Организационная культура как социально-психологическая проблема
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 30.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и сущность организационной культуры
2. Особенности социально-психологического формирования организационной культуры
3. Поддержание и изменение организационной культуры
4. Социально-психологические факторы, влияющие на организационную культуру
Заключение
Список использованной литературы
Это совершенно особая культура, связанная с необходимостью «оптимизации» налогообложения (проще — ухода от налогов), увода прибыли, взаимодействия с криминальными «крышами» и т.д. Все это накладывает сильный отпечаток на ценностную и идеологическую подсистемы организационной культуры. Высокая инфляция, неравенство конкурентных условий и доступа к ресурсам, сильное влияние государства на экономику и рынок тоже способствуют формированию особой организационной культуры. Особенности деятельности законодательных и правоохранительных органов — еще один фактор, способный существенно изменять организационную культуру.
Коррупция, а точнее — отношение к ней людей, также важный внешний фактор формирования организационной культуры. Если, как, например, в России и ряде стран бывшего СССР, люди считают взятки чиновникам, милиции, врачам, учителям неизбежными и приемлемыми, то это, естественно, накладывает сильный отпечаток на идеолого-ценностную подсистему организационной культуры.
К внешним можно отнести факторы, связанные с конкурентной и потребительской средой. Например, агрессивная политика конкурентов будет провоцировать компанию на поиск путей противодействия, которые будут не менее агрессивными и жесткими, формируя, таким образом, полувоенную культуруСейчас в бизнесе широко используются такие термины как «маркетинговая война», «партизанский рейд», «рекламная атака» и тому подобные.. Степень платежеспособности клиентов данной организации, их собственный образовательный и культурный уровень также неизбежно будут способствовать формированию соответствующей культуры в организации.
Особая группа факторов, оказывающих зачастую определяющее влияние на организационную культуру — это национальные особенности.
Организационная культура формируется под сильным влиянием культуры той страны, в которой эта организация функционирует. Правда, идущие сейчас процессы глобализации бизнеса способствуют тому, что происходит взаимопроникновение и интеграция культур. Предприниматели США перенимают некоторые элементы японской организационной культуры и наоборот. В российском бизнесе можно увидеть проявления как американской или европейской, так и японской моделей организационной культуры, хотя идут разговоры о формировании своей собственной, российской и уж, естественно, лучшей, культуры. Как бы отвечая на попытки поисков «лучшей Национальной организационной культуры», известнейший театральный режиссер современности Питер Брук сказал: «Существенная часть безумия нашего мира заложена в слове «культура». Если начинаешь сравнивать культуры, оценивать их — это начало расизма. Каждый считает — сознательно или бессознательно — что культура, к которой он принадлежит, лучшая. Все люди — пленники идеи культуры. Но каждая культура — неполна, несовершенна. Все культуры — русская, немецкая, английская, китайская — часть мировой культуры, которая никому из нас неведома» Брук П.
Тем не менее, особенности национальной культуры и национального менталитета оказывают подчас сильное влияние на формирование и развитие организационных культур. Рассмотрим важнейшие из аспектов национальных культур и менталитетов, оказывающих влияние на организационную культуру.
Заключение
С другой стороны существование проблем, при которых зачастую управленческие решения сталкиваются с сильным и устойчивым сопротивлением персонала, порожденным ведущими ценностями и установками организационной культуры, говорить о слабом понимании сути и значимости корпоративной культуры ключевым менеджментом компаний и необходимости систематизации этого вопроса для использования при принятии управленческих решений.
Также, об актуальности проблематики связанной с управлением корпоративной культурой у отечественных менеджеров-практиков, говорят результаты масштабного исследования, проведенного агентством РБК в 2008 году. В итогах исследования говорится, что Российский бизнес за прошедшие годы сформировал свою корпоративную культуру и 44% опрошенных считают, что в компании необходима должность, за которой будет закреплена цель развития корпоративной культуры. Это обуславливает практическое изучение организационной культуры Российского бизнеса.
Список использованной литературы
Анцупов А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 2006. – 120 с.
Выханский О.С. Менеджмент / Выханский О.С., Наумов А.И. - М.: Гардарика, 2006. –435 с.
Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 2005. –360с.
Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: :диагностика и прогноз в конкретных ситуациях . – М.: Смысл, 2000. – 123 с.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. – 400 с.
Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во Ма-рийского унив-та, 2007. –640с.
Калашников Д. Конфликты в организации: социально - конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала) // Управление персоналом. – 2007. - № 7.
Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, 2006- 192 с.
Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, 2004. –352с.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2006. – 176 с.
Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, 2006 стр. 140
Анцупов А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 2006. – 120 с.
Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского унив-та, 2007. стр.94-95
Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 2005. –360с.
Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, 2004. стр. 154-156
Калашников Д. Конфликты в организации: социально - конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала) // Управление персоналом. – 2007. - № 7. – С. 17-22
Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2006. стр. 75-76
Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: :диагностика и прогноз в конкретных ситуациях . – М.: Смысл, 2000. стр. 85
2
1.Анцупов А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 2006. – 120 с.
2.Выханский О.С. Менеджмент / Выханский О.С., Наумов А.И. - М.: Гардарика, 2006. –435 с.
3.Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 2005. –360с.
4.Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: :диагностика и прогноз в конкретных ситуациях . – М.: Смысл, 2000. – 123 с.
5.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. – 400 с.
6.Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во Ма-рийского унив-та, 2007. –640с.
7.Калашников Д. Конфликты в организации: социально - конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала) // Управление персоналом. – 2007. - № 7.
8.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, 2006- 192 с.
9.Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, 2004. –352с.
10.Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2006. – 176 с.
Вопрос-ответ:
Что такое организационная культура?
Организационная культура - это совокупность ценностей, верований, норм и поведенческих стандартов, которые объединяют сотрудников и определяют их отношение к работе и взаимодействию внутри организации.
Какие особенности социально психологического формирования организационной культуры?
Организационная культура формируется на основе социальных и психологических факторов. Важную роль играют лидерство и сотрудничество внутри организации, а также процессы коммуникации и конфликтов.
Как поддерживается и изменяется организационная культура?
Организационная культура может поддерживаться через проведение тренингов, социальных мероприятий и пропаганды корпоративных ценностей. Изменение организационной культуры может происходить под влиянием внешних факторов или в результате изменений внутри самой организации.
Какие социально психологические факторы влияют на организационную культуру?
На организационную культуру могут влиять такие факторы, как лидерство, стиль управления, коммуникационные процессы, роль и статус сотрудников, отношения и конфликты между коллегами и другие социальные и психологические факторы.
Как связана организационная культура с оптимизацией налогообложения и криминальными схемами?
Организационная культура может быть связана с оптимизацией налогообложения и криминальными схемами, если в организации существует неправомерная практика ухода от уплаты налогов или взаимодействия с криминальными структурами. Однако, такая практика не является частью организационной культуры в общем случае.
Что такое организационная культура?
Организационная культура - это совокупность ценностей, норм, установок и поведенческих моделей, которые присущи определенной организации и влияют на взаимодействие и поведение ее участников.
Как формируется организационная культура?
Организационная культура формируется под влиянием различных социально-психологических факторов, таких как лидерство, коммуникация, мотивация, сотрудничество и др. Важную роль играют также история и ценности организации, особенности ее структуры и процессов.
Как возможно поддерживать и изменять организационную культуру?
Организационная культура поддерживается через создание и поддержание специальных программ обучения и развития, активное вовлечение сотрудников в жизнь организации, а также формирование положительного рабочего окружения. Изменение организационной культуры может быть осуществлено через изменение ценностей и норм, пересмотра структуры и процессов, поддержку новых идей и подходов.
Какие социально-психологические факторы влияют на организационную культуру?
Социально-психологические факторы, такие как лидерство и стиль руководства, коммуникация, мотивация, конфликты, сотрудничество и т.д., могут существенно влиять на организационную культуру. Например, если в организации преобладает авторитарное лидерство, это может отразиться на стиле взаимодействия и поведении сотрудников.
Чем отличается организационная культура от специальных форм культуры, связанных с налоговыми уклонами и криминальными схемами?
Организационная культура относится к ценностям, нормам и стилю взаимодействия внутри организации, направленных на достижение общих целей. Однако специальные формы культуры, связанные с налоговыми уклонами и криминальными схемами, являются негативными и незаконными практиками, предназначенными для избежания налогов и получения незаконной прибыли.
Что такое организационная культура?
Организационная культура - это совокупность ценностей, норм, обычаев и способов поведения, которые сформировались внутри организации и влияют на ее функционирование и развитие.
Какие особенности социально психологического формирования организационной культуры?
Социально психологическое формирование организационной культуры осуществляется через взаимодействие между членами организации, формирование общих ценностей и установок, а также через воздействие руководства на сотрудников.