, СПб: ГП ИМАТОН, 2005. — 256 с




Приложение 1
Таблица.
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ уровни Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия высокий Познавательное отношение устойчиво.
Ребенок проявляет
инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему.
Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого.
Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. низкий Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. Не всегда понимает проблему.
Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.
Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.




Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6
Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999
Пигичка Ю.М. Глобальные проблемы современности как предмет групповой исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999
Казанцева Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования // Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Казань, 1999
Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997, с. 202
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, 1996
Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и
развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 1983.
- №2.
Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопр. психологии. 1999. N 1. С. 3-12
Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. 1982. N 4. С. 18-35., Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1994
Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991
Fischer K. Reorganization and equilibration in the dynamics of connected hierarchical development. Paper presented at The Growing Mind Conference; Switzerland, Geneva; September 14-18, 1996
Fischer K., Granott N. Beyond one-dimensional change: parallel, concurrent, socially distributed processes in learning and development // Human development. 1995. Vol. 38. P. 302-314
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985.
Зшченко В. П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности.— В кн.: Системные исследования. М., 1976, с. 75—109
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т. 2.—361 с
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников.— Дошкольное воспитание, 1972, № 4, с. 37—47
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних
детей. – Дошкольное воспитание., 1989, №3, 4
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т. 2.—361 с
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
Поддьяков Н Н., Максимова Т Г Развитие коррекции практического действия в зависимости от его результата у дошкольников. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1972, № 1 (5), с 74—79
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
Мельников Ю.Н. Исследование сложных систем. М., 1983
Анучин И.А. Структурно-композиционный метод построения тестов для логических структур // Тестовое диагностирование логических структур / Под ред. В.А. Пелипейко. Рига, 1986.
Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. / Под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. М., 1989
Е.И. Рогов «Психология познания» М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998. – 176 с., стр. 107
Познаем, исследуем, развиваемся (из опыта работы детского сада № 66 г. Владимира) / под редакцией Л.Н. Прохоровой. –Владимир: ВОИУУ, 2002.
Познаем, исследуем, развиваемся (из опыта работы детского сада № 66 г. Владимира) / под редакцией Л.Н. Прохоровой. –Владимир: ВОИУУ, 2002.
Познаем, исследуем, развиваемся (из опыта работы детского сада № 66 г. Владимира) / под редакцией Л.Н. Прохоровой. –Владимир: ВОИУУ, 2002.
Познаем, исследуем, развиваемся (из опыта работы детского сада № 66 г. Владимира) / под редакцией Л.Н. Прохоровой. –Владимир: ВОИУУ, 2002.
О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щепина «Неизведанное рядом», 2002, с.24
О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щепина «Неизведанное рядом», 2002, с.24

Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении, СПб: ГП ИМАТОН, 2005. — 256 с












4

Литература
1.Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопр. психологии. 1999. N 1. С. 3-12.
2.Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
3.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, 1996.
4.Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 1983.- №2.
5.Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985.
6.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997.
7.Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников.— Дошкольное воспитание, 1972, № 4, с. 37—47.
8.Зшченко В. П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности.— В кн.: Системные исследования. М., 1976, с. 75—109.
9.Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992.
10.Казанцева Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования // Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Казань, 1999.
11.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. 1982. N 4. С. 18-35.
12.Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.
13.Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991.
14.Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
15.Пигичка Ю.М. Глобальные проблемы современности как предмет групповой исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999.
16.Пиаже Ж. Психология интеллекта. М., 1987.
17.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1994.
18.Поддьяков Н Н., Максимова Т Г Развитие коррекции практического действия в зависимости от его результата у дошкольников. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1972, № 1 (5), с 74—79.
19.Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
20.Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999.
21.Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987.
22.Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. – Дошкольное воспитание., 1989, №3, 4.
23.Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
24.Фридман Л.М. Еще один взгляд на феномен Пиаже // Вопр. психологии. 1999. N 6. С. 48-53.
25.Халфорд Г.С. Высшие когнитивные процессы: знания, построенные на отношениях объектов // Иностранная психология, 1997, N 8, С. 44-51.
26.Fischer K. Reorganization and equilibration in the dynamics of connected hierarchical development. Paper presented at The Growing Mind Conference; Switzerland, Geneva; September 14-18, 1996.
27.Fischer K., Granott N. Beyond one-dimensional change: parallel, concurrent, socially distributed processes in learning and development // Human development. 1995. Vol. 38. P. 302-314.
28.Funke U. Using complex problem solving tasks in personnel selection and training // Frensch P.A., Funke J. (Eds). Complex problem solving: the European perspective. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. 1995. pp. 219-240.
29.Rigol R.M. Fairy tales and curiosity. Exploratory behavior in literature for children or the Futile attempt to keep girls from the spindle // Keller H., Schneider K., Henderson B. (Eds.) Curiosity and exploration. Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 15-29.
30.Verba M., Winnykamen F. Expert-novice interaction: influence of partner's status // European journal of psychology of education. 1992. 7. P. 61-71.
31.Wimmer H., Mayringer H. False belief understanding in young children: explanations do not develop before predictions // International journal of behavioral development. 1998. 22(2). P. 403-422.
32.Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении, СПб: ГП ИМАТОН, 2005. — 256 с

