Проблемы "естественных прав человека" у Т. Гоббса, Д.Локка, Т. Джеферсона (сравнительный анализ)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление
  • 28 28 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.06.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Исторический контекст развития теории естественных прав человека.
Глава 2. Политическое учение Т. Гоббса о естественных правах человека.
Глава 3. Политическое учение Д. Локка о естественных правах человека.
Глава 4. Политическое учение Т. Джефферсона о естественных правах человека.
Заключение
Список использованной литературы и источников




Фрагмент для ознакомления

В. И Ленин отмечал, что Беркли, Дидро и многие другие «вышли из Локка». На его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки, в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон. Таким образом, в лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке. Внес он и определенный вклад в развитие культурологической теории, что, собственно говоря, и заставляет обращается к его теоретическому наследию.
Естественные права Джефферсон понимал как врожденные и неизменные гражданские права - те, которые человек приобретает в процессе всей своей жизни в обществе. Вторые - изменчивы и преходящи. Среди естественных прав он называет право на жизнь, свободу, равенство и право народа на восстание против тирании. Любой из этих законов выше гражданских правовых норм. Любое противоречие решается в пользу естественных законов.
Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему “сдержек и противовесов” и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свободы слова, печати, религии.
Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.
Таким образом, Джефферсон критикует монархическое государственное устройство. Он встает на позиции теории естественного права и общественного договора. Источник власти - волеизъявление народа. Поэтому ни один человек не может быть лишен права участвовать в осуществлении политической власти. Если власть ущемляет права граждан, они вправе изменить ее.
Главная роль государства - защищать естественные права и устанавливать законы, их не нарушающие. Джефферсон противопоставлял права личности правам государства в лице правительства. Он высказывает идею об ограничении функций государственной власти. Это нужно, чтобы опасность возникновения произвола со стороны последней была исключена. Политическим идеалом Джефферсона является демократическая республика фермеров, Республика для Джефферсона - правление, осуществляемое в пределах компетентности и возможности самими гражданами или через представителей. Он видит адекватное проявление воли народа в избирательном праве. Это способ реализации права участия s общественных делах и контроля исполнительной власти. В республике должен быть осуществлен принцип разделения властей. Основа республики - право частной собственности ее граждан. Данная форма власти опирается на демократические принципы.
Для Джефферсона как автора Декларации “очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью”. Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права – феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.
В перечне названных в Декларации неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого самого важного, священного для буржуазного общества права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически, политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не абстрактно-теоретическая свобода от иноземной власти, а практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.























Заключение

Главным итогом XVII в. в идеологии Западной Европы стало формирование теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества. В теории естественного права получили развитие идеи XVI в. о природе человека, его страстях и разуме как об основе и движущих силах политики. Существенное достижение и основа теории естественного права XVII в. – идея всеобщего естественного равенства людей. Впервые в многовековой истории человечества было выдвинуто и широко обосновано представление о всеобщем правовом равенстве людей независимо от их социального положения и происхождения. Этим теория естественного права Нового времени существенно отличалась от идей “права природы” античных философов и политических мыслителей.
Из пессимистических взглядов Гоббса на природу человека логически выводилась принципиальная отчужденность государства от народа. Однако в его концепции не только считались естественными и закономерными самые, казалось бы, антисоциальные страсти людей, но и в рамках полного политического отчуждения личности за последней признавались достоинство, свобода и равенство в отношениях с себе подобными. Ради этого достаточно содержательного гражданского равенства (отнюдь не равенства нулей, как в деспотическом государстве!) и возводилось в принцип само это политическое отчуждение. По существу, Гоббсом описано гражданское общество, охраняемое авторитарной властью (Стюартов или Кромвеля). В этой теории нет противоречий, хотя противоречивой часто становилась государственно-правовая практика, считающая источником права произвольную волю суверена, но пытавшаяся предписать этой воле правила естественных законов. Нередко ответом суверена на эти попытки были деяния и суждения: “Лучше капля силы, чем мешок права”. Стремление преодолеть такое чисто практическое противоречие заметно в теории Спинозы, отождествлявшего право и силу, а также в концепции Локка, согласно которой свобода и равенство граждан предписаны государству самой природой. Локком был обозначен тот вариант преодоления политического отчуждения, который состоит в замене традиционной суверенной власти государства над обществом и народом суверенитетом права. Как необходимое средство обеспечения верховенства закона, основанного на данных природой правах человека, обосновывалось ослабление самого государства (разделение властей). В результате государство оказывалось подчиненным незыблемым принципам права, а само право из велений власти превращалось в стабильную основу общества равных перед законом и свободных собственников.
В свою очередь Американские мыслители не внесли существенно новых положений в западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но бесспорна их заслуга в ее пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США (например, выведение из права на революцию права на образование независимого государства, республиканское истолкование теории разделения властей).
При этом впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы в конституционных установлениях, закреплены в конституционных документах.







