Особенности психологического состояния детей до начала и после возникновения невротической форм заикания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 28 28 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 09.06.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование условий формирования произвольного поведения у заикающихся детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Исследование произвольного поведения заикающихся дошкольников
Глава III. Особенности диагностики произвольного поведения заикающихся детей старшего дошкольного возраста
Выводы по III главе
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Уровень сформированности волевой регуляции находится на среднем уровне: дети проявляют самостоятельность при выполнении заданий, на протяжении занятий показывают не очень высокую степень устойчивости концентрации внимания, способность учиться без перерывов низкая, энергичны при выполнении действий, способны сдерживать свои чувства, часто внушаемы, иногда проявляют автоматические действия, почти всегда доводят дело до конца.
II группа - высокий уровень сформированности произвольного поведения – 2 дошкольника с заиканием (16,6 %) и 4 дошкольника без речевой патологии (33,3 %). Дети характеризуются высокой степенью сформированности коммуникативной регуляции: обладают способностями участвовать в общем деле, отличаются редкой конфликтностью с детьми, почти не выказывают тревожность по отношению к детям, адекватны в реакции на обиду, почти не подвержены влиянию других детей, сами не стремятся подавлять других детей. На таком же уровне сформированности находится эмоциональная регуляция: дети отличаются устойчивостью настроения на занятиях, адекватны в проявлении эмоциональной выразительности и в реакции на поощрение и порицание, не скованны на занятии, адекватны по отношению к трудному делу. Мотивационная регуляция у детей этой группы находится также на среднем уровне сформированности: они полностью включены в деятельность на занятии, активны, осуществляют подготовку к выполнению действия, часто проявляют способность обнаруживать ошибки по ходу выполнения задания, адекватны по отношению к успехам и неудачам, выполняют задания до конца, часто проявляют положительное отношение к самостоятельным заданиям, почти нет избирательности при выполнении заданий, проявляют интерес к деятельности на занятии. Уровень сформированности волевой регуляции находится на среднем уровне: дошкольники проявляют самостоятельность при выполнении заданий, на протяжении занятия показывают высокую степень устойчивости концентрации внимания, энергичны при выполнении действий, способны сдерживать свои чувства, часто внушаемы, не проявляют автоматические действия, всегда доводят дело до конца.
III группа - низкий уровень сформированности произвольного поведения. По результатам нашего исследования было выделено 5 дошкольников с заиканием (41,6%) относящихся к этой группе. В контрольной группе дети с низким уровнем произвольного поведения выделены не были. Они характеризуются низкой степенью сформированности коммуникативной регуляции: обладают невысокой способностью участвовать в общем деле, отличаются частой конфликтностью с детьми, выказывать тревожность по отношению к детям, не совсем адекватны в реакции на обиду, часто подвержены влиянию других детей, могут подавлять других детей. На таком же уровне сформированности находится эмоциональная регуляция: дошкольники отличаются неустойчивостью настроения на занятиях, часто не адекватны в проявлении эмоциональной выразительности и в реакции на поощрение и порицание, не скованны на занятии, неадекватны по отношению к трудному делу. Мотивационная регуляция у детей этой группы находится также на низком уровне сформированности. Дети почти не включены в деятельность на занятиях, не активны, не осуществляют подготовку к выполнению действия. Часто не обнаруживают ошибки по ходу выполнения задания, иногда адекватны по отношению к успехам и неудачам, не выполняют задания до конца, не проявляют положительное отношение к самостоятельным заданиям, частая избирательность при выполнении заданий, почти не проявляют интерес к деятельности на занятии. Уровень сформированности волевой регуляции находится на низком уровне: дети не проявляют самостоятельность при выполнении заданий, на протяжении занятия показывают низкую степень устойчивости концентрации внимания, способности заниматься без перерывов нет. Энергичны при выполнении действий, иногда не способны сдерживать свои чувства, почти не внушаемы, проявляют автоматические действия, не доводят дело до конца.
Выделение подобных дифференцированных групп может служить основанием для разработки коррекционных занятий по развитию произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста с заиканием, особенно если соотнести их с дифференцированными группами, выделенными на 1 этапе нашего исследования.