Вопрос-ответ:

Какая роль опытно-экспериментальной деятельности в обучении детей дошкольного возраста?

Опытно-экспериментальная деятельность играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать мышление, операции классификации и способность действовать в условиях неопределенности.

Какие вопросы развития мышления дошкольников возникают в процессе эксперимента?

В процессе эксперимента возникают вопросы развития мышления дошкольников, такие как: каковы причины и результаты определенного явления, почему происходит такая последовательность событий, как изменить результаты эксперимента при изменении условий и т.д.

Как развивается операция классификации у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность?

Опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию операции классификации у дошкольников. Они могут классифицировать объекты по их свойствам, обращать внимание на сходства и различия, а также уметь группировать предметы по определенным признакам.

Как можно использовать эксперимент на практике для развития дошкольников?

Эксперимент можно использовать на практике для развития дошкольников, например, в играх, при решении задач, при проведении опытно-исследовательской деятельности. Это помогает развивать способность действовать в условиях неопределенности и формировать у детей навыки наблюдения, анализа и экспериментирования.

Как развивается способность действовать в условиях неопределенности с использованием опытно-экспериментальной деятельности?

С использованием опытно-экспериментальной деятельности, дети развивают способность действовать в условиях неопределенности. Они учатся анализировать ситуацию, прогнозировать результаты действий, принимать решения и экспериментировать, чтобы найти оптимальные решения в новых и непредсказуемых ситуациях.

Как использование опытно-экспериментальной деятельности помогает развитию мышления у детей дошкольного возраста?

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе обучения детей дошкольного возраста способствует развитию мышления через активное освоение и изучение окружающего мира, формирование познавательных интересов и навыков решения разнообразных задач, развитие логического и пространственного мышления, а также укрепление памяти и воображения.

Какие вопросы развития мышления дошкольников возникают в процессе эксперимента?

В процессе эксперимента дети дошкольного возраста задаются вопросами, связанными с причинно-следственными связями, классификацией, сравнением и анализом объектов, прогнозированием результатов эксперимента. Они учатся строить гипотезы и проверять их, а также развивают наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Как развивается операция классификации у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности?

В процессе экспериментальной деятельности дети дошкольного возраста учатся классифицировать объекты по разным признакам, таким как форма, цвет, размер. Они учатся образовывать категории и подкатегории, сравнивать их, устанавливать сходства и различия. Такая деятельность развивает их мышление, память, логику и способность к абстрактному мышлению.

Как эксперимент помогает развитию способности действовать в условиях неопределенности у детей дошкольного возраста?

С помощью эксперимента дети дошкольного возраста учатся предвидеть и анализировать возможные исходы, прогнозировать результаты, делать выводы на основе полученных данных. Такая деятельность развивает их способность действовать в условиях неопределенности, адаптироваться к новым ситуациям, принимать решения и осуществлять контроль над своими действиями.