Принципы регионального управления. Цели и содержание региональной политики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Системы управления
  • 34 34 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 13.02.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. История развития региональной политики
1.1. Эволюция региональной политики и принципы регионального управления
1.2. Этапы развития текущей финансовой поддержки регионов
1.3. Этапы развития инвестиционной поддержки регионов
2. Методика проведения региональной политики
2.1. Уменьшение дифференциации социально-экономического развития регионов РФ
2.2. Снижение региональных различий в обеспеченности населения нерыночными услугами
3. Региональные аспекты политики социально-экономического развития России
3.1. Общие задачи регионального развития
3.2. Задачи региональной политики, обусловленные территориальными особенностями
3.3. Институты региональной политики
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Такую «окрестность» правомерно назвать зоной приемлемых состояний.
Определение размеров зоны приемлемых состояний, а тем самым и уровня дифференцированных минимальных нормативов обеспеченности услугами бюджетных отраслей при заданном уровне собственных доходов, позволяет автоматически определять также нормативный уровень суммарных дотаций из федерального бюджета, который в общем случае может и не совпадать с реальными возможностями последнего. Согласования потребностей и возможностей дотирования можно достичь, варьируя размерами зоны приемлемых состояний. В этом состоит суть второго способа определения параметров. (26, с. 74)
3. Региональные аспекты политики социально-экономического развития России
3.1. Задачи региональной политики, обусловленные территориальными особенностями
Достижение общенациональных целей на региональном и местном уровнях необходимо осуществлять с учетом особенностей территориального устройства России.
Одной из задач региональной политики будет являться установление долгосрочных приоритетов территориального развития. Решение этой задачи должно быть направлено на более полный учет территориальных аспектов и проблем социально-экономического развития. Основными направлениями в этой области будут являться:
разработка подходов к решению проблем социально-экономического развития регионов в зависимости от их типа и особенностей;
создание на федеральном уровне системы принятия управленческих решений с учетом территориальных аспектов.
Предстоит усовершенствовать систему мер федеральной политики в отношении Северного Кавказа, Калининградской области, Дальнего Востока. В ближайшее время федеральные целевые программы регионального развития будут сосредоточены исключительно на поддержке перечисленных территорий. Помимо оказания федеральной поддержки на указанных территориях необходимо применение особых мер в области миграционной политики, международных и внешнеэкономических отношений и т.д.
Реализация очередного этапа социально-экономических реформ в среднесрочной перспективе и масштабность поставленных общенациональных задач даже при наличии разработанной среднесрочной стратегии преобразований во многих случаях характеризуется многовариантностью принимаемых мер и, соответственно, неочевидностью их последствий. В этой связи, учитывая децентрализованный характер российской экономики и межтерриториальную дифференциацию условий принятия решений, в среднесрочной перспективе произойдет расширение практики пилотных проектов по реализации различных сценариев реформ на региональном уровне с последующим распространением результатов с использованием системы федерального мониторинга.
Речь идет, прежде всего, о таких областях очередного этапа преобразований, как административная реформа, внедрение новых механизмов бюджетирования, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, механизмы реализации инфраструктурных проектов, развитие механизмов частно - государственного партнерства, реализации социальной политики и др.
Для эффективного использования инструмента пилотных проектов необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы. В ряде случаев будет производиться финансовая поддержка, направленная на софинансирование экспериментальных проектов со стороны федеральных органов власти. (4)
3.2. Институты региональной политики
Реализация федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территорий требует формирования адекватных институтов реализации такой политики, а именно:
1. Формирование агентств (институтов) регионального и муниципального развития, основными функциями которых должно стать создание структур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований предприятий, проведений прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консультационная поддержка создания новых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов, либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействие инновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущих потребностей в специальностях для учреждений образования, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействие туризму.
2. Развитие механизмов частно - государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.
Правительство Российской Федерации будет создавать стимулы для расширения использования на региональном и муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов финансирования инвестиционных проектов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранения и производстве социальные услуг. Большое значение будет иметь развитие практики максимально тесного взаимодействия с предпринимательскими ассоциациями в выработке и реализации политики регионального (муниципального) развития.
3. Создание особых экономических зон (промышленно - производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных).
Создание таких зон – приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации, в рамках которого должны быть решены многие вопросы, в том числе диверсификации экономики регионов, роста их экономического потенциала, что потребует значительных инвестиционных вложений из бюджетов всех уровней на создание соответствующей инфраструктуры. Процедуры отбора регионов будет стимулировать регионы к инвестиционной активности.
Создание особых экономических зон позволит решить вопросы по привлечению инвестиций в регионы, приведет к росту их валового продукта, созданию дополнительных рабочих мест, обеспечит дополнительные поступления в бюджетную систему.
