Экономические отношения между РФ и Объединенными Арабскими Эмиратами
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 10.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе
1.1 Определение внешнеэкономической политики
1.2 Основные направления внешнеэкономической политики России
1.3 Ключевые показатели внешнеэкономической деятельности России
Глава 2. Роль и место ОАЭ во внешнеэкономической политике России
2.1 Значение ОАЭ и региона Арабского Востока в экономической политике России
2.2 Основные характеристики двусторонних отношений России и ОАЭ
2.3 Показатели и направления внешнеэкономической политики России в отношении ОАЭ
Глава 3. Роль и место России во внешнеэкономической политике ОАЭ
3.1 Внешнеэкономическая политика ОАЭ на современном этапе
3.2 Основные показатели и направления развития внешнеэкономической политики ОАЭ в отношении России
3.3 Перспективы развития экономических отношений России и ОАЭ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Львиная их доля приходится на образование и здравоохранение – до 25% всего бюджета. Существенно возросли ассигнования на поддержку жилищного строительства. Полной модернизации подверглась система здравоохранения, в результате чего практически все жители страны получили к началу ХХI века доступ к современным медицинским услугам, как бесплатным, так и платным, причем плата за отдельные его виды составляет даже для иностранцев чисто символическую сумму. Внушительные ассигнования направляются государством на развитие современных форм системы образования, обеспечение их доступности для всех слоев населения через поддержку бесплатных образовательных услуг.
В результате валовой внутренний продукт страны отличается устойчивым ростом, в отдельные годы, в частности, в текущем 2008 году ВВП составил 190,7 млрд. долларов, что на 7% выше предыдущего года (в 2007 году он составил 178 млрд. долларов).
Важным аспектом общественно-экономического прогресса является то обстоятельство, что он был достигнут в довольно непростых, а в отдельные периоды – в достаточно сложных условиях политической реформации – складывания федеративного единого государства, состоящего из отдельных эмиратов, заметно различавшихся по своей истории, экономическому развитию, природным условиям и даже традициям общественно-политической жизни.
В основе внешнеэкономической политики ОАЭ лежит нефтяной сектор. Так, по запасам этого природного ресурса страна занимает третье место в мире после Саудовской Аравии и Ирака – 10% мировых запасов (97,8 млрд. баррелей). Нефть формирует одну треть ВВП ОАЭ. Не менее важны и запасы природного газа – пятое место в мире). Прибыль от энергетического сырья направляется в остальные сектора национальной экономики.
ОАЭ являются активным поставщиком иностранных инвестиций. Их объем в 2007 году составил около 1 трлн. долларов.
Кроме нефти ОАЭ занимаются экспортом сжиженного газа, алюминия, текстиля, удобрений, цемента и фиников.
Главными торговыми партнерами ОАЭ, которые экспортируют из этой страны различные товары, являются Япония, Южная Корея, США, Франция, Великобритания, Иран, Саудовская Аравия и Индия.
Важной особенностью экспорта ОАЭ является тот факт, что его большая часть потом идет на реэкспорт.
Сами ОАЭ импортируют продукцию машиностроения, транспортные средства, готовые изделия и продовольствие. Крупнейшим экспортерами в эту страну являются Китай, Япония, Южная Корея, США, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Саудовская Аравия.
На основе изложенной информации можно сделать вывод, что Россия не входит в число крупнейших экспортеров/импортеров ОАЭ, ее доля не велика.
3.2 Основные показатели и направления развития внешнеэкономической политики ОАЭ в отношении России
Россия занимает 0,34% во внешнеторговом обороте ОАЭ в 2007-2008 годах. Среди торговых партнеров она занимает одно из последних мест в третьей десятке, однако это не мешает странам развивать свои отношения как в экономической сфере, так и в политической.