Выводы по III главе
У заикающихся детей дошкольного возраста наблюдаются следующие нарушения психологического состояния: повышенная двигательная активность (дети часто суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, отвлекаются, таким образом выражая свое возбуждение), заторможенность, нарушение общей моторики, дискоординация движений, несформированность мелкой моторики, нарушение темпа и ритма дыхания, нарушение функции равновесия. Характерным является неумение вслушиваться в объяснения педагога, сосредоточиваться и своевременно реагировать на внешние сигналы, вследствие чего дети не могут выполнять серийные задания и упражнения, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой
Игра для заикающегося ребенка — источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения, преодоления скованности и застенчивости; разнообразные игровые ситуации отвлекают от речевого дефекта.
Дидактические игры с заикающимися детьми способствуют их умению последовательно и логично излагать свои желания, мысли, умению правильно держаться в момент разговора. Задача логопеда состоит в том, чтобы в момент игры снять напряженность при ответах на вопросы, избавить от двигательных и речевых уловок, развить общительность.
В дидактических играх заикающиеся дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников. И при всем этом у детей в играх поддерживается бодрое, радостное настроение и уверенное поведение.

Заключение

Проведённое исследование завершилось, доказав свою теоретическую и практическую значимость. На уровне практической значимости исследования в I главе диплома были определены: понятие произвольного поведения, особенности формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста, роль в этом процессе дидактических игр. Между тем, анализ и обобщение психолого – педагогической и методической литературы по данной проблеме, связанной с организацией работы с заикающимися детьми, показал недостаточную практикоориентированность исследований и методов, которые не до конца используют потенциал дидактических игр для формирования произвольного поведения у заикающихся детей.
Хотя ряд исследователей (Волкова Г.А., Селиверстов В.И.) отмечают, что развитие игровой активности заикающихся детей, воспитание речи осуществляется через систему разнообразных игр, способствующих развитию произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, произвольной памяти и правильной речи. Особая роль в этом принадлежит дидактическим играм. Такие игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки и терпения, собранности и дисциплинированности. В то же время, приучают детей к спокойному началу игры, правильному ее развитию и окончанию, умению организовать своё поведение и речь.
Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что с детьми должна быть организована коррекционная работа в формировании произвольного поведения у дошкольников с заиканием.
Литература

Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.
Асатиани Н. М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием / Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, И. О. Калачева, Е. Л. Мозговая//Дефектология. — 1978. — №1.- С. 25-30.
Белякова Л. И. Заикание/Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. — М., 1998. — 301 с.
Белякова Л. И. Патофизиологический механизм заикания / Заикание. - М., 1983. - С. 52-93.
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4. С. 23 – 35.
Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М., 1959.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников // Логопедия. Методическое наследие. Кн. II. – М., 2003. – С. 245 - 263.
Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976. – С. 26 – 58.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2003 – 144 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Гиляровский В.А. К вопросу о гене заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, Т. 1 Вып. 9 –10, 1932. – С. 570 – 582.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Новоселовой. М., 1985.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1973.
Жинкин Н.И. Заикание//Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М., 1997.- С. 445-450.
Запорожец А.В. Избр. психол. труды. – М., 1986.
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964.
Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей средней группы. // Игра дошкольника. / Под ред. С.П.Новоселовой. М., 1989.
Кочергина В.С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского.- М., 1969. С. 214-226.
Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. т. 6 - М., 1959.
Левина Р. Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи //Дефектология. — 1981. — №1.-С. 7-13.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.
Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1948.
Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей. // Логопедия. – 2004. - № 5. – С. 30 – 41.
Ляпидевский С.С., Шембель А.Г. Заикание// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского.- М., 1969.- С. 226-243.
Максименко С.Д. Общая психология. – М., 1999 – 528 с.
Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения // Преодоления заикания у дошкольников. / Под ред. Левиной Р.Е. – М., 1975. – С. 23 – 135.
Неткачев Д.Г. Заикание. Его сущность, причины, происхождение и лечение в детском возрасте и у взрослых. – М., 1909 – 134 с.
Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968. – 376 с.
Павлова С.И. Нарушения речи и голоса у детей / Под. ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 65 – 70.
Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым Технология игры в обучении и развитии. – М., 1983.
Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. М., 2001.
Сикорский, И.А. О заикании. – СПб., 1889. – 128 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
Сорокина АЛ. Дидактические игры в детском саду. — М., 1982.
Тяпугин Н.П. Заикание. Изд. IV. – М., 1966. – С. 90 – 100.
Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушения речи. – М., 1948. – 124 с.
Хватцев М.Е. Заикание – недуг устранимый // Логопедия. Методическое наследие. Кн. II. – М., 2003. – С. 424 – 431.
Чевелёва Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 176 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.