4. Ближайшие несколько лет будут характеризоваться проведением масштабной реформы в области разграничения полномочий между уровнями государственной власти, реформы федеративных отношений, местного самоуправления, региональных и муниципальных финансов, межбюджетных отношений. Законодательное оформление этой реформы в общих чертах завершено, в ближайшее время предстоит принятие необходимых подзаконных актов, а также обеспечить практическое осуществление положений реформы.
Результатом реформы станет система отношений между органами власти и управления, обладающая следующими характеристиками:
1) четкое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти и местного самоуправления, максимальное отсутствие пересекающихся сфер регулирования и отсутствие вмешательства вышестоящих властей в решения других уровней власти, принимаемые в рамках собственной сферы исключительных полномочий;
2) эффективное функционирование органов местного самоуправления, избираемых населением и обладающих финансовыми гарантиями, сферой собственных полномочий и ответственности перед собственными избирателями;
3) повышение ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти за выполнение обязательств по социально-экономическому развитию регионов;
4) наличие четких законодательных рамок бюджетных отношений между уровнями государственной власти, по возможности исключающих произвольные неформализованные решения по отношению к нижестоящим властям.
При этом особенностью проводимых преобразований является:
их масштабность, одновременное проведение реформ в нескольких областях – административно-территориальное деление, государственное и муниципальное управление, общественные финансы, налоговая политика и т.д.;
высокая степень межрегиональной дифференциации стартовых условий проведения реформы, обусловленная как природно-климатическими, так и социально-экономическими причинами;
необходимость принятия мер в рамках реформы органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
В среднесрочной перспективе в рамках совершенствования системы федеративных отношений Правительству Российской Федерации предстоит:
1) в рамках системы федерального мониторинга создать механизмы мониторинга реализации федеративной реформы и реформы местного самоуправления;
2) на основании данных мониторинга обеспечить оперативное принятие законодательных и нормативно-правовых решений в случае выявления проблем применимости и недостатков действующего законодательства;
3) запустить механизмы распространения лучшей практики в области реформирования региональных финансов и местного самоуправления, осуществлять методическое содействие проведению реформы на региональном и местном уровнях;
4) обеспечить оказание методической и методологической поддержки региональным и муниципальным органам власти в проведении экономических реформ, обучение региональных и муниципальных служащих. (4)
Заключение
Масштабы и формы региональной политики в России не соответствуют остроте территориальных проблем, существующих в стране.
Во всей России существует значительное число учреждений, отвечающих за управление различными региональными процессами. Однако деятельность этих учреждений крайне плохо координируется и часто противоречит цели выравнивания пространственных социально-экономических различий.
Необходимо срочно усилить законодательные процессы в области региональной политики.
Федеральные органы исполнительной власти имеет недостаточно средств для проведения масштабной региональной политики. Однако часть существующего регионального перераспределения средств должна и может «служить» целям региональной политики.
Решения в региональной сфере слишком субъективны, что является значительным препятствием для развития региональной политики в РФ.
Таким образом, несмотря на то, что проблемой достижения равноправия субъектов Федерации в последние годы занимались довольно много, сохраняется еще немало способов установления индивидуальных отношений Центра и регионов. В дальнейшем ситуация, скорее всего, изменится. В настоящее время федеральные власти готовы по крайней мере в некоторой степени формализовать процесс распределения федеральных инвестиций, обсуждаются некоторые вопросы, касающиеся дальнейшей формализации текущей финансовой помощи. При этом, однако, предполагается упорядочить распределение отнюдь не всех федеральных инвестиций, а только в рамках одной федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации». Маловероятен пересмотр уже существующих методик распределения текущей финансовой помощи регионам, поскольку к этим методикам субъекты Федерации якобы уже привыкли. Иначе говоря, более или менее полно проблема неравноправия регионов в обозримой перспективе вряд ли будет решена.
Список литературы
Постановление Правительства Российской Федерации «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах» от 30.07.1998г. № 862 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» от 15.08.2001г. № 584 в ред. от 06.02.2004г. № 51 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)» от 11.10.2001г. № 717 в ред. от 22.06.2006г. № 388 // http://www.consultant.ru.
Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996г. № 803 // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. № 116-ФЗ в ред. от 18.12.2006г. № 232-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: ИНФРА-М, 2006.
Поздняков А.М., Суспицын С.А. Инвестиционные компоненты региональной экономической политики. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2008.
Политика и экономика в региональном измерении: Сб. учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика» / Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. – М.; СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2006.
Суспицын С. Региональное программирование и территориальные различия: возможности и ограничения / Регион: экономика и социология. Вып. 3. – Новосибирск, 2005.
Трейвиш А.И. Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия // Регион: экономика и социология. Новосибирск.: ИЭиОПП СО РАН, 2003.
Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. – М.: Гелиосавр, 2005.
Кузнецова О.В. Региональная политика в России в постсоветское время: история развития // Общественные науки и современность. №2, 2005.
Мухетдинова Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней // Российский экономический журнал. №1, 2006.
Суспицын С. Межрегиональные сравнения в разрезе федеральных округов и «субокругов» // Российский экономический журнал. №1, 2001.
Супицын С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики // Российский экономический журнал. №11-12, 2007.











