Управление качеством в учреждениях дополнительного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление качеством
  • 40 40 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 20.12.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Качество в системе учреждений дополнительного образования
2.Основные параметры учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования
3. Перечень рекомендуемых измеряемых характеристик качества основных процессов УДО и результатов его деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Этот показатель характеризует не абсолютный объем научных исследований в ОУ, а активность профессорско-преподавательского состава (ППС) с учетом масштаба и вида ОУ. 3 Вспомогательные рабочие процессы ОУ 3.1 Бухгалтерско-финан- совое обеспечение научно-образователь- ного процесса 1) Бюджет ОУ по основным направлениям деятельности
2) Средняя зарплата основных групп персонала Оценка результатов экономической и финансовой деятельности ОУ.
1) Объемы финансирования по основным направлениям деятельности и зарплата персонала (тыс. рублей) Критерии оценки финансово-экономической деятельности определяются целями и задачами конкретного ОУ. 3.2 Кадровое обеспечение Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников *.

2 5.1. Научные и научно-педагогические кадры с учеными степенями и (или) званиями.
2.5.2. Научные и научно-педагогические кадры, работающие на штатной основе.
2.5.3. Научные и научно-педагогические кадры – доктора наук и (или) профессора.
2.5.4. Число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет. Измеряемые показатели:
2 5.1. Процент ППС с учеными степенями и (или) званиями*.
2.5.2. Процент ППС, работающего в вузе на штатной основе*.
2.5.3. Процент в ППС докторов наук и (или) профессоров*.
2.5.4. Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет*. ППС является показателем потенциала ОУ и эффективности процесса обучения. Этот показатель рассматривается с точки зрения уровня квалификации и профессиональной компетенции, распределения учебной нагрузки, научно-исследовательской и научно-методической активности.
Яркой характеристикой устойчивой работы ОУ и гарантии его стабильности является показатель числа платных преподавателей, работающих в на полную ставку. Он особенно важен для принятия решения по аккредитации вновь созданного ОУ. В данном случае доверие к ОУ может обеспечить его целенаправленная работа по привлечению педагогических кадров, улучшению их качественного состава. 3.3 Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов Критерии и методики оценки и выбора поставщиков материальных ресурсов. Экспертным путем оцениваются критерии и методики оценки и выбора поставщиков, включая базы данных по поставщикам, проведение тендеров по закупке крупных партий оборудования и т.п. Конкретные показатели и методы их оценки разрабатываются конкретным ОУ. 3.4 Управление образовательной средой Уровень материально-технического обеспечения образовательных про- грамм ОУ (аудитории, проекци- онное оборудование, средства для проведения практических занятий и лабораторных работ и т.п.); Измеряемые показатели определяются нормативами и требованиями Минорнауки к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в вузах и ссузах (площади учебных помещений, приходящиеся на одного студента, оснащенность средствами вычислительной техники и др.) 3.5 Издательская деятельность Показатель 2.4. Методическая работа *.

1) Документально-методическое обеспечение образовательного процесса.
2) Удельное количество публикаций с учетом их уровня, приходящихся на одного преподавателя, для выпускающей кафедры по данной специальности, или, что более объективно, индекс ссылок на соответствующие публикации и др. Оценка количества изданных монографий, учебников и учебных пособий с грифами федеральных органов управления образованием, других федеральных органов исполнительной власти и учебно-методических объединений
1) Процент учебных дисциплин ООП, обеспеченных учебно-методическими комплексами (УМК) *.
2) Для университетов и академий – использование инновационных методов в образовательном процессе*.
3) Количество монографий и учебных пособий на 100 человек ППС с учеными степенями и званиями. Показатель эффективности научно-методической работы необходим с точки зрения использования научного потенциала ОУ и результатов научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Эффективность и результативность научно-методической работы может быть оценена по числу изданных учебников, учебных пособий и монографий, подготовленных преподавателями вуза. Особое значение имеет наличие грифов общественных организаций 3.6 Библиотечное и информационное обслуживание Показатель 2.4. Методическая работа*.