Около 85% импорта в Россию из ОАЭ приходится на реэкспорт, который включает в себя в основном машины, оборудование и транспортные средства, произведенные в третьих странах. Этим и объясняется нестабильность импорта (как это видно из динамики таблицы 2.1). Доля продовольственных товаров составила – 7%, металлов и изделия из них – 3,5%, химической продукции – 2%.
Так как важность ОАЭ как регионального торгово-реэкспортного центра на путях между странами Европы, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока очень велика, то эксперты предполагают, что доля подобных реэкспортных поставок в Россию из Эмиратов в объеме двусторонней торговли будет в дальнейшем расти.
ОАЭ из России в основном импортируют, как это уже отмечалось ранее, металлы и драгоценные камни – более половины импорта, а также продукцию машиностроения, лесной промышленности и продовольственные товары.
В 2007 году из ОАЭ в Россию поступило порядка 3 млрд. долларов инвестиций – прямых и портфельных, что говорит о наличии интереса со стороны эмиратских партнеров в российском деловом пространстве.
Традиционен интерес ОАЭ в отношении России как производителя различных видов вооружения.
3.3 Перспективы развития экономических отношений России и ОАЭ
Экономические отношения России и Объединенных Арабских Эмиратов обладают перспективным потенциалом. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, динамика внешнеторговых отношений имеет положительные тенденции развития.
Во-вторых, на политическом уровне созданы стабильные отношения по многим вопросам международного сотрудничества.
В-третьих, российские производители имеют неплохие перспективы закрепления на эмиратском рынке капитального строительства, существует растущий спрос со стороны ОАЭ в товарах производственного сектора. Для этого необходимы целенаправленные усилия по адаптации продукции российской тяжелой промышленности к требованиям нефтегазодобывающих стран Персидского залива и обеспечение коммерческого присутствия основных производителей, в частности, на территории ОАЭ.
Одной из ключевых отраслей, где Россия могла бы обеспечить существенный рост экспортных поставок, является энергетическое строительство, прокладка нефтегазопроводов, а также сфера опреснения воды.
ОАЭ стремятся закрепить свои позиции в качестве важного регионального центра реэкспортной торговли, для чего совершенствуют и расширяют систему действующих свободных экономических зон, все более аккумулируют международные финансовые и инвестиционные потоки. В ОАЭ продолжается бурное строительство, создание промышленных предприятий, развитие энергетики и инфраструктуры, включая нефте- и газопроводы и т.д. Все это является привлекательным для российских деловых кругов, а также государства в целом. Также в пользу ОАЭ говорит стабильная политическая ситуация, льготный инвестиционный климат и либеральное налоговое законодательство.
Таким образом, можно констатировать, что российская и эмиратская стороны имеют немалые возможности для расширения своего торгово-экономического сотрудничества.
Заключение
В развитии мировых экономических связей приоритетным является вопрос формирования и реализации внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическая политика государства проявляется в сочетании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Именно их сочетание определяет степень привлекательности для субъектов предпринимательской деятельности внешнеэкономической сферы, а для иностранных юридических и физических лиц - инвестиционную привлекательность российского рынка.
В настоящее время приоритетом российских властей в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой политики является активизация усилий по интеграции России в мировую экономику, прежде всего путем вступления в Всемирную торговую организацию.
Вторым стратегически важным направлением внешнеэкономической политики России является ее энергетическая политика и дипломатия. Несмотря на то, что на сегодняшний день объемы поставок энергоресурсов из России в некоторой степени сократились, тем не менее данная группа товаров остается ключевой в экспорте страны, она является стратегически важной для всей национально экономики РФ.
Третьим приоритетом для внешнеэкономической политики российского государства является развитие двусторонних связей как в сфере внешней торговли, так и в остальных областях экономического взаимодействия. За последние несколько лет немного изменились геоэкономические направления в приоритетах России. Европа по-прежнему занимает лидирующие позиции (этому во многом способствовал процесс расширения ЕС). На втором месте традиционно находились и продолжают находиться государства СНГ. Теперь их догнали и азиатские страны, которые укрепили свои позиции. С точки зрения количественных показателей роль государств Арабского Востока, в том числе и Объединенных Арабских Эмиратов не является определяющим для внешнеэкономической политики России. Стабильные показатели свойственны только сфере российского экспорта (и соответственно эмиратского импорта).
