Налоговая система России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 36 36 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 10.03.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение.
Глава 1. Характеристика основ налоговой системы в РФ
1.1. Понятие налогов и их роль в экономике государства
1.2. Принципиальные основы организации системы налогообложения в РФ
Глава 2. Характеристика элементов налогообложения
2.1. Понятие и структура системы налогов и сборов в РФ
2.2. Актуальные проблемы налогообложения в РФ
Заключение.
Список использованной литературы.

Фрагмент для ознакомления

Так, в недавнем Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации обстоятельно рассмотрены, в частности, те изменения в налоговом законодательстве, которые осуществлены к настоящему времени, и четко очерчены основные направления налоговой политики, которые должны реализовываться уже с 2009 г. Правительством России в целом одобрены Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, в которых подведены итоги реализации принятой в предыдущие годы налоговой политики и даны качественные и количественные ориентиры дальнейшего совершенствования всей налоговой сферы, системы налоговых отношений в России.
Вместе с тем предстоит серьезная работа по реальному осуществлению намеченных мер налоговой политики России, исследовательской проработке все еще дискуссионных налоговых проблем, содержательному наполнению существующих форм налоговых отношений, внедрению новых и закреплению в отечественной налоговой практике оправдавших себя способов и механизмов налогообложения с учетом и критическим заимствованием зарубежного налогового опыта.
За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшних дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладки налоговой системы.
Важно отметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы, отхода от идеи "больших скачков", особенно неприемлемых для экономики переходного периода.
В ходе модернизации налогов в 2002 - 2006 гг. многие из них были приведены в соответствие с экономическими реалиями - был снижен уровень многих налогов; введен налог на добычу полезных ископаемых (заменивший плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат); серьезные шаги были предприняты в направлении совершенствования налогового администрирования. Все это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось на сборах налогов. Достаточно отметить, что поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему, включая государственные внебюджетные фонды, возросли в 2007 г. по отношению к предыдущему году на 27,8%, а за первые 4 месяца 2008 г. соответственно на 50,8%.
Вместе с тем в нашем обществе не утихают дискуссии по вопросам дальнейшего реформирования налоговой системы - снижения налогового бремени, гармонизации налогов, учета факторов глобализации. Все это стимулирует проведение дискуссий по налоговой проблематике, уточнение роли и места налогов в обществе, их настройки с учетом процессов глобализации.
С начала внедрения в российскую практику налога на добавленную стоимость не утихают споры о целесообразности его использования, механизме его изъятия, уровне ставок, льготах и т.п.
Представляется, что внедрение налога на добавленную стоимость в практику хозяйствования в начале 1990-х годов было вполне логичным. Напомним, что для советской экономики одним из главных источников бюджетных доходов был налог с оборота, который в структуре государственных доходов составлял в 1940 г. 60%, а в 1990 г. - около 20%. Следует подчеркнуть, что налог с оборота был не только одним из важных источников доходов бюджета, но и существенным элементом плановых цен. Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям возникла проблема поиска альтернативы налогу с оборота. Предлагались различные варианты - расширение практики использования акцизов, повышение ставок подоходного налога и налога на прибыль, введение налога с продаж.
Анализ всех вариантов альтернативы налогу с оборота и тенденций развития налоговых систем зарубежных стран показал, что единственно правильным решением было введение налога на добавленную стоимость. Последний играл и играет важную роль как источник доходов бюджета. Так, в 2007 г. налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, составил 1390,4 млрд руб. и возрос по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза. За более чем 15-летний период использования этого налога его ставка снизилась с 28% до 18%, упорядочен механизм сбора, неоднократно уточнялись льготы. Думается, что попытки отдельных ученых и специалистов заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж нецелесообразны.
Практика использования налога на добавленную стоимость в зарубежных странах, особенно в кризисные периоды, свидетельствует о достаточно высокой его эффективности, выражающейся в соответствующей бюджетной его результативности. Среди преимуществ данного налога отметим и относительную простоту его сбора, широкую и весьма стабильную налоговую базу. Немаловажно и то, что налог этот представляет собой важный экономический инструмент регулирования экономики, играет существенную роль в процессе экономической интеграции прежде всего европейских стран. Не случайно налог на добавленную стоимость стал первым налогом, с которого началась реальная унификация и гармонизация национальных налоговых систем, кроме того, он - активный рычаг формирования доходной базы бюджета Евросоюза. Подчеркнем, что одним из условий вступления в последний является наличие рассматриваемого налога в национальной налоговой системе, а главным источником доходной базы бюджета сообщества выступают именно отчисления от налога на добавленную стоимость.
Упорядочение механизма взимания налога на добавленную стоимость - конкретный шаг на пути к устранению налоговых барьеров в развитии внешнеэкономических отношений, прежде всего международной торговли. В рамках гармонизации косвенных налогов делается попытка установить единую ставку данного налога для всех стран - членов Евросоюза, определенные шаги предприняты и в направлении унификации льгот по нему.
Естественно, что резервы совершенствования налога на добавленную стоимость существуют. Следует прежде всего отметить, что в условиях значительного профицита федерального бюджета есть возможность снижения ставок по данному налогу, что позволит уменьшить налоговое бремя, противодействовать росту цен на потребительские товары. Другая важная проблема - совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость, в частности упрощение механизма его изъятия в бюджет, а также возврата налогоплательщикам.
В условиях глобализации важна роль гармонизации налогов и в межстрановых, и во внутристрановых отношениях. Фундаментальным фактором обеспечения высоких темпов экономического роста в каждой отдельно взятой стране выступает развитие институтов, понимаемых как совокупность правил, регулирующих взаимодействие государства и индивидов в экономической, политической, социальной и других сферах.
Важнейший инструмент государства в условиях глобализации - налоговая политика на долгосрочную перспективу. Думается, что назрела острая необходимость в формировании российской налоговой политики до 2020 г. Именно долгосрочная налоговая политика призвана обеспечить высокие темпы экономического роста, инновационный характер производства, содействовать созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни, вхождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе. Главными критериями при формировании налоговой политики должны стать - справедливость налогов, минимизация административных издержек и дестимулирующих эффектов при их применении.
Приоритетная цель формируемой долгосрочной налоговой политики России - обеспечение необходимых условий для экономического развития, роста инвестиций. Соответственно, структура и размеры налогообложения должны быть определены таким образом, чтобы:
гарантировать освобождение от налогообложения затраты на воспроизводство рабочей силы;
обеспечивать возможно льготный режим налогообложения для капиталов, применяемых в производственном секторе;
устанавливать льготные налоговые режимы для лиц, инвестирующих капиталы в развитие малого и среднего бизнеса.
Заключение.
Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются - распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам.
Вместе с тем страна довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного на мировом рынке производственного потенциала - весь рост фактически сводится к наращиванию объемов добычи и вывоза сырья, а также оборотов, связанных с ввозом готовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степени обусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей в себя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования.
Исключительно важен вопрос о назревшей необходимости консолидации всей работы по сбору налогов в одних руках. Сегодня этой работой заняты ФНС России, ФТС России, казначейство, Центробанк, внебюджетные фонды, местные органы власти и т.д. Общая мысль состоит в том, чтобы устранить разнобой в этой сфере, унифицировать систему расчетов по налогам в целом и упростить жизнь налогоплательщикам.
Для достижения указанных целей необходимо:
сосредоточить всю работу по налогам в рамках единого ведомства (скажем, министерства государственных доходов);
закрепить за этим ведомством функции не только "контролера", но и "сборщика" налогов (как это и имеет место во всех развитых странах);
установить порядок уплаты всех налогов на единый счет (счета) налогового ведомства любым удобным для налогоплательщика образом (наличным платежом, кредитной карточкой и т.д.;
распределение средств из произведенного платежа по различным видам налогов осуществлять силами налогового ведомства.
Сейчас много говорят о взаимодействии различных ведомств в налоговой сфере, об устранении бюрократических задержек при возврате налога на добавленную стоимость, при перерасчете и зачете налоговых обязательств налогоплательщика по разным видам налогов и т.д. Но все проблемы автоматически будут решаться, если налогоплательщики будут иметь дело с одним налоговым ведомством, с одним банковским счетом налогового ведомства для приема любых налоговых платежей и если у налогоплательщика будет возможность в авансовом порядке "заводить" средства на свой лицевой счет в этом ведомстве.
Список использованной литературы.


