Преобразование в военной сфере и управлении в первой половине XIX в.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 27 27 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 26.02.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Преобразования в военной сфере
2. Преобразования в государственном управлении
2.1 Проекты преобразований
2.2 Преобразования в императорском управлении
2.3 Создание министерств
2.4 Система местного управления
2.5 Образование и развитие чиновной системы
Заключение
Литература:

Фрагмент для ознакомления

Согласно принятому Уставу страна была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. На них наряду с научными и учебными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа. Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших; приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии - ректору университета, университет - попечителю учебного округа.
6 августа 1809 г. император Александр I подписал Указ, подготовленный М.М. Сперанским, «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в коллежские асессоры и статские советники». Основными целями Указа было намерение «разным частям гражданской службы доставить способных к учениям образованных чиновников; трудам и успехам открыть путь к деятельности, предпочтительно к наградам, с службою сопряженным», положить конец «удобности достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением службы». Указ кардинально изменил порядок чинопроизводства, поставив его в зависимость от образовательного уровня. Образование становилось условием карьеры. Если до выхода Указа гражданские чины VIII класса (коллежский асессор) и V класса (статский советник) могли приобретаться выслугой лет, то после его издания производство служащих в эти чины без представления свидетельства об окончании университета или без сдачи специальных экзаменов было запрещено. Указ категорично определил, что «никто не будет произведен в чины коллежского асессора, хотя бы и выслужил положенное число лет в титулярных советниках, если сверх отличных одобрений своего начальства не предъявит свидетельство от одного из состоявших в Империи Университетов, что он обучался в оном с успехом наукам гражданской службе свойственным, или что, представ на испытание, заслужил на оном одобрения в своем знании».
Производство экзаменов было возложено на университеты, для чего в каждом из них был учрежден особый испытательный комитет из ректора и трех профессоров. Лицам, успешно прошедшим испытание, университетское правление выдавало соответствующий аттестат, служивший одним из оснований для представления к более высокому чину. Руководству министерств, ведомств и других административных учреждений рекомендовалось не только не препятствовать, а, наоборот, способствовать чиновникам в повышении их образования. Примечательно, что на первых порах после выхода Указа император лично следил за его выполнением и не допускал послаблений при чинопроизводстве.
Указ устанавливал приоритетное чинопроизводство лиц, имевших высшее образование, и вызвал заметное недовольство со стороны чиновной бюрократии. Основным предметом возмущения было положение Указа об экзаменах служащих. Его реализация «отвлекала чиновников от должностных их занятий», возвращала людей уже в совершенно зрелом возрасте во времена детства и юности, сажала их снова на школьную скамью. Со временем отступления и изъятия из Указа 1809 г. получили столь обширное применение, что, по замечанию Государственного Совета, «самый закон обратился в изъятие».
Несмотря на недостатки Указа, он сыграл огромную роль в повышении образовательного уровня государственных служащих. Его положения нашли свое отражение во многих нормативных актах, связанных с гражданской службой.
Ряд причин, связанных с законодательной деятельностью правительства Александра I в области формирования бюрократии, явились предпосылкой для подготовки Проекта Устава о службе гражданской. Это был своего рода итоговый документ законотворческой деятельности этого периода, разработанный с учетом опыта законодателей XVIII в., однако составленный без учета реальностей российской действительности, этот документ так и не получил силу закона.
Таким образом, законодательная деятельность государства в сфере подготовки кадров государственной службы в первой половине XIX в. была связана с развитием абсолютизма. Развитие буржуазных отношений, стабилизация политических институтов, укрепление и совершенствование различных частей государственного механизма обусловили повышение требований к профессиональному уровню государственных служащих. В период абсолютизма происходит становление отдельных элементов кадровой функции государственной службы, намечаются тенденции ее развития, закладываются основы для ее совершенствования. Устойчивой системы подготовки кадров государственной службы в первой половине XIX века еще создано не было.
Заключение
В истории административных преобразований первой половины XIX в. выделяются три стадии, рубежами которых стали победа в Отечественной войне 1812 г. и скандальная смена братьев-монархов в декабре 1825 г., выступления декабристов, их казни и репрессии. Первая стадия характеризуется административными преобразованиями. Послевоенный политический курс Александра I означал не только отказ от них, но и контрреформирование отдельных сфер управления, что вообще присуще самодержавному реформаторству и определило реакционное содержание политики государственного управления во второй стадии. В 1825 г. она вылилась в усиление имперского характера управления, подчинения лично императору всех органов высшего и центрального уровня, придания всей системе управления необычных черт и методов. Идея конституции для России объявлена преступной Николаем I, активные и последовательные ее сторонники приняли смерть на эшафоте, обречены на каторгу в сибирских рудниках.