Проведенный анализ показал, что Россия и ОАЭ создали за последние два десятилетия стабильную базу своего сотрудничество, которая выразилась в подписании различных соглашений. Ее особенностью является тот факт, что большинство подписанных соглашений относятся к сфере экономических отношений, что в целом подчеркивает важность взаимодействия двух стран в сфере экономики (даже если количественные показатели не так значительны для внешней торговли – доля ОАЭ во внешней торговле РФ – 0,11%, а России во внешнеторговом обороте – 0,34%).
Если говорить об интересе ОАЭ в российском рынке, то здесь эмиратцев превлекает сфера реэкспорта, в которой они видят большие перспективы.
Подводя итог, можно отметить, что в дальнейшем российско-эмиратские торгово-экономические отношения будут продолжать свое развитие, будут расти внешнеторговые показатели (хотя и не высокими темпами). И российские, и эмиратские компании сегодня проявляют заинтересованность в рынках друг друга.
Список использованных источников и литературы
Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.130-131.
Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М.: Юрайт, 2007. 304 с.
Зевин Л. Эволюция постсоветского экономического пространства // Общество и экономика. 2008. №3-4. С. 197-215.
Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., Челябинск: Социум, 2008. 479 с.
Надир М.К. Реформа как фактор стабильности (опыт ОАЭ) // Ближний Восток и современность. Сборник статьей. Выпуск 31. М.: Институт Ближнего Востока, 2007. С. 272-275.
Подцероб А.Б. Россия – Арабский мир: торгово-экономические связи // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/02-12-08b.htm
Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» // URL: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Law/
Российско-эмиратские отношения (справочная информация Министерства иностранных дел РФ) // URL: http://www.mid.ru
Российско-эмиратское торгово-экономическое сотрудничество // Официальный сайт Посольства РФ в ОАЭ // URL: http://www.uae.mid.ru/doc/doc1.htm
Россия – ОАЭ. Зрелость отношений // URL: http://www.dxb.ru/project/pr/detail.php?ID=562
Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №5. С. 3-18.
Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. М.: Макс Пресс, 2004. 521 с.
Торгово-экономические отношения между Россией и ОАЭ // URL: http://www.dxb.ru/project/pr/detail.php?ID=1600
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Федеральная таможенная служба России // URL: http://www.customs.ru
Федеральный закон №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // URL: http://www.rg.ru/2003/12/18/vneshtorg-dok.html
Центральный банк Российской Федерации // URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=trade.htm
Шныров А. Энергетический фактор во внешней политике России // URL: http://www.rau.su/observer/N9-10_2004/9-10_05.HTM
BP statistical review of world energy 2009 // URL: http://www.bp.com/productlanding.do?categoryId=6929&contentId=7044622
Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М.: Юрайт, 2007. С. 6.
Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» // URL: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Law/
Там же.
Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» // URL: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Law/
Федеральный закон №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // URL: http://www.rg.ru/2003/12/18/vneshtorg-dok.html
Шныров А. Энергетический фактор во внешней политике России // URL: http://www.rau.su/observer/N9-10_2004/9-10_05.HTM
Составлено по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации // URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=trade.htm
Зевин Л. Эволюция постсоветского экономического пространства // Общество и экономика. 2008. №3-4. С. 197-215.
Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., Челябинск: Социум, 2008. С. 231.
Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. М.: Макс Пресс, 2004. С. 403.
Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.130.
Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №5. С. 3-18.
