Дисграфия у старшеклассников (9-11 кл.)
Заказать уникальную курсовую работу- 19 19 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 10.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Цель, задачи, организация и методика исследования
1.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
1.2. Методика исследования
Глава 2. Особенности письменной речи у детей старшего школьного возраста
Заключение
Литература
Четвёртая группа ошибок характерна для оптической дисграфии (таблица 2). К ним относятся искажения графического образа букв, замена графически сходных букв (количество элементов, пространственное расположение элементов).
Наиболее распространенными были ошибки на замену букв – 15,39 % ошибок.
1. Изменение количества элементов букв
2. Замены на буквы, близкие по общему зрительному рисунку
Данный вид дисграфий вызван нарушением зрительно-пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Необходимо также обратить внимание и на то, что наряду с ошибками дисграфического характера в работах учащихся большое количество орфографических ошибок. Это ошибки на правописание безударных гласных, правописание звонких и глухих согласных и др..
Такие ошибки могут быть результатом недоразвития лексики и грамматического строя речи. Бедность и статичность словарного запаса, неточность представлений о морфемном составе слова, проявляется в затруднениях при подборе родственных слов, что накладывает отпечаток на усвоение орфографических правил письма.
Количественный анализ ошибок в письменных работах старших школьников показал сложность дисграфического расстройства.
Основной особенностью симптоматики является то, что в письме наблюдалось большое разнообразие видов ошибок и их комбинирование.
Таблица 3
Виды дисграфий
Вид дисграфии Количество детей с дисграфией Артикуляторно – аккустическая 2 чел. (20%) На почве языкового анализа и синтеза 4 чел. (40%) Аграмматическая 2 чел. (20%) Оптическая 2 чел. (20%)
Таким образом, чаще всего наблюдалась дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.
В процессе исследования была выявлена разнообразная симптоматика дисграфий. В большинстве случаев отмечались сочетания двух видов дисграфии (таблица 4).
Таблица 4
Сочетания дисграфий у обследованных школьников
Вид дисграфии Распространённость в % 1. На почве нарушения языкового анализа и синтеза. 20 2. На почве нарушения языкового анализа и синтеза + акустическая 40 3. На почве нарушения языкового анализа и синтеза + аграмматическая 20 4. На почве нарушения языкового анализа и синтеза + оптическая 20 В первую группу вошли учащиеся, которые допускали много ошибок в виде замен, перестановок и пропуска слов, букв. Дисграфия учащихся этой группы была определена как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – 20 %.
Вторую группу испытуемых с нарушением письма (40%) составили учащиеся, у которых наблюдались непостоянные замены букв, обозначающие фонетически сходные звуки, пропуск гласных и согласных. Такие ошибки предполагают преобладание неполноценности фонематических функций, в частности, слуховой дифференциации звуков, определения количества звуков, определения количества звуков в слове. Дисграфия учащихся этой группы была определена как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза в сочетании с акустической.
Третью группу испытуемых с нарушением письма составили учащиеся с ошибками в установлении правильных звуко-буквенных соответствий в падежных окончаниях существительных, окончаниях прилагательных при согласовании с существительными в роде, числе, падеже, пропуск гласных и согласных. (20 %).
Четвертую группу детей составили учащиеся, ошибки которых включали пропуск слов, букв, неправильные написания букв, недописывание элементов. Такие ошибки предполагают несформированность грамматических навыков, низкий самоконтроль, неполноценность фонематического анализа. У этой группы учащихся отмечалось сочетание дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с оптической (20 %).
Таким образом, симптоматика и механизмы дисграфии у старших школьников определяется неоднородностью и сочетанностью нарушений в структуре нарушения письма.
Заключение
Анализ логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме нарушений письма у школьников, а также результатов экспериментального исследования, позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
Многолетние исследования показывают, что с каждым годом возрастает число учащихся с дисграфией в массовых школах. Эта проблема является не только педагогической, но и в равной мере медицинской.
Нарушение письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.
В соответствии с подобными индивидуальными различиями методика коррекционного воздействия должна строится на основе дифференцированного подхода с учетом особенностей ребенка.
Таким образом, практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные могут быть использованы для дифференциальной диагностики и коррекции письменной речи у детей старшего школьного возраста.
Литература
Ахутина Т.В., Золотарёва Э.В., Журнал «Школа Здоровья», № 3, Том 4, 1997. – С. 34 – 39.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников, М., 1963. – С. 24 – 31.