Российские императоры укрепили свое самовластие, связывали с самодержавием победу над Наполеоном, рост международного авторитета российских императоров, в этом видели свое предназначение — властвовать и управлять русским народом.
Пирамиду власти и управления венчал по-прежнему император. Оформлена идеология управления в виде карамзинско-уваровской триады «самодержавие, православие, народность», что определило содержание государственной доктрины почти на столетие.
Была утрачена благоприятная возможность преобразования государственного управления на основе конституции, представительства, создания правового государства и гражданского общества.
В отличие от эволюции управления Англии, Америки и других стран в России происходило усиление самодержавной природы государственного управления, его централизация, бюрократизация, регламентация, военизация, полицеизация и жандармеризация. Это придало новые черты абсолютистскому управлению, произошло вступление его в новую фазу — фазу формирования полицейского государства. Николай I утверждал в управлении командный стиль, стремился устрашать народ, считал деспотизм сутью своего правления, более всего отвечающего духу русской нации, заявлял о готовности пожертвовать целостностью России, чтобы не допустить представительной монархии.
Поражение в Крымской войне обнажило со всей беспощадностью гнилость николаевского государственного устройства и управления, которое стесняло Россию, ограничивало ее потенциальные возможности и развитие. По признанию известного историка СМ. Соловьева, пришлось расплачиваться русскому народу за тридцатилетнюю ложь, тридцатилетнее подавление всего живого, духовного, народных сил. Николай I пытался 30 лет доказать целесообразность для народов России жесткого самодержавного управления и привел страну к катастрофе в войне с государствами, имевшими другие системы управления.
Был нанесен страшный удар по стремлению монархов сохранить Россию как заповедный остров феодально-крепостнической системы государственного управления.
Увеличилась пропасть между властью и обществом, бюрократически-сословной системой управления и многомиллионным крестьянством, пребывающем в крепостном рабстве.
Противоречия ослабляли считавшиеся традиционно фундаментальными основы абсолютистского государственного управления. Россия оказалась перед выбором: революция снизу или реформы сверху.
Литература:
1. Государственная уставная грамота Российской империи // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996.
2. Государственные учреждения в России. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996.
3. Граф Аракчеев и военные поселения 1809—1831.- СПБ, 1871.
4. Евстафьев П. П. Восстание военных поселян Новгородской губернии в 1831 г. - М., 1934.
5. Ерошкин Н. Местные государственные учреждения дореформенной России (1801-1860 гг.). М., 1985.
6. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. Первая половина XIX в. - М., 1981.
7. История государства Российского: жизнеописание. XIX в. Первая половина. - М., 1997.
8. История государственного управления России: Учебник / Отв. Ред. В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
9. Конституция Н.М. Муравьева// Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. - М., 1991.
10. Марией Л.П. Формирование структуры министерства финансов в России в первой четверти XIX в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 6.
11. Насонкина Л.И. Военные поселения // Большая Советская энциклопедия. В 30-ти т./ Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1971. - Т.5. С. 243 – 244.
12. О правах и обязанностях Сената. 8 сентября 1802 г. О слушании дел в Сенате и о подаче сенаторами мнений своих. 27 ноября 1810 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. - Н.Новгород, 1994.
13. О формах всеподданнейших рапортов гражданских губернаторов по годичному обозрению губерний. 8 июля 1833 // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. - Н. Новгород, 1994.
14. Об общем учреждении министерств. Манифест 25 июня 1811г. // Политическая история России. Хрестоматия.- М., 1996.
15. Об обязанностях гражданских губернаторов объезжать один раз в году вверенные им губернии. 18 октября 1827 г. //Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция.- Н. Новгород, 1994.
16. Образование Государственного совета. Манифест 1 января 1810 г. Положение о Государственном совете. 1 января 1810 г. // Российское законодательство. М., 1988. Т. 6.
17. Образование государственного совета. Манифест 1 января 1810 г.// Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996.
18. Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. N 4. С. 40.
19. Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996.
20. Против течения: Исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия. – Воронеж: Изд. ВГУ, 2005.
21. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. - Л., 1988.
22. Сперанский М.М. Краткое начертание государственного образования. Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам. Проект учреждения Правительствующего сената // Политическая история России. Хрестоматия. - М., 1996.
23. Сперанский М.М. О коренных законах государства. Еще нечто о свободе и рабстве. Введение к уложению государственных законов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. №6.
24. Учреждение губернских правлений, 2 января 1845 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Н. Новгород, 1994.
25. Федоров В. А. Борьба крестьян России против военных поселений (1810 —1818) // «Вопросы истории», 1952, № 11. С.4
26. Шепелев Л. Е. Министерства в России// Советская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 1980.

Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988. С. 36 - 38.

Насонкина Л.И. Военные поселения // Большая Советская энциклопедия. В 30-ти т./ Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1971. - Т.5. С. 243.
Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия. – Воронеж: Изд. ВГУ, 2005. – С. 200.
Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия. – Воронеж: Изд. ВГУ, 2005. – С. 215.
Сперанский М.М. О коренных законах государства. Еще нечто о свободе и рабстве. Введение к уложению государственных законов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. №6.
Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. V. Курс русской истории. М., 1989, С.200—201.
Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 409- 445.
Конституция Н.М. Муравьева // Освободительное движение и общественная мысль России XIX в. М., 1991.

Образование Государственного совета. Манифест 1 января 1810 г. Положение о Государственном совете. 1 января 1810 г. // Российское законодательство. М., 1988. Т. 6. С. 212.

Образование Государственного совета. Манифест 1 января 1810 г. Положение о Государственном совете. 1 января 1810 г. // Российское законодательство. М., 1988. Т. 6. С. 213.
Государственные учреждения в России. Н. Новгород, 1994. С. 53-57.

Государственные учреждения в России. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996. С. 88 – 90.

Государственные учреждения в России. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996. С. 93 - 103.

Политическая история России. Хрестоматия. - М., 1996. С.208.

Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. N 4. С. 40.













28

1. Государственная уставная грамота Российской империи // Полити¬ческая история России. Хрестоматия. М., 1996.
2. Государственные учрежде¬ния в России. Политическая история России: Хрестоматия для ву¬зов. М., 1996.
3. Граф Арак¬чеев и военные поселения 1809—1831.- СПБ, 1871.
4. Евстафьев П. П. Восста¬ние военных поселян Новгородской губер¬нии в 1831 г. - М., 1934.
5. Ерошкин Н. Местные государственные учреждения дорефор¬менной России (1801-1860 гг.). М., 1985.
6. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его полити¬ческие институты. Первая половина XIX в. - М., 1981.
7. История государства Российского: жизнеописание. XIX в. Первая половина. - М., 1997.
8. История государственного управления России: Учебник / Отв. Ред. В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
9. Конституция Н.М. Муравьева// Освободительное движение и обще¬ственная мысль в России XIX в. - М., 1991.
10. Марией Л.П. Формирование структуры министерства финансов в России в первой четверти XIX в. // Вестник Московского универ¬ситета. Серия 8. История. 1998. № 6.
11. Насонкина Л.И. Военные поселения // Большая Советская энциклопедия. В 30-ти т./ Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1971. - Т.5. С. 243 – 244.
12. О правах и обязанностях Сената. 8 сентября 1802 г. О слушании дел в Сенате и о подаче сенаторами мнений своих. 27 ноября 1810 г. // Уч¬реждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. - Н.Новгород, 1994.
13. О формах всеподданнейших рапортов гражданских губернаторов по годичному обозрению губерний. 8 июля 1833 // Учреждения государствен¬ного управления в России: опыт формирования и эволюция. - Н. Новго¬род, 1994.
14. Об общем учреждении министерств. Манифест 25 июня 1811г. // Политическая история России. Хрестоматия.- М., 1996.
15. Об обязанностях гражданских губернаторов объезжать один раз в году вверенные им губернии. 18 октября 1827 г. //Учреждения государствен¬ного управления в России: опыт формирования и эволюция.- Н. Новго¬род, 1994.
16. Образование Государственного совета. Манифест 1 января 1810 г. Положение о Государственном совете. 1 января 1810 г. // Россий¬ское законодательство. М., 1988. Т. 6.
17. Образование государственного совета. Манифест 1 января 1810 г.// Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996.
18. Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. N 4. С. 40.
19. Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996.
20. Против течения: Исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия. – Воронеж: Изд. ВГУ, 2005.
21. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. - Л., 1988.
22. Сперанский М.М. Краткое начертание государственного образования. Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам. Проект учреждения Правительствующего сената // Политическая исто¬рия России. Хрестоматия. - М., 1996.
23. Сперанский М.М. О коренных законах государства. Еще нечто о свободе и рабстве. Введение к уложению государственных законов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. №6.
24. Учреждение губернских правлений, 2 января 1845 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Н. Новгород, 1994.
25. Федоров В. А. Борьба крестьян Рос¬сии против военных поселений (1810 —1818) // «Вопросы истории», 1952, № 11. С.4
26. Шепелев Л. Е. Министерства в России// Советская историчес¬кая энциклопедия. Т. 9. М., 1980.