Документально-методическое обеспечение образовательного процесса, включая:
1) Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.
2) Состояние библиотечного фонда.
3) Состояние учебно-информационного фонда.
4) Уровень информационно-методического обеспечения ОП ОУ (удельное количество учебно-методической литературы на одного студента, наличие средств дистанционного обучения и т.п.).
Для оценки используются данные о библиотечном фонде за последние пять лет:
общая площадь библиотек и читальных залов (в том числе в общежитиях);
количество посадочных мест в читальных залах (в том числе в общежитиях);
общее количество единиц хранения;
общее количество учебно-методической литерату- ры, включая общежития, в том числе обязательной учебно-методической литературы, количество учебно-методической литературы с грифами;
количество единиц учебно-методической литературы на одного обучающегося общего кон
информация по научно-методическим разработкам;
количество названий ежегодных подписных изданий по профилю ОУ (отечественных и иностранных);
новые поступления (количество экземпляров и названий);
процент обновления фондов;
объем средств, затраченных на новые поступления;
количество программно-информационных источников;
наличие систем сбора учебной информации на электронных носителях. Оценка информационно-методического обеспечения o6paзoвameльного процесса является стратегически важным направлением деятельности ОУ как показатель наращивания учебных ресурсов и информационною потенциала ОУ объемов библиотечного фонда, достаточности и доступности источников информации, в том числе и на основе современных технических средств.
Дается экспертная оценка по библиотечному обслуживанию, учебной литературе, методической литературе, оценивается наличие информационно-поисковых систем, доступ в Internet, изменения за последние 5 лет. 3.7 Управление инфраструктурой и производственной средой Материально-техническая база.
Наличие условий, необходимого оборудования, приборов, специализированных кабинетов и аудиторий для осуществления образовательного процесса. Экспертами оценивается состояние аудиторного фонда, пунктов общественного питания, спортивных сооружений, оздоровительных учреждений и баз отдыха, технические средства обучения, условия проживания иногородних слушателей и изменения за аттестуемый период.
Конкретные измеряемые показатели определяются каждым ОУ в отдельности с учетом принятой структуры управления.
Показатель материально-технического оснащения образовательного процесса рассматривается как потенциал ОУ и гарантия его устойчивости. Наличие собственной, в оперативном управлении или арендованной на длительный срок учебно-лабораторной площади, соответствующего учебного оборудования свидетельствует о долгосрочной образовательной деятельности и перспективе развития ОУ. 3.8 Обеспечение БЖД. Измеряемые характеристики и показатели качества не определены. Методы измерений и измеряемые характеристики в настоящий момент не определены. 3.9 Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ. Социальная поддержка студентов: Наличие условий для проживания обучающихся в общежитиях, медицинского обслуживания, питания и занятий спортом. 1) Число мест в общежитиях.
2) Количество кв. метров площади на одного проживающего в общежитиях.
3) Наличие медицинских пунктов и число медработников в ОУ на одного студента.
4) Среднее число путевок в дома отдыха, санатории и профилактории, выделяемых в год на одного студента.
5) Число пунктов общественного питания в ОУ и их пропускная способность по отношению к общему числу студентов.
6) Наличие спортивных сооружений и относительное число занимающихся в них студентов.
7) Количество средств в рублях, выделяемых в год для материальной поддержки студентов и др. Показатели социальной поддержки сту- дентов и сотрудников должны свиде- тельствовать о выполнении ОУ социаль- ных гарантий (обеспечения условий для самостоятельной работы, активного от- дыха, физического развития, достойных социально-бытовых условий и другие). Они обеспечивает реализацию госу- дарственной образовательной политики по удовлетворению потребностей лич- ности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, что является одной из основных задач образования. Показательным в данном случае является целенаправленная политика ОУ по созданию необходимых социально-бытовых условий и предоставлению широких возможностей для развития личности. При этом звездочкой «*» отмечены показатели государственной аккредитации, вступающие в силу с 1 января 2006 г. и введенные в действие Приказом Рособрнадзора № 1938 от 30.09.05. Таблица включает показатели и характеристики, традиционно измеряемые в вузе (например, оценки и результаты промежуточных и итоговой аттестаций), а также дополнительно рекомендуемые показатели и характеристики качества образовательного процесса и его результатов.

Заключение

Управление качеством образования включает следующие функции: целеполагание, прогнозирование, проектирование, организация, контроль, трансляция наработанного материала, которые лежат в основе организации деятельности ДОУ.
Особенность управления качеством образования в учржедении дополнительного образования сейчас состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт четкого обеспечения здоровьесберегающего ухода и жизнедеятельности учащегося, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие обучаемого.
Целью развития УДО в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого учащегося. Исходя из современных позиций методологии педагогики, следует отметить, что оптимальное построение педагогического процесса предполагает реализацию культурологического, системно-структурного, комплексного, деятельностного, полисубъектного, средового подходов, определение перспектив в работе с кадрами, в реорганизации системы управления образовательным учреждением, в своевременном и качественном мониторинге результатов деятельности УДО, в совершенствовании материально-технической базы, в укреплении связей с семьей, школой, общественностью, в целесообразном сочетании основного и дополнительного образования.
Одним из условий управления качеством образования является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования, организация образовательного пространства.