Составлено по данным таможенной статистики Федеральной Таможенной Службы России и
Федеральной службы государственной статистики России // URL: http://www.customs.ru
Подцероб А.Б. Россия – Арабский мир: торгово-экономические связи // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/02-12-08b.htm
Российско-эмиратские отношения (справочная информация Министерства иностранных дел РФ) // URL: http://www.mid.ru
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Торгово-экономические отношения между Россией и ОАЭ // URL: http://www.dxb.ru/project/pr/detail.php?ID=1600
Там же.
Россия – ОАЭ. Зрелость отношений // URL: http://www.dxb.ru/project/pr/detail.php?ID=562
Торгово-экономические отношения между Россией и ОАЭ // URL: http://www.dxb.ru/project/pr/detail.php?ID=1600
BP statistical review of world energy 2009 // URL: http://www.bp.com/productlanding.do?categoryId=6929&contentId=7044622
Надир М.К. Реформа как фактор стабильности (опыт ОАЭ) // Ближний Восток и современность. Сборник статьей. Выпуск 31. М.: Институт Ближнего Востока, 2007. С. 272-275.
Российско-эмиратское торгово-экономическое сотрудничество // Официальный сайт Посольства РФ в ОАЭ // URL: http://www.uae.mid.ru/doc/doc1.htm
Российско-эмиратское торгово-экономическое сотрудничество // Официальный сайт Посольства РФ в ОАЭ // URL: http://www.uae.mid.ru/doc/doc1.htm
2
1.Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.130-131.
2.Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М.: Юрайт, 2007. 304 с.
3.Зевин Л. Эволюция постсоветского экономического пространства // Общество и экономика. 2008. №3-4. С. 197-215.
4.Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., Челябинск: Социум, 2008. 479 с.
5.Надир М.К. Реформа как фактор стабильности (опыт ОАЭ) // Ближний Восток и современность. Сборник статьей. Выпуск 31. М.: Институт Ближнего Востока, 2007. С. 272-275.
6.Подцероб А.Б. Россия – Арабский мир: торгово-экономические связи // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/02-12-08b.htm
7.Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» // URL: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Law/
8.Российско-эмиратские отношения (справочная информация Министерства иностранных дел РФ) // URL: http://www.mid.ru
9.Российско-эмиратское торгово-экономическое сотрудничество // Официальный сайт Посольства РФ в ОАЭ // URL: http://www.uae.mid.ru/doc/doc1.htm
10.Россия – ОАЭ. Зрелость отношений // URL: http://www.dxb.ru/project/pr/detail.php?ID=562
11.Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №5. С. 3-18.
12.Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. М.: Макс Пресс, 2004. 521 с.
13.Торгово-экономические отношения между Россией и ОАЭ // URL: http://www.dxb.ru/project/pr/detail.php?ID=1600
14.Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
15.Федеральная таможенная служба России // URL: http://www.customs.ru
16.Федеральный закон №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // URL: http://www.rg.ru/2003/12/18/vneshtorg-dok.html
17.Центральный банк Российской Федерации // URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=trade.htm
18.Шныров А. Энергетический фактор во внешней политике России // URL: http://www.rau.su/observer/N9-10_2004/9-10_05.HTM
19.BP statistical review of world energy 2009 // URL: http://www.bp.com/productlanding.do?categoryId=6929&contentId=7044622
Вопрос-ответ:
Какие основные направления внешнеэкономической политики России на современном этапе?
Основными направлениями внешнеэкономической политики России являются: развитие многосторонних экономических отношений, привлечение иностранных инвестиций, развитие экспорта и диверсификация экономики, развитие торгово-экономического сотрудничества с ключевыми партнерами, поиск новых рынков сбыта и расширение географии экспорта, защита и поддержка национальных производителей и экспортеров.
Какие ключевые показатели внешнеэкономической деятельности России можно выделить?
К ключевым показателям внешнеэкономической деятельности России относятся: объемы совокупного внешнеторгового оборота, структура экспорта и импорта, динамика притока иностранных инвестиций, баланс внешней торговли, доля России на международных рынках, интеграционные процессы с ведущими странами и объединениями, уровень внешнего долга и его обслуживания.
