"Мы" Е.Замятина как роман-антиутопия
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 20.08.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Дух времени при зарождении романа.
2. Сюжетная линия произведения
3. Тема бога в романе
4. Утопия – мечта?
Вывод
Список литературы
Уже на первых страницах романа Е. Замятин создаёт модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, где все граждане обрели наконец желаемое счастье. «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой. И я – мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке».
В вымышленной стране, созданной воображением Замятина, живут не люди, а нумера, лишенные имен, облаченные в юнифы (то есть униформу). Внешне схожие, они ничем не отличаются друг от друга и внутренне. Неслучайно с такой гордостью восклицает герой, восхищаясь прозрачностью жилищ: «Нам нечего скрывать друг от друга». «Мы счастливейшее среднее арифметическое», - вторит ему другой герой, государственный поэт R-13. Одинаковостью, механичностью отличается вся их жизнедеятельность, предписанная Часовой Скрижалью. Это характерные черты изображенного мира. Лишить возможности изо дня в день выполнять одни и те же функции значит лишить счастья, обречь на страдания, о чем свидетельствует история «О трех отпущенниках».
Мир в романе Замятина дан через восприятие человека с пробуждающейся душой. И если в начале книги автор, доверяя повествование своему персонажу, все же смотрит на него отстраненным взглядом, часто иронизирует над ним, то постепенно их позиции сближаются: нравственные ценности, которые исповедует сам автор, становятся все более и более дороги герою. И герой не одинок. Неслучайно доктор говорит об «эпидемии души».
На протяжении всего романа герой мечется между человеческим чувством и долгом перед Единым государством, между внутренней свободой и счастьем несвободы. Любовь пробудила его душу, его фантазию. Фанатик Единого государства, он освободился от его оков, заглянул за грань дозволенного: “А что дальше?”
Но Е. Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется каждое человеческое “я”, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию — последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умирает при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества, жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы повторяем время застоя. В романе есть еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это экологическая тема. “Антиобщество”, изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей “в леса, чтобы они научились там у птиц, цветов, солнца”. Только это, по мнению автора, может восстановить сущность человека.
Таким образом, при всей непохожести замятинских произведений неизменным остаётся создаваемое автором замкнутое художественное пространство. Роман “Мы” – это пророческий, философский роман. Он полон тревоги за будущее. В нем остро звучит проблема счастья и свободы.
Вывод
Являясь новаторским и высокохудожественным произведением, роман «Мы» представляет собой гротескную модель Единого государства, где идея общей жизни воплотилась в “идеальную несвободу”, а идея равенства – всеобщей уравниловкой, где право быть сытым потребовало отказа. От свободы личности, Замятин обличил тех, кто, игнорируя реальную сложность мира, пытался искусственным образом “Осчастливить людей”. Этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого”.
Один из важнейших вопросов, которые пытается решить автор, - вопрос свободы выбора и свободы вообще. Где грань, отделяющая свободу от несвободы, а человека от животного? Сегодняшние хаос и шатание в постсоветском обществе, стыдливо именуемые "периодом становления демократии", показывают, что мы не готовы к свободе, мы не научились понимать и ценить ее. Может быть, нынешнее постсоветское пространство и является местом, где живут те, кто выжил в катаклизме антиутопии, - своеобразным "жилищем для античеловечества". Но призрак несвободы продолжает стоять за нашими плечами. Надо быть внимательным и бдительным: в мире есть много Благодетелей, готовых осчастливить послушных нумеров. И самое главное - нужно не машинное демократическое общество, а свобода, основанная на вечных принципах гуманизма.
Это произведение будет актуальным всегда – как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности. Такие произведения, как “Мы”, выдавливают из человека рабство, делают его личностью, предупреждают о том, что нельзя преклоняться перед “мы”, какими бы высокими словами это “мы” не окружали. Никто не имеет право решать за нас, в чем наше счастье, не имеет право лишать нас политической, духовной и творческой свободы. И поэтому нам, сегодняшним, решать, что в нашей жизни будет главное “Я” или “Мы”.
Список литературы
Архангельский А.Н., Бак Д.П., Шкловский Е.А.Все герои произведений русской литературы. - М.: АСТ, 1997, 448 с.
Красухин Г.Г. «Перечитывая классику. Замятин, Толстой, Платонов, Набоков». – М.: Московский Университет, 1998, 101 с.
Литература: Справ.шк./ Науч. разработка и сост. Н.Г. Быковой; Науч.ред. В.Я. Линков. - М.: Филолог.об-во «Слово», Компания «Ключ -С»; ГКО «АСТ», Центр гуманитар.наук при ф-те журналистики МГУ им. В.М. Ломоносова, 2007.- 576 с.
От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы».- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 2005.-559 с.
Павловец М.Г., Павловец Т.В. Е.И. Замятин. Мы. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. - М.: Дрофа, 2000, 123 с.
Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. – М.: Худож. лит., 2001. – Т. 4. – С. 308.
«Русская литература ХХ века. 11 кл».: Учеб. для общеобр. учреждений. В 2ч. Ч.1/ Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлёва.- М.: Просвещение, 1999, 336 с.
«Русская литература ХХ века». 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2ч. Ч.1/В.В. Агеносов и др.; Под. ред. В.В. Агеносова.-4-е изд.- М.: Дрофа, 1999, 528 с.
Сараскина Л.И. Бесы - роман-предупреждение. - М.: Советский писатель, 2000, 216 с.
Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». - М.: Изд-во МГУ, 1998, 121 с.
Скороспелова Е.Б. Избранные произведения. - М.: Сов. Россия, 2000, 544 с.
Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». - М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 19.
Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». - М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 34.
Русская литература ХХ века». 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2ч. Ч.1/В.В. Агеносов и др.; Под. ред. В.В. Агеносова.-4-е изд.- М.: Дрофа, 1999. – С. 302.
Архангельский А.Н., Бак Д.П., Шкловский Е.А.Все герои произведений русской литературы. - М.: АСТ, 1997. – С. 92.
Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». - М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 53.
Красухин Г.Г. «Перечитывая классику. Замятин, Толстой, Платонов, Набоков». – М.: Московский Университет, 1998. – С. 64.
Сараскина Л.И. Бесы - роман-предупреждение. - М.: Советский писатель, 2000. – С. 34.
Сараскина Л.И. Бесы - роман-предупреждение. - М.: Советский писатель, 2000. – С. 28.
Сараскина Л.И. Бесы - роман-предупреждение. - М.: Советский писатель, 2000. – С. 39.
Сараскина Л.И. Бесы - роман-предупреждение. - М.: Советский писатель, 2000. – С. 35.
Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. – М.: Худож. лит., 2001. – Т. 4. – С. 245.
Скороспелова Е.Б. Избранные произведения. - М.: Сов. Россия, 2000. – С. 320.
От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы».- 2-е изд., испр.и доп.- М.: Высш.шк., 2005. – С. 603.
Литература: Справ.шк./ Науч.разработка и сост. Н.Г. Быковой; Науч.ред. В.Я. Линков. - М.: Филолог.об-во «Слово», Компания «Ключ -С»; ГКО «АСТ», Центр гуманитар.наук при ф-те журналистики МГУ им. В.М. Ломоносова, 2007. - С. 212.
«Русская литература ХХ века». 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2ч. Ч.1/В.В. Агеносов и др.; Под. ред. В.В. Агеносова.-4-е изд.- М.: Дрофа, 1999. - С. 441.
2
1.Архангельский А.Н., Бак Д.П., Шкловский Е.А.Все герои произведений русской литературы. - М.: АСТ, 1997, 448 с.
2.Красухин Г.Г. «Перечитывая классику. Замятин, Толстой, Платонов, Набоков». – М.: Московский Университет, 1998, 101 с.
3.Литература: Справ.шк./ Науч. разработка и сост. Н.Г. Быковой; Науч.ред. В.Я. Линков. - М.: Филолог.об-во «Слово», Компания «Ключ -С»; ГКО «АСТ», Центр гуманитар.наук при ф-те журналистики МГУ им. В.М. Ломоносова, 2007.- 576 с.
4.От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы».- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 2005.-559 с.
5.Павловец М.Г., Павловец Т.В. Е.И. Замятин. Мы. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. - М.: Дрофа, 2000, 123 с.
6.Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. – М.: Худож. лит., 2001. – Т. 4. – С. 308.
7.«Русская литература ХХ века. 11 кл».: Учеб. для общеобр. учреждений. В 2ч. Ч.1/ Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлёва.- М.: Просвещение, 1999, 336 с.
8.«Русская литература ХХ века». 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2ч. Ч.1/В.В. Агеносов и др.; Под. ред. В.В. Агеносова.-4-е изд.- М.: Дрофа, 1999, 528 с.
9.Сараскина Л.И. Бесы - роман-предупреждение. - М.: Советский писатель, 2000, 216 с.
10.Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». - М.: Изд-во МГУ, 1998, 121 с.
11.Скороспелова Е.Б. Избранные произведения. - М.: Сов. Россия, 2000, 544 с.
Вопрос-ответ:
Какую модель идеального государства создает Е. Замятин в романе "Мы"?
В романе "Мы" Е. Замятин создает модель идеального государства, которое представляет собой утопию, где достигнута гармония между общественным и личным, и все граждане обрели счастье.
Какая сюжетная линия прослеживается в романе "Мы"?
В романе "Мы" прослеживается сюжетная линия об инженере по имени Д-503, который живет в идеальном государстве, но начинает сомневаться в его идеалах и попадает в запретную зону.
Какая роль играет тема бога в романе "Мы"?
Тема бога в романе "Мы" играет важную роль, так как обращение к религиозным мотивам позволяет автору выразить критику идеального государства и его бессердечия.
Чем можно охарактеризовать утопию, представленную в романе "Мы"?
Утопия, представленная в романе "Мы", является мечтой утопистов, где достигнута гармония и счастье для всех граждан, но при этом она также имеет темные стороны и преследует своих критиков.
Какими выводами можно сделать на основе романа "Мы" Е. Замятина?
На основе романа "Мы" Е. Замятина можно сделать вывод о том, что утопия идеального государства имеет свои негативные стороны и не может обеспечить полную свободу и счастье для индивидуума.
Что это за роман?
Роман "Мы" Евгения Замятина является антиутопией, то есть произведением, в котором описывается отрицательное, жестокое будущее общество.
Какой дух времени присутствует в романе "Мы"?
В романе "Мы" присутствует дух времени, характерный для периода его написания - 1920-е годы. В это время были распространены идеи общественного равенства и коллективизма, которые нашли отражение в произведении.
О чем происходит повествование в романе "Мы"?
Сюжетная линия романа "Мы" разворачивается в идеальном государстве, где гармония общественного и личного достигнута. Главный герой, Д-503, начинает сомневаться в идеальности такого общества и совершает противоречия, которые приводят к драматическому итогу.
Какая роль бога в романе "Мы"?
Тема бога играет важную роль в романе "Мы". В идеальном обществе, где все должны подчиняться государству, понятие бога запрещено и отвергается. Однако, главный герой начинает сомневаться в этом и ищет своего "бога", свою веру, что приводит к драматическим последствиям.