Список используемой литературы

Азарьева В.В., Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества /В.В.Азарьева //Университетское управление. 2006,N 2(30).
Анисимов П.Ф., Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2007 - 256 с.
Багутдинова Н., Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. // Стандарты и качество. - 2008 - № 9.
Бордовский Г.А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Нева, 2007 - 359 с.
Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы качеством образования в регионе /Г.В.Гутник // Информатика и образование. - 1999. - № 1. - С. 7-12.
Иродов М.И., Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе /М.И.Иродов, С.В.Разумов // Университетское управление. 2007. N 2(25).
Кортов С.В., Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С.В.Кортов, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - N 1(24).
Пименова.Л.В., Концепция развития ДОУ, доп.изд-е, М.: ИНФРА-М, 2007. -241с.
Поташник М.М., правление качеством образования, М:Антэк, 2007.
Назарова О.Л., Теоретические основания управления качеством образовательного процесса в колледже /О.Л. Назарова // Вестник ОГУ. - 2008. - № 6.
Назарова О.Л., Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа. Учебно-метод. пособие. /О.Л. Назарова. – М.: Просвет, 2008. - 81 с.
Некрасов С.Д., Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.Д. Некрасов // Университетское управление. 2007. N 1(24).
Системы качества в образовании / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М., 2008.
Солонин С.И., Развитие системы управления качеством образования в УГТУ /С.И.Солонин // Университетское управление: практика и анализ. 2007. N 3.
Субетто А. И.,Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы //«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77–6567, 02.11.2007г.
Шестопалов Т.С., Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. – СПб: Юнити, 2008. - 49 с.

Солонин С.И., Развитие системы управления качеством образования в УГТУ /С.И.Солонин // Университетское управление: практика и анализ. 2007. N 3.
Пименова.Л.В., Концепция развития ДОУ, доп.изд-е, М.: ИНФРА-М, 2007. -241с.
Азарьева В.В., Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества /В.В.Азарьева //Университетское управление. 2006,N 2(30).
Некрасов С.Д., Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.Д. Некрасов // Университетское управление. 2007. N 1(24).
Пименова.Л.В., Концепция развития ДОУ, доп.изд-е, М.: ИНФРА-М, 2007. -241с.
Системы качества в образовании / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М., 2008.
Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы качеством образования в регионе /Г.В.Гутник // Информатика и образование. - 1999. - № 1. - С. 7-12.
Шестопалов Т.С., Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. – СПб: Юнити, 2008. - 49 с.
Системы качества в образовании / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М., 2008.
Системы качества в образовании / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М., 2008.
Пименова.Л.В., Концепция развития ДОУ, доп.изд-е, М.: ИНФРА-М, 2007. -241с.
Бордовский Г.А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Нева, 2007 - 359 с.
Назарова О.Л., Теоретические основания управления качеством образовательного процесса в колледже /О.Л. Назарова // Вестник ОГУ. - 2008. - № 6.
Назарова О.Л., Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа. Учебно-метод. пособие. /О.Л. Назарова. – М.: Просвет, 2008. - 81 с.
Багутдинова Н., Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. // Стандарты и качество. - 2008 - № 9.
Анисимов П.Ф., Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2007 - 256 с.
Бордовский Г.А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Нева, 2007 - 359 с.
Азарьева В.В., Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества /В.В.Азарьева //Университетское управление. 2006,N 2(30).
Бордовский Г.А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Нева, 2007 - 359 с.
Солонин С.И., Развитие системы управления качеством образования в УГТУ /С.И.Солонин // Университетское управление: практика и анализ. 2007. N 3.
Шестопалов Т.С., Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. – СПб: Юнити, 2008. - 49 с.
Системы качества в образовании / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М., 2008.
Иродов М.И., Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе /М.И.Иродов, С.В.Разумов // Университетское управление. 2007. N 2(25).
Анисимов П.Ф., Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2007 - 256 с.
Бордовский Г.А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Нева, 2007 - 359 с.
Шестопалов Т.С., Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. – СПб: Юнити, 2008. - 49 с.
Системы качества в образовании / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М., 2008.
Некрасов С.Д., Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.Д. Некрасов // Университетское управление. 2007. N 1(24).
Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы качеством образования в регионе /Г.В.Гутник // Информатика и образование. - 1999. - № 1. - С. 7-12.
Шестопалов Т.С., Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. – СПб: Юнити, 2008. - 49 с.
Пименова.Л.В., Концепция развития ДОУ, доп.изд-е, М.: ИНФРА-М, 2007. -241с.
Анисимов П.Ф., Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2007 - 256 с.
Бордовский Г.А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Нева, 2007 - 359 с.
Багутдинова Н., Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. // Стандарты и качество. - 2008 - № 9.
Бордовский Г.А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Нева, 2007 - 359 с.