2

1.Постановление Правительства Российской Федерации «О концепции рефор-мирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах» от 30.07.1998г. № 862 // http://www.consultant.ru.
2.Постановление Правительства Российской Федерации «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» от 15.08.2001г. № 584 в ред. от 06.02.2004г. № 51 // http://www.consultant.ru.
3.Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целе-вой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)» от 11.10.2001г. № 717 в ред. от 22.06.2006г. № 388 // http://www.consultant.ru.
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации «О программе социаль-но-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную пер-спективу (2006 - 2008 годы)» от 19.01.2006г. № 38-р // http://www.consultant.ru.
5.Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях регио-нальной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996г. № 803 // http://www.consultant.ru.
9.Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. № 116-ФЗ в ред. от 18.12.2006г. № 232-ФЗ // http://www.consultant.ru.
10.Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практиче-ские аспекты государственного регулирования. М.: ИНФРА-М, 2006.
11.Поздняков А.М., Суспицын С.А. Инвестиционные компоненты региональной экономической политики. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2008.
12.Политика и экономика в региональном измерении: Сб. учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика» / Под ред. В. Климанова и Н. Зубаре-вич. – М.; СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2006.
13.Суспицын С. Региональное программирование и территориальные различия: возможности и ограничения / Регион: экономика и социология. Вып. 3. – Ново-сибирск, 2005.
20.Трейвиш А.И. Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия // Регион: экономика и социология. Новосибирск.: ИЭиОПП СО РАН, 2003.
21.Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными фи-нансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: ИНФРА-М, 2002.
22.Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России. Теоретиче-ские основы, задачи и методы реализации. – М.: Гелиосавр, 2005.
23.Кузнецова О.В. Региональная политика в России в постсоветское время: исто-рия развития // Общественные науки и современность. №2, 2005.
24.Мухетдинова Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регио-нального уровней // Российский экономический журнал. №1, 2006.
25.Суспицын С. Межрегиональные сравнения в разрезе федеральных округов и «субокругов» // Российский экономический журнал. №1, 2001.
26.Супицын С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики // Российский экономический жур-нал. №11-12, 2007.

Вопрос-ответ:

Какие принципы регионального управления существуют?

