Исследование особенностей развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 04.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Методика исследование фонематических процессов у дошкольников с ФФНР
Глава 2. Нарушения фонематических процессов у дошкольников с ФФНР
Заключение
Список литературы
Приложение
Гистограмма 1
Сформированность фонематических представлений у дошкольников с ФФНР
Данная серия заданий была выполнена детьми со следующими результатами. Результаты выполнения заданий с использованием наглядности были значительно выше результатов, которые отмечались при выполнении заданий в умственном плане.
В экспериментальной группе отобрали картинки с заданным звуком в позиции начала слова 8 детей (80%), в позиции середины слова - 5 детей (50%), в позиции конец слова - 4 детей (40%); в умственном плане придумали слова с заданным звуком в позиции начала слова 6 детей (60%), в позиции середины слова - 5 детей (50%), в позиции конец слова - 3 ребенка (30%).
При выполнении другой серии заданий: «Придумай слово, в котором 4,5 звуков» дети с ФФНР с заданием не справились.
Следует отметить, что при отборе картинок на заданный звук дошкольники, усвоив принцип отбора, не всегда откладывали все имеющиеся картинки с заданным звуком. На наш взгляд, такое явление можно объяснить тем, что у детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, а также недоразвитие симультанных процессов, зрительного восприятия. Также необходимо заметить, что распространенным видом ошибок оказались замены согласных звуков, причем чаще всего заменялись звуки акустически и артикуляторно близкие [ц] [з] (например, слова на звук [с] - «зонтик», «цветы»). Иногда, начав правильно выполнять задание, дети переключались с выполнения основной задачи на другую: придумывание слова, относящегося к одному родовому понятию, придумывали слова, нее содержащие заданный звук (например, слова на звук [с]- «стол», «стул», «диван»; «собака», кошка»).
Анализ результатов исследования указывает на значительное недоразвитие фонематических представлений у дошкольников экспериментальной группы. В первую очередь, это связано с тем, что для выполнения заданий такого рода должен быть сформулирован четкий акустический и артикуляторный образ звука (чего не наблюдалось у детей с ФФНР). Таким образом, низкий уровень сформированности фонематических представлений у дошкольников с ФФНР взаимосвязан с трудностями выполнения действий в умственном плане, недостаточным объемом словарного запаса, недостаточной сформированностью понятий «начало, середина, конец слова».
На основе полученных данных при исследовании сформированности фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений дошкольников с ФФНР, можно выделить уровни сформированности этих процессов у детей, которые представлены в таблице 5 и диаграмме 2.
Таблица
Уровни сформированности фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений (в %)
Уровни высокий средний ниже среднего низкий Дошкольники с ФФНР 10% 40% 30% 20%
Диаграмма 2
Уровни сформированности фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений у дошкольников с ФФНР (%)
Подробный анализ результатов исследования состояния фонематических процессов позволяет нам говорить о том, что формирование и развитие фонематических функций является необходимым условием для развития речи ребенка. Все фонематические функции тесно связаны между собой. Сочетание фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Сформированность фонематических функций влияет на ход развития речи ребенка в целом, на овладение процессами чтения и письма.
Исходя из полученных при исследовании данных, изложенных выше, можно выделить следующие уровни сформированности фонематических процессов у дошкольников с ФФНР.
Высокий уровень сформированности отмечался у 20% детей (2 человека). Наблюдались лишь некоторые нарушения в осуществлении сложных форм фонематического анализа (определении последовательности, количества звуков в слове и местоположения звука по отношению к другим звукам). Отмечалось незначительное недоразвитие фонематического синтеза, представлений.
Средний уровень сформированности отмечался у 40% детей (4 человек). Отмечалось недоразвитие сложных форм фонематичсекого анализа, синтеза, фонематических представлений.
Сформированность фонематических процессов у 30% дошкольников (3 человека) ниже среднего уровня. Дети частично справились с заданиями, направленными на выявление сформированности фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений.
Низкий уровень развития был выявлен у 10% дошкольников (1 человек). Отмечалось недоразвитие всех форм фонематического анализа, синтеза, несформированность фонематических представлений.
Проведенное исследование развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР позволяет сделать следующие выводы.
В результате исследования нами было выявлено несформированность операций фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений у детей с ФФНР.
В ходе эксперимента были выявлены нарушения фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений. Нарушения проявлялись в следующем: у дошкольников с ФФНР значительные трудности вызывало определение согласного звука в дву- и трехсложных слова; выделение последнего гласного и первого согласного из слова; определение последовательности и количества звуков в слове, определение местоположения звука в слове. Большое количество ошибок наблюдалось при синтезе двусложных слов со стечениями, при придумывании слов с заданным звуком в определенной позиции (особенно в середине и конце слова).
Таким образом, проведенное исследование выявило нарушения фонематических процессов у дошкольников с ФФНР, проявляющиеся на разном уровне. Это подтвердило правомерность выдвинутой нами гипотезы. С детьми должна быть организована коррекционная работа.
Заключение
Анализ литературных источников по проблеме развития фонематических функций показал, что базой для формирования разнообразных навыков и умений в области языка является сформированность фонематических процессов.