Вопрос-ответ:

Какие преобразования происходили в военной сфере в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века военная сфера прошла через значительные изменения. Были проведены ряд реформ, в результате которых армия стала более современной и профессиональной. Были усовершенствованы тактика, оружие и организация военных частей.

Какие преобразования произошли в государственном управлении в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века произошло множество изменений в государственном управлении. Были разработаны и внедрены проекты реформ, направленные на модернизацию и усовершенствование системы управления. Были созданы новые министерства, внедрены новые принципы управления и разработана система местного управления.

Какие проекты преобразований были разработаны в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века были разработаны и предложены различные проекты преобразований в государственном управлении. Одним из таких проектов был Устав 1832 года, который предлагал новую систему управления и развитие чиновничества. Также были предложены другие проекты, направленные на совершенствование организации и эффективности государственного аппарата.

Какие преобразования произошли в императорском управлении в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века в императорском управлении произошли значительные преобразования. Были созданы новые министерства, которые стали заниматься различными аспектами управления. Также были внедрены новые принципы управления, которые позволили сделать систему управления более эффективной и современной.

Какой была система местного управления в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века была разработана и внедрена система местного управления. Согласно принятому Уставу, страна была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого округа стоял специально назначенный управляющий, который отвечал за управление и развитие своего округа.

Какие преобразования произошли в военной сфере в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века произошли значительные преобразования в военной сфере. В России в этот период были введены всеобщая воинская повинность, новые уставы и правила солдатской службы, армия была реорганизована и модернизирована.

Какие проекты преобразований были предложены в государственном управлении?

В государственном управлении были предложены различные проекты преобразований. Некоторые из них включали в себя централизацию власти, построение новых правительственных структур, повышение эффективности государственного аппарата и улучшение системы управления государством.

Какие преобразования произошли в императорском управлении в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века произошли значительные преобразования в императорском управлении России. Были созданы новые министерства, расширены полномочия правительственных чиновников, введены новые законы и правила, способствующие более эффективному управлению государственными делами.

Какая система местного управления была введена в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века была введена система местного управления, которая основывалась на принципе самоуправления. В каждой губернии были созданы некоммерческие учреждения, состоящие из выбранных представителей населения, которые занимались решением вопросов местного значения и управлением социально-экономическим развитием региона.

Что известно о создании и развитии чиновной системы в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века была создана и развивалась чиновная система. Эта система включала в себя иерархию чиновников, которые занимались управлением государственными делами на различных уровнях. Чиновники имели определенные права и обязанности, их командовало высшее начальство. Развитие чиновной системы позволило повысить эффективность государственного управления в России.

Какие были преобразования в военной сфере в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века в России произошло много преобразований в военной сфере. Был создан новый устав, в соответствии с которым страна была разделена на шесть учебных округов. Также были проведены изменения в организации и структуре армии, включая внедрение новых тактических формаций, применение боевой техники и обновление вооружения.

Какие проекты преобразований в государственном управлении были предложены в первой половине XIX века?

В первой половине XIX века было предложено множество проектов по преобразованию государственного управления. Один из таких проектов был связан с созданием министерств, которые должны были заменить коллегии и подчиняться непосредственно императору. Также были предложены изменения в системе местного управления и развитие чиновной системы.