Список использованной литературы и источников

ИСТОЧНИКИ:
Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1990г.
Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.

МОНОГРАФИИ:
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997 г.
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004 г.

СТАТЬИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ:
Абсолютизм. - http://www.krugosvet.ru/articles/05/1000510/1000510a2.htm
Джон Локк. - http://books.atheism.ru/gallery/Locke
Культурологические воззрения Дж. Локка. - http://www.countries.ru/library/culturologists/locke.htm
Основные черты естественно-правовой теории. - http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/teoriapig/55.html
Паречина С. Г. Теории государственной власти. – www.auditorium.ru
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. - http://www.studyroom.ru/konspekt/ippu/27.htm
Рассел Б. История западной философии. - http://www.philosophy.ru/library/russell/01/04.html
Теории естественного права. - http://gumanitarist.narod.ru/polit/8_estestvennoe_pravo.htm
Томас Гоббс. - http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000811/1000811a1.htm
Учение о государстве и праве в Голландии и Англии в период буржуазных революций. - http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F5.htm#G3
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
Там же.
Основные черты естественно-правовой теории. - http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/teoriapig/55.html
Там же.
Там же.
Теории естественного права. - http://gumanitarist.narod.ru/polit/8_estestvennoe_pravo.htm
Там же.
Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997 г., С. 20.
Рассел Б. История западной философии. - http://www.philosophy.ru/library/russell/01/04.html
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004 г.
Там же.
Учение о государстве и праве в Голландии и Англии в период буржуазных революций. - http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F5.htm#G3
Томас Гоббс. - http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000811/1000811a1.htm
Учение о государстве и праве в Голландии и Англии в период буржуазных революций. - http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F5.htm#G3
Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1990г.
Абсолютизм. - http://www.krugosvet.ru/articles/05/1000510/1000510a2.htm
Там же.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
Там же.
Культурологические воззрения Дж. Локка. - http://www.countries.ru/library/culturologists/locke.htm
Там же.
Джон Локк. - http://books.atheism.ru/gallery/Locke
Паречина С. Г. Теории государственной власти. – www.auditorium.ru
Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.
Там же.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
Там же.
Культурологические воззрения Дж. Локка. - http://www.countries.ru/library/culturologists/locke.htm
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. - http://www.studyroom.ru/konspekt/ippu/27.htm
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
Там же.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. - http://www.studyroom.ru/konspekt/ippu/27.htm
Там же.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
Там же.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
Там же.









2

Список использованной литературы и источников

ИСТОЧНИКИ:
1.Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1990г.
2.Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.

МОНОГРАФИИ:
3.ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
4.Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997 г.
5.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004 г.

СТАТЬИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ:
6.Абсолютизм. - http://www.krugosvet.ru/articles/05/1000510/1000510a2.htm
7.Джон Локк. - http://books.atheism.ru/gallery/Locke
8.Культурологические воззрения Дж. Локка. - http://www.countries.ru/library/culturologists/locke.htm
9.Основные черты естественно-правовой теории. - http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/teoriapig/55.html
10.Паречина С. Г. Теории государственной власти. – www.auditorium.ru
11.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. - http://www.studyroom.ru/konspekt/ippu/27.htm
12.Рассел Б. История западной философии. - http://www.philosophy.ru/library/russell/01/04.html
13.Теории естественного права. - http://gumanitarist.narod.ru/polit/8_estestvennoe_pravo.htm
14.Томас Гоббс. - http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000811/1000811a1.htm
15.Учение о государстве и праве в Голландии и Англии в период буржуазных революций. - http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F5.htm#G3

Вопрос-ответ:

Каково историческое значение теории естественных прав человека?

Теория естественных прав человека имеет огромное историческое значение, так как она положила основу для развития и защиты прав и свобод личности. Она помогла сформировать понятие о неотъемлемых правах человека, которые существуют независимо от государства и общества.