Существует несколько принципов регионального управления, включая принцип субсидиарности, принцип дифференциации, принцип социальной направленности и др. Принцип субсидиарности предполагает, что принимать решения должны ближе к месту, где они будут воплощены в жизнь. Принцип дифференциации подразумевает учет различий между регионами и разработку индивидуальных подходов к каждому региону. Принцип социальной направленности ставит целью обеспечение равных возможностей для всех жителей регионов.

Как развивалась региональная политика в России?

История развития региональной политики в России включает несколько этапов. Вначале, с момента формирования Российской Федерации, приоритетным было сохранение территориальной целостности и поддержка экономического развития отдельных регионов. Затем, со вступлением России в ВТО, появилась потребность в сокращении региональных различий и стимулировании инвестиций в регионы. В современных условиях региональная политика направлена на уменьшение дифференциации социально-экономического развития и снижение региональных различий в обеспеченности населения нерыночными услугами.

Какие этапы развития существуют в текущей финансовой поддержке регионов?

В текущей финансовой поддержке регионов можно выделить несколько этапов. Первый этап - это период с 90-х годов XX века до начала XXI века, когда осуществлялся переход к рыночной экономике и региональные бюджеты попадали в тяжелое финансовое положение. Затем был введен принцип фискальной федерализации, который предусматривал перераспределение финансовых ресурсов между регионами. На сегодняшний день происходит реформирование системы межбюджетных отношений, в рамках которого регионам предоставляются субсидии и гранты в соответствии с определенными критериями и условиями.

Какие принципы регионального управления существуют?

Принципы регионального управления включают принцип равенства и справедливости, принцип субсидиарности, принципы комплексности и системности, принципиальное обусловливание региональной политики функцией государства, принцип долгосрочности и принцип достаточности оказываемых средств.

Какова история развития региональной политики в России?

История развития региональной политики в России начинается с конца XIX века и прошла несколько этапов. Первый этап (1880-е годы - 1917 год) характеризовался определением границ губерний и территорий, а также созданием системы бюджетного федерализма. Второй этап (1917 год - начало 1990-х годов) связан с установлением централизованного управления и плановой экономикой. Третий этап (начало 1990-х годов - настоящее время) характеризуется принятием нового законодательства о региональной политике и усилением компетенции регионов.

Какие этапы развития текущей финансовой поддержки регионов можно выделить?

Развитие текущей финансовой поддержки регионов можно выделить на несколько этапов. Первый этап (1992-1995 годы) характеризуется разделением налоговых доходов между бюджетами различных уровней. Второй этап (1995-2000 годы) связан с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлением порядка распределения средств между регионами. Третий этап (2000-2011 годы) характеризуется введением распределительной функции федерального бюджета. Четвертый этап (2012-настоящее время) связан с изменениями в межбюджетных отношениях и совершенствованием системы финансовой поддержки регионов.

Каковы этапы развития инвестиционной поддержки регионов?

Развитие инвестиционной поддержки регионов можно выделить на несколько этапов. Первый этап (1990-е годы) характеризуется активным привлечением иностранных инвестиций. Второй этап (2000-е годы) связан с разработкой государственных программ поддержки инвестиций на региональном уровне. Третий этап (2010-е годы) характеризуется активным развитием специальных экономических зон и территорий опережающего развития.

Какие принципы лежат в основе региональной политики?

Основными принципами региональной политики являются принцип социально-экономической дифференциации развития регионов, принцип равенства регионов перед законом, принцип согласования интересов центрального и регионального уровней власти.

Какова история развития региональной политики в России?

История развития региональной политики в России включает несколько этапов. Сначала преобладала политика "единой руки", затем началось формирование региональных финансовых и инвестиционных механизмов поддержки, а сейчас акцент делается на снижение различий в социально-экономическом развитии регионов.

Как проводится региональная политика в России?

Региональная политика в России проводится с помощью различных методов и механизмов. Одним из основных методов является уменьшение различий в социально-экономическом развитии регионов. Для этого применяются финансовая и инвестиционная поддержка регионов, а также сокращение региональных различий в обеспеченности населения нерыночными услугами.