2

1.Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.
2.Асатиани Н. М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием / Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, И. О. Калачева, Е. Л. Мозговая//Дефектология. — 1978. — №1.- С. 25-30.
3.Белякова Л. И. Заикание/Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. — М., 1998. — 301 с.
4.Белякова Л. И. Патофизиологический механизм заикания / Заикание. - М., 1983. - С. 52-93.
5.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4. С. 23 – 35.
6.Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М., 1959.
7.Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников // Логопедия. Методическое наследие. Кн. II. – М., 2003. – С. 245 - 263.
8.Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976. – С. 26 – 58.
9.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2003 – 144 с.
10.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
11.Гиляровский В.А. К вопросу о гене заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, Т. 1 Вып. 9 –10, 1932. – С. 570 – 582.
12.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Новоселовой. М., 1985.
13.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1973.
14.Жинкин Н.И. Заикание//Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М., 1997.- С. 445-450.
15.Запорожец А.В. Избр. психол. труды. – М., 1986.
16.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964.
17.Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей средней группы. // Игра дошкольника. / Под ред. С.П.Новоселовой. М., 1989.
18.Кочергина В.С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского.- М., 1969. С. 214-226.
19.Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. т. 6 - М., 1959.
20.Левина Р. Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи //Дефектология. — 1981. — №1.-С. 7-13.
21.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.
22.Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1948.
23.Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей. // Логопедия. – 2004. - № 5. – С. 30 – 41.
24.Ляпидевский С.С., Шембель А.Г. Заикание// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского.- М., 1969.- С. 226-243.
25.Максименко С.Д. Общая психология. – М., 1999 – 528 с.
26.Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения // Преодоления заикания у дошкольников. / Под ред. Левиной Р.Е. – М., 1975. – С. 23 – 135.
27.Неткачев Д.Г. Заикание. Его сущность, причины, происхождение и лечение в детском возрасте и у взрослых. – М., 1909 – 134 с.
28.Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968. – 376 с.
29.Павлова С.И. Нарушения речи и голоса у детей / Под. ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 65 – 70.
30.Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым Технология игры в обучении и развитии. – М., 1983.
31.Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. М., 2001.
32.Сикорский, И.А. О заикании. – СПб., 1889. – 128 с.
33.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
34.Сорокина АЛ. Дидактические игры в детском саду. — М., 1982.
35.Тяпугин Н.П. Заикание. Изд. IV. – М., 1966. – С. 90 – 100.
36.Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушения речи. – М., 1948. – 124 с.
37.Хватцев М.Е. Заикание – недуг устранимый // Логопедия. Методическое наследие. Кн. II. – М., 2003. – С. 424 – 431.
38.Чевелёва Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 176 с.
39.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

Вопрос-ответ:

Какие особенности психологического состояния детей до начала и после возникновения невротической форм заикания?

До возникновения невротической формы заикания дети обычно имеют нормальное психологическое состояние. Они могут быть активными, любопытными, общительными и проявлять интерес к окружающему миру. Однако после возникновения невротической формы заикания, дети могут испытывать чувство тревоги, страха и неуверенности в себе. Это может привести к снижению самооценки и социальной изоляции.