Какие проблемы с естественными правами человека столкнулись Т. Гоббс, Д. Локк и Т. Джефферсон?

Т. Гоббс, Д. Локк и Т. Джефферсон столкнулись с различными проблемами, связанными с естественными правами человека. Одной из проблем была неоднозначность и нечеткость определения этих прав. Они также сталкивались с вопросами о источниках исходных прав человека, а также с проблемой баланса между правами личности и интересами общества. Кроме того, у каждого из них были свои специфические проблемы, связанные с конкретным историческим контекстом их времени.

Какие основные принципы политического учения Т. Гоббса о естественных правах человека?

Основные принципы политического учения Т. Гоббса о естественных правах человека включают идею естественного равенства всех людей, их право на самозащиту и самосохранение, а также необходимость передачи некоторых прав государству для обеспечения порядка и защиты от насилия. Гоббс также утверждал, что право на собственность и справедливость являются искусственными понятиями, созданными государством.

Каковы основные принципы политического учения Д. Локка о естественных правах человека?

Основные принципы политического учения Д. Локка о естественных правах человека включают идею естественных прав на жизнь, свободу и собственность. Локк считал, что эти права принадлежат каждому человеку по природе и не могут быть отняты или ограничены государством без согласия человека. Он также подчеркивал, что главной задачей государства является защита этих прав и обеспечение справедливости.

Какие проблемы возникали у Т. Гоббса в отношении естественных прав человека?

У Т. Гоббса возникала проблема в признании естественных прав человека, так как он считал, что в состоянии естественного положения люди находятся в постоянной борьбе за выживание, и их главной целью является сохранение собственной жизни. Поэтому Гоббс отрицал, что у людей есть естественные права вне государства.

Какие политические учения разделяет Д. Локк в отношении естественных прав человека?

Д. Локк считал, что все люди от рождения обладают определенными естественными правами, такими как право на жизнь, свободу и собственность. Он также полагал, что государство существует для защиты этих прав и что люди имеют право свергнуть правительство, если оно нарушает их естественные права.

Какие политические учения разделял Т. Джефферсон в отношении естественных прав человека?

Т. Джефферсон верил в идею естественных прав человека и считал, что они являются неотъемлемыми и необходимыми для существования государства. Он признавал право на жизнь, свободу и собственность как основные естественные права и считал, что государство должно служить интересам граждан и защищать их права.

Какие источники политической мысли указывает В. И. Ленин в отношении естественных прав человека?

В. И. Ленин указывает, что многие мыслители, такие как Беркли и Дидро, вышли из учений Д. Локка. Локк считал, что все люди обладают определенными естественными правами, которые государство должно признавать и защищать. Принципы Локка оказали значительное влияние на развитие политической мысли и идею естественных прав.

Какие проблемы связаны с естественными правами человека у Т. Гоббса?

У Т. Гоббса возникают проблемы с естественными правами человека, так как он считает, что человек в природе обладает только правом на самосохранение и правом на свободу. Он отрицает существование иных естественных прав, присущих человеку независимо от воли государства. Также, у Гоббса возникает проблема противоречия - с одной стороны, он признает неприкосновенность частной собственности как естественного права, а с другой стороны, утверждает, что государство имеет полное право на конфискацию собственности.

Какие проблемы с естественными правами человека возникают у Д. Локка?

У Д. Локка возникают проблемы с естественными правами человека, связанные с их источником. Локк считает, что естественные права проистекают из естественного закона, который опирается на разум и общие моральные принципы. Однако, возникает вопрос о том, каким образом можно определить эти общие принципы и каким образом они могут служить основой для формирования естественных прав. Также, у Локка возникает проблема с определением границ естественных прав, так как он говорит о необходимости соблюдения прав человека, но при этом признает существование права на собственность и права на присвоение природных ресурсов.

Какие проблемы связаны с естественными правами человека у Т. Джефферсона?

У Т. Джефферсона возникают проблемы с естественными правами человека, связанные с их конкретизацией и защитой. Джефферсон считает, что естественные права человека включают право на жизнь, свободу и преследование счастья. Однако, возникает вопрос о том, каким образом эти права должны быть конкретизированы и защищены. Также, у Джефферсона возникает проблема согласования прав индивидов социальными и политическими обязанностями, так как он отстаивает право на индивидуальную свободу, но при этом признает необходимость ограничения этой свободы для поддержания общественной безопасности и благосостояния.