Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья.
Заказать уникальный реферат- 29 29 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 05.03.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Физическая культура и обеспечение здоровья
Содержание:
1. Введение
2. Здоровье – это состояния благополучия
3. Основы здорового образа жизни
4. Рациональный режим труда и отдыха
5. Искоренение вредных привычек 11
6. Оптимальный двигательный режим
7. Утренняя гимнастика
8. Дыхательные упражнения
9. Закаливание 20
10. Рациональное питание
11. Заключение
12. Используемая литература:
к., во-первых, она препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей вглубь кожи, а во-вторых, может стать причиной ожогов;
после солнечной ванны облейтесь водой.
Лучшее время для закаливания солнцем – с 8 до 11 часов. Первый сеанс целесообразно ограничить 10-15 минутами. Затем продолжительность сеанса можно увеличивать ежедневно на 3-5 минут, доводя ее постепенно до 30–60 минут. При этом через каждые 5 дней целесообразно делать перерыв и один день принимать только воздушные ванны.
Оптимальным оздоравливающим эффектом обладают солнечные ванны в движении, то есть в сочетании с играми, гимнастикой или работой. Показателем эффективности солнечных ванн является Ваше самочувствие.
Воздушные ванны доступны любому человеку в любое время года и в любых условиях. Принимать их лучше всего на открытом воздухе, но можно и в комнате с открытым окном. Продолжительность первой ванны должна быть 10-15 мин, а температура воздуха 18-20 ºС. Затем время каждой следующей ванны увеличивается на 10 мин и может быть доведено до 1-2 час, а температура понижена до 10 ºС. Воздушные ванны полезно сопровождать физическими упражнениями и чередовать их с солнечными ваннами. После воздушной ванны рекомендуется принять душ или сделать обтирание. ( Лечебная физическая культура: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: «ГЭОТАР-МЕД». 2005 г., С. 168-172)
10. Рациональное питание
Жизнь невозможна без питания, поэтому задача каждого из Вас – научиться правильно питаться.
В настоящее время существуют тысячи методик по набору продуктов и их совместимости, диетам и строгим диетам, сложнейшие формулы по расчету необходимого количества потребляемых калорий, сотни рекомендаций по голоданию, советов по употреблению мочи и т.п. рекомендаций.
Одни доказывают, что сахар – это белая смерть, а кофе – черная, другие свидетельствуют о многочисленных долгожителях, всю жизнь употреблявших кофе и сахар. Одни пугают вредным действием алкоголя, другие доказывают полезность его применения в ограниченных количествах. Одни ратуют за растительную пищу, другие, например, Ф. Энгельс, отмечают, что без мясных продуктов человек не стал бы человеком. Одни говорят, что нельзя есть на ночь, другие утверждают, что еда на ночь полезна, т.к. за время сна организм спокойно переработает пищу и т.д. и т.п. В общем, сколько людей, столько и мнений.
На наш взгляд, есть нужно то, что хочется, и прислушиваться к своему организму, который даст вам ответ, что для него подходит и в каких количествах, а что – нет. Вот несколько советов о том, как есть, и какое действие оказывают некоторые продукты на психофизиологическое состояние человека.
1. Ешьте то, что хочется, но не до полного насыщения, не до «отвалу». При этом лучше есть часто и понемногу, чем редко и помногу. Есть надо свежее, только что приготовленное, и, по возможности, сырое. К примеру, чем меньше Вы обрабатываете овощи, тем лучше.
2. Жидкое предпочтительнее сухого. К примеру, в выборе между первым и вторым блюдом должен победить суп, а в борьбе между бутербродом и соком – сок.
3. Питаться желательно в одно и то же время, не зацикливаясь на одном каком-то блюде, а меняя продукты. При этом лучше есть теплое, чем холодное, и лучше холодное, чем горячее.
4. Старайтесь не есть, физически не поработав. «Всякую еду да оплатят мускулы», – говорили древние.
