Теоретические основы изучения особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 28.02.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Глава 2. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Эти границы во многом индивидуальны, у каждого ребенка смещены как в одну, так и в другую сторону. Во время лепета происходит общая упражняемость артикуляторного аппарата, это основа полноценного развития речедвигательного и речеслухового аппаратов. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка.
2-й этап – преддошкольный (от 1 года до 3 лет).
В это время начинается этап становления активной речи, у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он повторяет за говорящим человеком, и сам произносит слова, путая при этом звуки, переставляя их местами, искажая, опуская.
Речь ребенка в преддошкольном периоде, как средство общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер, происходит значительное накопление словаря. М.М.Кольцова и В.П.Глухов отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2 – 3 лет. Дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
3-й этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков, реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении этого периода у ребенка формируется фонематическое восприятие, продолжается увеличение словарного запаса, значения слов уточняются и во многом обогащаются, растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству, идет развитие грамматического строя речи.
К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
В дошкольный период дети овладевают связной речью. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование. С 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка; на 7 году жизни детям доступны уже короткие рассуждения.
Следует отметить, что указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его и физическое и психическое развитие [24, с. 284-287].
Заключение
В заключение отметим еще раз, что формирование фонематических процессов необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.
По мнению многих авторов (Л.С.Выготский, Т.Г.Егоров, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская и др.), фонематические процессы являются основой устной и письменной речи, включает в себя:
фонематическое восприятие,
фонематические представления,
фонематический анализ и синтез.
В.К.Орфинской было выделено 3 функции фонематической системы:
1) слухопроизносительная дифференциация фонем, или фонематическое восприятие;
2) фонематический анализ слов;
3) использование фонем в качестве смыслоразличительных единиц.
Несформированность фонематической системы приводит к тому, что дети не различают фонем родного языка: на письме это выражается в виде их смешения и замены букв (по твердости — мягкости; согласных звуков, имеющих акустике — артикуляционное сходство).
Фонематическая система и ее функции формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь.
Итак, мы выполнили цель исследования - раскрыли теоретические основы изучения особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Решили все задачи исследования:
Раскрыли понятие фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Проанализировали развитие фонематических процессов в онтогенезе в норме.
Дали психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
Проанализировали особенности формирования речи детей дошкольного возраста.
Раскрыли влияние нарушений фонематических процессов на развитие устной речи дошкольников с фонетико-фонетическим недоразвитием.
И подтвердили гипотезу исследования - у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием будет наблюдаться отставание в развитии как устной, так и письменной речи.
Список литературы
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994. – 296 с.
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 398 с.
Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Фребер Артур. – М., 2003.
Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. – 123 с.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1973. – 213 с.
Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 245 с.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982. – с.75
Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985. – 245 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. - 1986. – 340 с.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. – 280 с.
Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. - М., 1990. – 290 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М.,1950. – 202 с.
Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. М., 1996. – 295 с.
Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной - М.,1980. – 310 с.
Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 283—511.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1993. – 312 с.
5
2.Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 398 с.
3.Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Фребер Артур. – М., 2003.
4.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. – 123 с.
5.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
6.Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
7.Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1973. – 213 с.
8.Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 245 с.
9.Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982. – с.75
10.Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985. – 245 с.
12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
13. Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. - 1986. – 340 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.
16. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
17. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. – 280 с.
18. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. - М., 1990. – 290 с.
19.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
20. Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
21.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М.,1950. – 202 с.
22. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. М., 1996. – 295 с.
23. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р.Е.Левиной - М.,1980. – 310 с.
24.Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 283—511.
25.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1993. – 312 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы изучения фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием рассматриваются в первой главе статьи?
Первая глава статьи рассматривает психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста и особенности формирования речи у этих детей.
Какие особенности формирования речи обсуждаются во второй главе статьи?
Во второй главе статьи обсуждаются особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.
На каких основаниях смещены границы индивидуальных особенностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
У каждого ребенка границы индивидуальных особенностей смещены как в одну, так и в другую сторону. Эти границы индивидуальны и определяются различными факторами.
Что происходит во время лепета, и как это связано с полноценным развитием речи?
Во время лепета происходит общая упражняемость артикуляторного аппарата, что является основой для полноценного развития речи.
Какие главы и темы представлены в данной статье?
В данной статье выделяются две главы: первая глава рассматривает психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста, а вторая глава посвящена особенностям формирования речи у детей дошкольного возраста.
Какие теоретические основы изучения фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием представлены в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста, с акцентом на особенности формирования речи. Авторы обсуждают границы развития фонематических процессов и отмечают, что они индивидуальны для каждого ребенка.
Что происходит во время лепета и как это связано с развитием речи?
Во время лепета происходит общая упражняемость артикуляторного аппарата, что является основой полноценного развития речи. Лепет представляет собой процесс, во время которого дети экспериментируют с звуками, анализируют свои артикуляционные возможности и постепенно формируют первые фонемы.
Какие особенности формирования речи у детей дошкольного возраста рассматриваются в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи рассматриваются особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Авторы подчеркивают, что эти особенности являются индивидуальными и могут быть смещены как в одну, так и в другую сторону. Речь у детей дошкольного возраста развивается в процессе лепета и экспериментирования с звуками.
Какие теоретические основы изучения развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием предлагают авторы статьи?
Авторы статьи предлагают основываться на психолого-педагогической характеристике детей дошкольного возраста, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Они подчеркивают важность развития речи через лепет и упражнения с артикуляторным аппаратом.
Могут ли быть смещены границы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста?
Да, границы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста могут быть смещены как в одну, так и в другую сторону. То есть, у некоторых детей эти процессы могут развиваться быстрее и более полноценно, в то время как у других детей они могут развиваться медленнее и с некоторыми трудностями.