Достаточно высокий уровень развития фонематического анализа звукового состава слова, а также умение синтезировать звуки в слова являются основой овладения грамотой, в частности чтением и письмом.
Изучение литературы по проблеме особенностей фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников с ФФНР показало: с одной стороны, важность изучения этой проблемы для предупреждения дисграфий, дислексии, дизорфографий, а с другой стороны - недостаточность исследования в этой области.
Сравнительный анализ различных источников по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что при решении вопросов изучения способностей к фонематическому анализу у дошкольников с ФФНР необходимо принимать во внимание психологические и речевые предпосылки процесса овладения дифференциацией звуков, звуковым анализом слова, способностью к синтезу звуков в слове, а также особенности способов овладения этими действиями, в основу нашего исследования была положена методика констатирующего эксперимента, выявляющая симптоматику и психофизиологические механизмы нарушений фонематических процессов у дошкольников с ФФНР.
Методика исследования была адаптирована к целям нашего исследования и включала: исследование сформированности фонематического анализа, синтеза и представлений.
Анализ экспериментальных данных дает возможность говорить о том, что у детей экспериментальной группы имеет место недоразвитие фонематической системы в целом. Отмечается несформированность всех фонематических функций как простых, так и сложных. Для них характерно несформированность фонематического синтеза, представлений. Причем в большей степени нарушены сложные формы данных фонематических функций.
Подробное изучение различных источников по данной теме, а также анализ результатов исследования позволяет нам говорить о том, что на качество выполнения заданий дошкольников с ФФНР, в первую очередь, оказывало влияние недоразвитие языковых операций, особенности психической деятельности (недостаточность произвольного внимания, речеслуховой памяти). Обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом.
Нарушения фонематической системы у детей данной категории чаще всего проявлялись в следующем:
неумение выделить первый и последний звук в слове;
неумение определить последовательность, количество и место звуков в слове;
трудности интериоризации действия фонематического анализа (переноса действия во внутренний план, формирование этого действия в умственном плане на основе представлений);
- неумение назвать слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
- трудности формирования фонематических представлений.
Возможно, на наш взгляд в качестве механизмов этих нарушений у детей с ФФНР можно выделить: невысокий уровень развития неречевых функций, недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности, слуховых операций процесса восприятия и порождения речевого высказывания.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с дошкольниками с ФФНР по формированию фонематических процессов и коррекции их нарушений.
Список литературы
Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1969. С. 10-46.
Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972. С.32- 82.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1977.
Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. - СПб., 1995.
Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М, 1978
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С.213-227
Исследование языкового анализа, синтеза, представлений // Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб., 1998. - С. 15-20.
Карта обследования детей с речевой патологией //Бенедиктова Л.В., Воробей Т.Т., Лалаева Р.И., Липакова В.И. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. - СПб., 1998. С. 26-49.
Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. – 1959. - №4
Методические указания к обследованию звукового анализа и синтеза слова у детей // Методы обследования речи у детей. Вып. П. - М., 1996. - С. 56-63
Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М., 1965
Обследование фонематического восприятия // Методы обследования речи у детей. Вып. II. -М, 1996. - С. 14-17.
Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с недоразвитием фонематической системы // 5 научная сессия по дефектологии. - М., 1967. С. 241-242
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – С. 49 – 66
Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967.
Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно - корректирующих мероприятий дислалических и дизартрических нарушений речи // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М, 1973. .
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М. 1994
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. - М., 1980
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. T.I. - М, 1997. - С. 96-102.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
Токарева О.А. Недостатки звукопроизношения // Расстройства речи у детей и подростков. - М; 1969. - С. 144-154
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., СПб., 1996
Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М-Л. АПН РСФСР 1948. с. 101-133
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М, 1958.
Приложение
Общие сведения о детях экспериментальной группы
№ п\п Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка на момент обследования (лет) Логопедическое заключение (По данным логопеда группы) 1 Женя П. 6,3 ФФНР, Дислалия 2 Петя М. 6,1 ФФНР, Ст. Дизартрия 3 Миша О. 6,5 ФФНР, Ст. Дизартрия 4 Олег Р. 6,2 ФФНР, Ст. Дизартрия 5 Коля О. 6,2 ФФНР, Дислалия 6 Олег Н. 6,6 ФФНР, Ст. Дизартрия 7 Никита П. 6,4 ФФНР, Дислалия 8 Женя И. 6,7 ФФНР, Ст. Дизартрия 9 Полина Т. 6,5 ФФНР, Дислалия 10 Таня У. 6,2 ФФНР, Ст. Дизартрия
Пример психолого-педагогической характеристики на ребенка экспериментальной группы:
Петя М., возраст 6 лет 1 месяц.
Логопедическое заключение: ФФНР, стертая форма псевдобульбарной дизартрии.
Анамнез: возраст матери при рождении ребенка – 36 лет, отца – 34 года. Во время беременности мать дважды перенесла инфекционные заболевания, страдала токсикозом второй половины беременности. Роды преждевременные (35 недель). Мальчик родился с массой 2,3 кг, ростом 46 см. В анамнезе – перинатальная энцефалопатия, в настоящее время наблюдается невропатологом. Мальчик часто и длительно болеющий, соматически ослабленный.