Александров И.М. Налоги и налогообложение. Издательский дом «Дашков и К». - 2005.
Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2007.
Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. - М.,-2003.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 2005
Волкова Т. В Кремле состоялось обсуждение стратегии и тактики налоговой политики // Налоги, 2005, №7.
Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС., 2005
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение - М: ИНФРА-М, 2006
Налоги и налогообложение. 5-е изд./Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2006.
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов / [Г.А. Волкова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. .
Налоги: Учебное пособие / Под. ред. Д.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2006
Перепелкин А.Ю. : Налоговая политика - один из оперативных инструментов государства для регулирования экономики// Российский налоговый курьер, 2006, №20
Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации. // Финансы, 2005, № 3.
Сердюков А.Э. Особый акцент сделан на улучшение качества контрольной работы налоговых органов // Российский налоговый курьер. 2006, №13.
Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Финансы: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. М.П. Владимировой; М.П. Владимирова; В.С. Темиров; Д.М. Теунаев. - М.: КНОРУС, 2006.
Шаталов С.Д. Налоговая реформа - важный фактор экономического роста // Финансы. 2005. №2



Налоги: Учебное пособие / Под. ред. Д.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2006
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 2005
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение - М: ИНФРА-М, 2006

Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов / [Г.А. Волкова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов / [Г.А. Волкова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов / [Г.А. Волкова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение - М: ИНФРА-М, 2006
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение - М: ИНФРА-М, 2006
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов / [Г.А. Волкова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008