Какое значение ОАЭ и региона Арабского Востока имеют в экономической политике России?
ОАЭ и регион Арабского Востока имеют большое значение в экономической политике России. ОАЭ является одним из крупнейших партнеров России в регионе, а Объединенные Арабские Эмираты обладают значительными ресурсами, открытым рынком и высоким уровнем экономического развития. Сотрудничество с ОАЭ позволяет России расширять экономические связи, привлекать инвестиции, развивать торгово-экономические отношения и осуществлять совместные проекты в различных сферах.
Какие основные направления внешнеэкономической политики России на современном этапе?
Основные направления внешнеэкономической политики России на современном этапе включают развитие международной торговли, привлечение иностранного инвестирования, укрепление экономического сотрудничества с другими странами, осуществление экспортного контроля, защиту экономических интересов России на международной арене и диверсификацию экономики.
Какую роль и место ОАЭ играют во внешнеэкономической политике России?
ОАЭ являются важным партнером России в регионе Арабского Востока и играют значительную роль во внешнеэкономической политике страны. Они являются одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику и осуществляют активную торговлю с Россией. Кроме того, ОАЭ являются ключевым транзитным пунктом для российских товаров, особенно нефти и газа, на пути в регион и дальше в Европу.
Какие ключевые показатели внешнеэкономической деятельности России?
Ключевыми показателями внешнеэкономической деятельности России являются объем международной торговли, размер прямых иностранных инвестиций, баланс торговли и платежный баланс, доля экспорта и импорта в ВВП, а также структура экспорта и импорта по отраслям и странам-партнерам.
Какое значение ОАЭ и региона Арабского Востока имеют в экономической политике России?
ОАЭ и регион Арабского Востока имеют большое значение в экономической политике России. Россия активно развивает сотрудничество с этим регионом в сферах энергетики, строительства, финансовых услуг, а также военно-технического сотрудничества. Это позволяет России диверсифицировать свою экономику, привлекать инвестиции и развивать внешнюю торговлю с странами Арабского Востока.
Какие основные направления внешнеэкономической политики России на современном этапе?
Основные направления внешнеэкономической политики России на современном этапе включают развитие экспорта, привлечение иностранных инвестиций, расширение международных торговых связей и поддержку экономической интеграции в рамках Евразийского союза.
Какие ключевые показатели внешнеэкономической деятельности России можно выделить?
Ключевыми показателями внешнеэкономической деятельности России являются объем экспорта и импорта товаров и услуг, приток иностранных прямых инвестиций, уровень международных резервов, баланс внешней торговли и счет текущих операций, а также доля России в мировом экспорте и импорте.
Какую роль и место ОАЭ занимают во внешнеэкономической политике России?
ОАЭ занимают важное место во внешнеэкономической политике России. ОАЭ являются одним из крупнейших торговых партнеров России на Ближнем Востоке, а также важным региональным центром для российских фирм, осуществляющих свою деятельность на Ближнем Востоке и в Африке. Кроме того, ОАЭ являются привлекательным объектом для инвестиций российских компаний в различные секторы экономики.
Какие основные характеристики двусторонних отношений между РФ и ОАЭ?
Основными характеристиками двусторонних отношений между РФ и ОАЭ являются интенсивное развитие торгово-экономического сотрудничества, увеличение объема товарооборота, расширение сферы инвестиций и развитие совместных проектов в различных отраслях экономики.
Какое значение ОАЭ и регион Арабского Востока имеют в экономической политике России?
ОАЭ и регион Арабского Востока имеют большое значение в экономической политике России. Этот регион является важным рынком сбыта для российских товаров и услуг, а также источником нефтяных и газовых ресурсов. Кроме того, ОАЭ выступают важным партнером России в сфере инвестиций и развития совместных проектов.