Исаев Д.Н., Ефремов К.Д., Пукшанская С.М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексий и дисграфий //Тезисы I Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии. М., 1974. – С. 15 – 19.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. – 172 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. СПб., ИД «МиМ», 1997. – 234 с.
Корнев А.Н., Иншакова О.Б. Дисграфия: диагностика, проблемы, коррекция. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997. – 278 с.
ЛалаеваР.И, ВенедиктоваЛ.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н /Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 240 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969. – 318 с.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 168 с.
Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, прфилактика, коррекция. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 264 с.
Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Лениздат, Союз, 2001. - 240 с.
ПарамоноваЛ.Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей. СПб., 1994. – 182 с.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избр. главы. М.: Никулин А.Л., 1998. – С. 76 – 84.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984. – 168 с.
3
2.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников, М., 1963. – С. 24 – 31.
3.Исаев Д.Н., Ефремов К.Д., Пукшанская С.М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексий и дисграфий //Тезисы I Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии. М., 1974. – С. 15 – 19.
4.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. – 172 с.
5.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. СПб., ИД «МиМ», 1997. – 234 с.
6.Корнев А.Н., Иншакова О.Б. Дисграфия: диагностика, проблемы, коррекция. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997. – 278 с.
7.ЛалаеваР.И, ВенедиктоваЛ.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н /Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 240 с.
8.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969. – 318 с.
9.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 168 с.
10.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, прфилактика, коррекция. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 264 с.
11.Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Лениздат, Союз, 2001. - 240 с.
12.ПарамоноваЛ.Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей. СПб., 1994. – 182 с.
13.Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избр. главы. М.: Никулин А.Л., 1998. – С. 76 – 84.
14.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984. – 168 с.
Вопрос-ответ:
Что такое дисграфия и как она проявляется у старшеклассников?
Дисграфия - это расстройство письма, которое проявляется в трудностях с написанием и оформлением текста. У старшеклассников дисграфия может проявляться ошибками в графическом образе букв, заменой графически сходных букв, некорректным расположением элементов и другими характерными ошибками.
Какие цели преследуются в исследовании дисграфии у старшеклассников?
Целью исследования дисграфии у старшеклассников является изучение особенностей письменной речи и выявление методик и организации работы, которые помогут детям справиться с этим расстройством.
Какой методикой исследования используется для изучения дисграфии у старшеклассников?
Для изучения дисграфии у старшеклассников используется определенная методика, которая включает в себя анализ ошибок в письменной речи, исследование графического образа букв, оценку пространственного расположения элементов и другие методы, направленные на выявление проблем и поиск эффективных методов работы.
Какие особенности письменной речи типичны для детей старшего школьного возраста?
Дети старшего школьного возраста могут испытывать трудности с письменной речью, такие как ошибки в расположении элементов, замена графически сходных букв, искажения графического образа букв и другие ошибки, которые характерны для данного возраста.
Какие группы ошибок характерны для оптической дисграфии и что они включают в себя?
Оптическая дисграфия характеризуется несколькими группами ошибок, включающими искажения графического образа букв, замену графически сходных букв, изменение количества элементов и неправильное пространственное расположение элементов.
Какие методы использовались для исследования дисграфии у старшеклассников?
Для исследования дисграфии у старшеклассников были использованы определенные методы, такие как...
Какие особенности письменной речи у детей старшего школьного возраста?
У детей старшего школьного возраста в письменной речи могут наблюдаться такие особенности, как...
Какие ошибки характерны для оптической дисграфии?
Для оптической дисграфии типичны такие ошибки, как искажения графического образа букв, замена графически сходных букв и другие. Полный список ошибок можно найти в таблице 2.
Какие задачи ставились перед исследованием?
Перед исследованием были поставлены определенные задачи, такие как организация и методика исследования дисграфии у старшеклассников. Для достижения этих задач были использованы определенные методы и подходы.
Какие данные были получены в ходе исследования дисграфии у старшеклассников?
В ходе исследования дисграфии у старшеклассников были получены следующие данные: описание особенностей письменной речи, выявление ошибок, анализ их причин и многое другое. Подробное описание результатов можно найти в соответствующей главе работы.
Какая цель задачи в исследовании дисграфии у старшеклассников 9-11 классов?
Цель задачи в исследовании дисграфии у старшеклассников 9-11 классов - организация и методика исследования данного явления.