36

1.Александров И.М. Налоги и налогообложение. Издательский дом «Дашков и К». - 2005.
2.Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2007.
3.Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. - М.,-2003.
4.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 2005
5.Волкова Т. В Кремле состоялось обсуждение стратегии и тактики налоговой политики // Налоги, 2005, №7.
6.Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС., 2005
7.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение - М: ИНФРА-М, 2006
8.Налоги и налогообложение. 5-е изд./Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2006.
9.Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов / [Г.А. Волкова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. .
10.Налоги: Учебное пособие / Под. ред. Д.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2006
11.Перепелкин А.Ю. : Налоговая политика - один из оперативных инструментов государства для регулирования экономики// Российский налоговый курьер, 2006, №20
12.Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации. // Финансы, 2005, № 3.
13.Сердюков А.Э. Особый акцент сделан на улучшение качества контрольной работы налоговых органов // Российский налоговый курьер. 2006, №13.
14.Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
15.Финансы: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. М.П. Владимировой; М.П. Владимирова; В.С. Темиров; Д.М. Теунаев. - М.: КНОРУС, 2006.
16.Шаталов С.Д. Налоговая реформа - важный фактор экономического роста // Финансы. 2005. №2



Вопрос-ответ:

Какое понятие налогов и их роль в экономике государства?

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые с граждан и организаций для финансирования государственных нужд. Они играют важную роль в экономике государства, так как обеспечивают доходы государственного бюджета. Поэтому налоговая система имеет большое значение для устойчивого функционирования государства и развития экономики.

Какие основные принципы организации налогообложения в России?

Основные принципы организации налогообложения в России включают принцип законности (налоги устанавливаются только на основании законов), принцип равенства (налоги взимаются с учетом равенства прав и возможностей граждан и организаций), принцип справедливости (налогообложение должно быть справедливым и эффективным), принцип дифференциации (различные виды налогов применяются в зависимости от объективных обстоятельств), и принцип социальной направленности (налоговая система должна обеспечивать социально-экономическую справедливость и содействовать социальному развитию страны).

Какие элементы входят в систему налогообложения в России?

Система налогообложения в России включает различные элементы, такие как налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль организаций, налоги на имущество, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, налог на добавленную стоимость и другие. Каждый из этих элементов имеет свои особенности и применяется в зависимости от деятельности и статуса налогоплательщика.

Какие актуальные проблемы в налогообложении существуют в России?

В налогообложении в России существует ряд актуальных проблем, включая налоговое давление, которое для многих организаций является слишком высоким, сложность налогового законодательства, которое часто меняется и требует дополнительных усилий для его понимания и соблюдения, а также проблемы связанные с недобросовестными налогоплательщиками, которые уходят от уплаты налогов и создают недостаток в бюджете.

Какова роль налогов в экономике государства?

Налоги играют важную роль в экономике государства. Они являются основным источником доходов государственного бюджета, позволяют финансировать социальные программы, обеспечивать функционирование государственных органов, инфраструктуры и других секторов экономики. Кроме того, налоги также используются для регулирования экономических процессов и стимулирования развития определенных отраслей.

Каковы принципиальные основы организации системы налогообложения в России?

Организация системы налогообложения в России основана на следующих принципах: налоги устанавливаются исключительно законодательством, налоги должны быть справедливыми и пропорциональными, налоги должны способствовать развитию экономики и социальной защите, а также должны обеспечивать баланс между интересами государства и налогоплательщиков. Также важным принципом является прозрачность и удобство процесса налогообложения для налогоплательщиков.

Какова структура системы налогов и сборов в России?

Структура системы налогов и сборов в России включает в себя федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. К федеральным налогам относятся налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и другие. Региональные налоги устанавливаются субъектами Российской Федерации и могут отличаться в разных регионах. К местным налогам относятся налоги на недвижимость, землю, транспорт и др.

Какие актуальные проблемы налогообложения существуют в России?

В России существует ряд актуальных проблем налогообложения, таких как высокая нагрузка налогами на бизнес, сложность и непрозрачность налогового законодательства, коррупционные риски при взаимодействии с налоговыми органами, неэффективность системы контроля за выполнением налоговых обязательств. Также существует проблема неконтролируемого оттока капитала из страны. Решение этих проблем требует системных изменений в налоговой политике и улучшения административных процедур.

Какова роль налогов в экономике государства?

Налоги играют важную роль в экономике государства, поскольку являются основной источник финансирования государственных нужд. Они используются для финансирования различных социальных программ, обеспечения безопасности, инфраструктуры и других государственных функций. Кроме того, налоги регулируют экономику, влияя на поведение предприятий и индивидуальных граждан. Налоговая система также способствует сбору информации о состоянии экономики и достижении финансовой стабильности государства.

Как организована система налогообложения в России?

Система налогообложения в России основана на принципе налоговой федерализации. То есть, налоговые полномочия разделены между федеральным и региональными уровнями власти. Федеральные налоги включают налог на прибыль организаций, НДС, акцизы и прочие федеральные налоги. Региональные и местные налоги включают налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог и прочие налоги, установленные регионами и муниципалитетами.