5. От еды надо получать максимум удовольствия. Следует отказаться от выяснения отношений и чтения за едой. Пища должна приниматься с благоговением, с мыслью о том, что Вы принимаете дар природы, который наполнит Вас силой и энергией.
6. Если Вы приходите домой усталым, то перед приемом пищи необходимо немного отдохнуть, т.к. в усталом теле и желудок усталый.
7. Вы никогда не должны есть, когда злитесь или охвачены другой отрицательной эмоцией, т.к. энергия, извлекаемая из еды, будет служить усилению Вашей злобы и низменных инстинктов.
8. При приеме пищи для лучшего ее усвоения целесообразно самовнушение о пользе принимаемых продуктов для организма, его жизнедеятельности.
9. Жевать при приеме пищи надо как можно дольше, и вдвое дольше, чем Вы жуете сейчас.
10. Отдавайте предпочтение тем продуктам, которые способствуют Вашему самосовершенствованию. Например, яблоки помогают сосредоточиться; бананы препятствуют забывчивости; помидоры способствуют развитию памяти; морковь замедляет старение; виноград углубляет сосредоточенность; грибы противодействуют усталости; лук препятствует рассеянности и агрессивности; картофель помогает сохранить работоспособность; мед способствует мозговой деятельности; лимон помогает восстановить силы; дыня очищает организм и активизирует его деятельность.
В общем случае рациональное питание предполагает соблюдение трех основных принципов:
соблюдение равновесия между энергией, поступающей с пищей и энергией, расходуемой человеком;
удовлетворение потребностей организма в необходимых ему пищевых веществах;
соблюдение режима питания.
Количество необходимой человеку пищи зависит от его энергетических затрат. Но для нормального функционирования организма необходимо удовлетворение организма во всех необходимых ему веществах.
Поэтому наиболее важным в рационе питания является его разнообразие и использование в основном натуральных свежих продуктов с минимальной (особенно термической) их обработкой при приготовлении пищи.
Большое значение для сохранности пищевой ценности продуктов имеет правильное их хранение. При длительном хранении, особенно при несоблюдении рекомендуемых условий (температуры, влажности, освещенности) происходит разрушение некоторых витаминов, загнивание, появление плесени. При гниении и заплеснивании образуются весьма вредные яды, проникающие и в непораженные части продуктов. Поэтому при появлении признаков недоброкачественности продукт лучше выбросить. Однако самое главное – это соблюдать известные рекомендации по условиям и срокам хранения.
С точки зрения гигиены питания способы приготовления пищи ухудшаются в следующем порядке: приготовление на пару – тушение – варка – жаренье. Длительная и высокотемпературная обработка пищевых продуктов лишает их витаминов и других ценных веществ, необходимых организму. Предпочтительнее применять минимальную тепловую обработку продуктов с последующим минимальным сроком хранения пищи после приготовления.
Кроме того, следует ограничить употребление в пищу консервированных, копченых продуктов, т.к. все они содержат различные консерванты, как правило, вредные. Особого внимания заслуживает наличие канцерогенных веществ в копченых продуктах и в сушеных дымом фруктах. Специальными исследованиями установлена зависимость между употреблением в пищу копченых продуктов и высоким уровнем заболеваемости раком желудка и пищевода. Немаловажным вопросом при рассмотрении проблемы питания является вопрос о соблюдении правильного режима питания. (Кухня раздельного питания / Под ред. Н.А. Семеновой. – СПб.: «СДС», 2007 г., С. 18-20)
Основу режима питания составляют следующие принципы:
регулярность питания, т.е. приемы пищи в одно и то же время;
равномерное (не менее 3 раз в день) питание в течение суток.
Идеально принимать пищу по первому признаку голода. Однако в наших условиях это невыполнимо, поэтому следует регулировать количество ее приемов.