Какие условия формирования произвольного поведения у заикающихся детей старшего дошкольного возраста?

Формирование произвольного поведения у заикающихся детей старшего дошкольного возраста требует определенных условий. Важно создать спокойную и поддерживающую атмосферу, где ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Также необходимо организовать структурированные и предсказуемые занятия, которые способствуют развитию внимания, концентрации и самоконтроля у ребенка. Регулярная практика и постоянная поддержка со стороны педагогов и родителей также являются важными условиями для формирования произвольного поведения у заикающихся детей.

Что показывает исследование произвольного поведения заикающихся дошкольников?

Исследование произвольного поведения заикающихся дошкольников показывает, что у них может наблюдаться снижение уровня волевой регуляции. Это связано с трудностями в самоконтроле и управлении своим поведением. Также исследование может выявить особенности в развитии пространственных представлений, моторики и координации движений у заикающихся детей.

Какие особенности диагностики произвольного поведения заикающихся детей старшего дошкольного возраста?

Диагностика произвольного поведения заикающихся детей старшего дошкольного возраста требует комплексного подхода. Врачи и психологи могут использовать различные методики и тесты для оценки уровня волевой регуляции, пространственных представлений, моторики и координации движений у ребенка. Также важно провести беседу с ребенком, его родителями и педагогами, чтобы выявить возможные проблемы и трудности, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

Какие особенности психологического состояния детей до начала возникновения невротической формы заикания?

До возникновения невротической формы заикания, дети могут переживать некоторое беспокойство или тревогу по поводу своей речи, но обычно их психологическое состояние остается нормальным. Они могут быть активными, любопытными, интересующимися окружающим миром и игровыми.

Какие особенности психологического состояния детей после возникновения невротической формы заикания?

После возникновения невротической формы заикания, психологическое состояние детей может сильно измениться. Они могут начать испытывать страх, низкую самооценку, тревогу и депрессию. Они могут стать менее уверенными в себе, склонными к избеганию общения и социальной изоляции.

Какие условия способствуют формированию произвольного поведения у заикающихся детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования произвольного поведения у заикающихся детей старшего дошкольного возраста важно создать подходящие условия. Это включает позитивную и поддерживающую среду, понимание и терпение взрослых, индивидуальный подход к каждому ребенку, использование различных методик и техник, направленных на развитие речи и саморегуляции.

Какие особенности диагностики произвольного поведения заикающихся детей старшего дошкольного возраста?

Диагностика произвольного поведения заикающихся детей старшего дошкольного возраста требует комплексного подхода. Важно учитывать не только речевые проявления, но и психологические особенности, академические навыки, социальную адаптацию и эмоциональное состояние ребенка. Различные методики и инструменты могут использоваться, чтобы получить полную картину развития ребенка и определить эффективные методы помощи.

На каком уровне находится сформированность волевой регуляции у заикающихся детей старшего дошкольного возраста?

Сформированность волевой регуляции у заикающихся детей старшего дошкольного возраста может быть разной и зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Некоторые дети могут иметь слабо развитую волевую регуляцию и испытывать трудности в саморегуляции, в то время как другие могут иметь более развитые навыки волевого контроля.

Какие особенности психологического состояния детей до начала невротической формы заикания?

До начала невротической формы заикания дети могут иметь нормальное психологическое состояние. Однако, некоторые могут проявлять некоторые предрасположенности к заиканию, такие как повышенная тревожность или неуверенность.

Какими особенностями характеризуется психологическое состояние детей после возникновения невротической формы заикания?

После возникновения невротической формы заикания у детей часто наблюдаются сильные эмоциональные переживания, как страх и тревога. Они могут испытывать низкую самооценку и неуверенность в себе. Также, дети могут проявлять снижение социальной активности и избегать ситуаций, связанных с коммуникацией.