Раннее речевое развитие, со слов матери, без особенностей. В семье двуязычие (украинский, русский языки).
При обследовании контактен, доброжелателен. Слуховое внимание неустойчивое, имеет низкие возможности распределения. Словесная память понижена, часто забывает инструкции, элементы задания. При использовании наглядностей, игровой ситуации устойчивость внимания и возможности запоминания повышаются.
Мальчик двигательно расторможен, движения характеризуются плохой координацией, недостаточной дифференцированностью. Особенно страдает произвольная моторика, движения по инструкции. Наблюдаются нарушения артикуляционной моторики (неполный объем движений, языка, замедленное выполнение артикуляционных движений, плохая их координация).
Ребенок эмоционально неустойчив, возбудим, действия отличаются импульсивностью, инструкция слабо организует его деятельность. Умственная работоспособность низкая, на занятиях быстро утомляется, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций при выполнении основного задания.
34
1.Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1969. С. 10-46.
2.Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972. С.32- 82.
3.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе воспри-ятия и усвоения устной речи. - М., 1977.
4.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. - СПб., 1995.
5.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М, 1978
6.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематиче-ского восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С.213-227
7.Исследование языкового анализа, синтеза, представлений // Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб., 1998. - С. 15-20.
8.Карта обследования детей с речевой патологией //Бенедиктова Л.В., Воробей Т.Т., Лалаева Р.И., Липакова В.И. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. - СПб., 1998. С. 26-49.
9.Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специ-альная школа. – 1959. - №4
10.Методические указания к обследованию звукового анализа и синтеза слова у детей // Методы обследования речи у детей. Вып. П. - М., 1996. - С. 56-63
11.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и ре-чи. - М., 1965
12.Обследование фонематического восприятия // Методы обследования речи у детей. Вып. II. -М, 1996. - С. 14-17.
13.Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с недоразвитием фонематической системы // 5 научная сессия по дефектологии. - М., 1967. С. 241-242
14.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – С. 49 – 66
15.Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967.
16.Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа рас-стройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно - корректирую-щих мероприятий дислалических и дизартрических нарушений речи // Рас-стройства речи и голоса в детском возрасте. - М, 1973. .
17.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М. 1994
18.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлы-ми нарушениями речи. - М., 1980
19.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хресто-матия по логопедии. T.I. - М, 1997. - С. 96-102.
20.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
21.Токарева О.А. Недостатки звукопроизношения // Расстройства ре-чи у детей и подростков. - М; 1969. - С. 144-154
22.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
23.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., СПб., 1996
24. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольни-ка//Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М-Л. АПН РСФСР 1948. с. 101-133
25.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М, 1958.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития фонематических процессов наблюдаются у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием?
У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдаются особенности в развитии фонематических процессов. Они испытывают трудности в правильном произношении звуков, в адекватном распознавании фонем, а также в сопоставлении и различении звуков. Это может приводить к нарушениям речи и ограниченным возможностям восприятия и понимания речи.
Как проводится методика исследования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Методика исследования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием включает использование различных заданий и тестов. Детям предлагается выполнить задания, направленные на распознавание и различение звуков, а также на оценку их способностей воспроизводить и правильно произносить звуки. Результаты этих заданий позволяют оценить степень недоразвития фонематических процессов у каждого ребенка.
Какие нарушения фонематических процессов наблюдаются у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием?
У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдаются различные нарушения фонематических процессов. Они могут проявляться в замене одних звуков другими, искажении звуков в словах, ошибочном сочетании звуков в речи, а также в проблемах с сопоставлением и распознаванием звуков. Эти нарушения могут существенно влиять на понимание и произношение речи у ребенка.
Какие данные были получены в результате выполнения заданий посредством использования наглядностей?
При выполнении заданий с использованием наглядностей были получены следующие данные. У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдалась низкая сформированность фонематических представлений. Дети испытывали затруднения в распознавании и различении звуков, а также в адекватном сопоставлении звуков в словах. Эти данные свидетельствуют об особенностях развития фонематических процессов у данной группы детей.
Какой метод исследования использовался для изучения фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием?
В исследовании использовался методика, основанная на проведении специальных заданий с детьми.
Какие особенности развития фонематических процессов были выявлены у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием?
У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием были выявлены нарушения фонематических представлений и процессов, связанных с распознаванием и артикуляцией звуков речи.
Какие задания были выполнены детьми в исследовании и каковы были результаты?
Дети выполняли задания, связанные с использованием наглядностей. Результаты показали, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдаются определенные трудности и ошибки в выполнении заданий.
Какие нарушения фонематических процессов могут наблюдаться у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием?
У таких детей могут наблюдаться нарушения в распознавании и артикуляции звуков речи, а также трудности в формировании правильных фонематических представлений.
Какими методами исследования и литературой было опирались авторы статьи?
Авторы статьи использовали методики и задания, разработанные специально для исследования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, а также обращались к соответствующей литературе по данной проблематике.