При регулярном приеме пищи вырабатывается условный рефлекс, пища в этом случае попадает на подготовленную желудком почву и энергично переваривается. Однако если промежутки между приемами пищи составляют 8 часов и более, аппетит достигает крайних пределов, граничащих с сильным чувством голода. В итоге человек съедает намного больше, чем это необходимо организму. Поэтому надо стараться распределить суточный рацион по возможности более менее равномерно.
Очень важно, чтобы принятая пища хорошо усвоилась организмом. Для этого требуется, чтобы она была хорошо и вкусно приготовлена и не приедалась, не была однообразной. Чем аппетитнее выглядит приготовленное блюдо, тем больше на него выделяется желудочных соков и тем лучше и полнее оно усваивается. Поэтому во время еды надо создавать все условия, необходимые для поддержания аппетита, включая сюда и саму обстановку в которой принимается пища.
Каждый знает из собственного опыта, как приятно обедать в чистом и уютном помещении, без спешки и суеты, в спокойной обстановке и как неприятно есть в грязном, антисанитарном помещении, где курят, толкаются, шумят и т.п.
Необходимо также сказать о вреде резких изменений как в пищевом рационе, так и в самом режиме питания. Следует воздерживаться от обильных приемов пищи на различных торжествах, праздниках и т.п., так как это приводит к значительной нагрузке всей пищеварительной системы и ее последующему ослаблению.
Для сохранения здоровья имеют значение не надуманные диеты, а тот рацион, к которому приспособлен ваш организм. А это, скорее всего, диета Ваших ближайших предков, от которых вы унаследовали вашу биохимию, и диета, на которой вы выросли в детстве. (www.yandex.ru)
11. Заключение
Для того, чтобы сердце было здоровым, а тело сильным, нужна регулярная физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечных тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям. (Что надо знать о возрастных и физиологических резервах: Учебное пособие / Под ред. И.И. Лихницкой. – СПб.: ВЕЧЕ., 2004 г., С.8-10)
«Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это – долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье – самый большой источник красоты», – свидетельствовал Иван Михайлович Саркизов-Серазини, один из основоположников лечебной физкультуры и спортивной медицины в СССР.
Резюмируя выше сказанное необходимо подвести итоги о том, что для здорового образа жизни студента необходимы такие составляющие, как рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, утренняя гимнастика и конечно же рациональное питание.
12. Используемая литература:
1. Всегда в хорошей форме: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Решетникова. – М.: ЗНАНИЕ., 2004 г.
Все о здоровом образе жизни, «РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ», 2004 г.
3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Орловой. – М.: «Харвест АСТ» 2007г.
4. Кухня раздельного питания / Под ред. Н.А. Семеновой. – СПб.: «СДС», 2007 г.
5. Лечебная физическая культура: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2005 г.
6. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2005 г
7. Современная медицинская энциклопедия, Санкт-Петербург, «Норинт», 2007г.
8. Физическая культура в жизни человека: Учебное пособие / Под ред.
С.М. Оплавина, Ю.Т. Чихачева. – СПб.: ВЕЧЕ, 2006 г.
9. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах: Учебное пособие / Под ред. И.И. Лихницкой. – СПб.: ВЕЧЕ., 2004 г.
10. www. yandex. ru
29
1. Всегда в хорошей форме: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Решетникова. – М.: ЗНАНИЕ., 2004 г.
2.Все о здоровом образе жизни, «РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ», 2004 г.
3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Орловой. – М.: «Харвест АСТ» 2007г.
4. Кухня раздельного питания / Под ред. Н.А. Семеновой. – СПб.: «СДС», 2007 г.
5. Лечебная физическая культура: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2005 г.
6. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2005 г
7. Современная медицинская энциклопедия, Санкт-Петербург, «Норинт», 2007г.
8. Физическая культура в жизни человека: Учебное пособие / Под ред.
С.М. Оплавина, Ю.Т. Чихачева. – СПб.: ВЕЧЕ, 2006 г.
9. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах: Учебное пособие / Под ред. И.И. Лихницкой. – СПб.: ВЕЧЕ., 2004 г.
10. www. yandex. ru
Вопрос-ответ:
Какие основы здорового образа жизни студента можно выделить?
Основы здорового образа жизни студента включают в себя рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, утреннюю гимнастику, дыхательные упражнения, закаливание и рациональное питание.
Какой режим труда и отдыха является рациональным для студента?
Рациональный режим труда и отдыха для студента предусматривает соблюдение оптимальной смены работы и отдыха, а также учет индивидуальных особенностей организма. Рекомендуется делать перерывы в работе, чтобы не перенапрягать мозг и мышцы, а также спать достаточное количество часов.
Какие вредные привычки необходимо искоренить у студента?
Студентам следует полностью избегать курения, употребления алкоголя и наркотиков. Эти вредные привычки могут негативно сказаться на здоровье и академических показателях студента, а также повлечь за собой различные заболевания.
Какие физические упражнения помогут студенту поддерживать здоровье?
Студентам рекомендуется заниматься утренней гимнастикой, чтобы размять мышцы и подготовиться к дневным занятиям. Также полезно делать дыхательные упражнения для улучшения работы легких и кровообращения. И, конечно, необходимо поддерживать оптимальный двигательный режим в течение дня.
Какое питание является рациональным для студента?
Рациональное питание студента должно быть сбалансированным и включать в себя все необходимые питательные вещества. Рекомендуется употреблять свежие фрукты и овощи, полезные белки, жиры и углеводы, а также пить достаточное количество воды.
Какие основы здорового образа жизни должен придерживаться студент?
Студент должен придерживаться рационального режима труда и отдыха, искоренять вредные привычки, поддерживать оптимальный двигательный режим, проводить утреннюю гимнастику, выполнять дыхательные упражнения, заниматься закаливанием и следить за рациональным питанием.
Какой режим труда и отдыха рекомендуется студенту для поддержания здорового образа жизни?
Студенту рекомендуется придерживаться рационального режима труда и отдыха, который включает достаточные перерывы для отдыха и релаксации во время учебы и работы, а также достаточное количество сна, чтобы обеспечить физическое и психическое восстановление организма.
Какие вредные привычки студент должен искоренять для поддержания здорового образа жизни?
Студент должен избегать употребления алкоголя, курения и употребления наркотиков, так как эти привычки могут негативно влиять на состояние здоровья и повысить риск развития различных заболеваний.
Каким образом студент может поддерживать оптимальный двигательный режим?
Студенту рекомендуется регулярные физические упражнения, такие как занятия спортом, активную ходьбу, бег, плавание и другие виды физической активности. Это поможет поддерживать физическую форму, укреплять мышцы и суставы, а также улучшать общее состояние здоровья.
Почему рациональное питание важно для студента?
Рациональное питание играет важную роль в поддержании здоровья студента. Правильное питание обеспечивает организм нужными питательными веществами, витаминами и минералами, которые необходимы для нормального функционирования органов и систем. Это помогает улучшить умственную и физическую работоспособность, повысить устойчивость к различным заболеваниям и повысить иммунитет.
Какие основы здорового образа жизни должен придерживаться студент?
Студент должен придерживаться рационального режима труда и отдыха, искоренять вредные привычки, поддерживать оптимальный двигательный режим, осуществлять утреннюю гимнастику, выполнять дыхательные упражнения, проводить закаливание и следить за рациональным питанием.
Как важно оптимальное двигательное режим для студента?
Оптимальный двигательный режим является очень важным для студента. Регулярная физическая активность помогает улучшить общее физическое состояние, укрепить иммунную систему, повысить работоспособность и концентрацию во время занятий. Умеренные физические нагрузки также способствуют выработке эндорфинов, которые улучшают настроение и помогают справиться с стрессом.