2

1.Азарьева В.В., Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества /В.В.Азарьева //Университетское управление. 2006,N 2(30).
2.Анисимов П.Ф., Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2007 - 256 с.
3.Багутдинова Н., Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. // Стандарты и качество. - 2008 - № 9.
4.Бордовский Г.А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Нева, 2007 - 359 с.
5.Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы качеством образования в регионе /Г.В.Гутник // Информатика и образование. - 1999. - № 1. - С. 7-12.
6.Иродов М.И., Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе /М.И.Иродов, С.В.Разумов // Университетское управление. 2007. N 2(25).
7.Кортов С.В., Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С.В.Кортов, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - N 1(24).
8.Пименова.Л.В., Концепция развития ДОУ, доп.изд-е, М.: ИНФРА-М, 2007. -241с.
9.Поташник М.М., правление качеством образования, М:Антэк, 2007.
10.Назарова О.Л., Теоретические основания управления качеством образовательного процесса в колледже /О.Л. Назарова // Вестник ОГУ. - 2008. - № 6.
11.Назарова О.Л., Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа. Учебно-метод. пособие. /О.Л. Назарова. – М.: Просвет, 2008. - 81 с.
12.Некрасов С.Д., Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.Д. Некрасов // Университетское управление. 2007. N 1(24).
13.Системы качества в образовании / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М., 2008.
14.Солонин С.И., Развитие системы управления качеством образования в УГТУ /С.И.Солонин // Университетское управление: практика и анализ. 2007. N 3.
15.Субетто А. И.,Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы //«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77–6567, 02.11.2007г.
16.Шестопалов Т.С., Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. – СПб: Юнити, 2008. - 49 с.

Вопрос-ответ:

Каково значение управления качеством в учреждениях дополнительного образования?

Управление качеством в учреждениях дополнительного образования имеет огромное значение, так как позволяет обеспечить высокий уровень образовательных услуг, контролировать процессы обучения и создать благоприятные условия для развития обучающихся.

Какие параметры являются основными для оценки учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования?

Основными параметрами учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования являются знания и навыки, развитие творческих способностей, формирование социально-этических ценностей и личностных качеств.

Какие характеристики качества основных процессов деятельности учреждений дополнительного образования следует измерять?

Рекомендуется измерять такие характеристики качества основных процессов деятельности учреждений дополнительного образования, как квалификация педагогического персонала, эффективность образовательных программ, доступность и соответствие образовательных услуг потребностям обучающихся и родителей.

Какое значение имеет активность профессорско-преподавательского состава в оценке качества учреждения дополнительного образования?

Активность профессорско-преподавательского состава в оценке качества учреждения дополнительного образования является важным показателем. Она свидетельствует о вовлеченности преподавателей в научные исследования, разработку новых методик и технологий, а также о общем профессиональном развитии.

Какие источники информации можно использовать при изучении данной темы?

Для изучения данной темы можно использовать следующие источники информации: научные статьи, учебники, руководства по управлению качеством в образовательных учреждениях, публикации в специализированных журналах, а также результаты исследований и опыт других учреждений дополнительного образования.

Каково значение управления качеством в учреждениях дополнительного образования?

Управление качеством в учреждениях дополнительного образования является ключевым элементом обеспечения качества образовательных услуг и достижения успешных результатов обучения.

Какие параметры учебных достижений обучающихся являются основными в системе учреждений дополнительного образования?

Основными параметрами учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования являются знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. Это может быть, к примеру, уровень владения определенным языком, навыки игры на музыкальном инструменте или умение программировать.

Какие измеряемые характеристики качества основных процессов деятельности учреждений дополнительного образования рекомендуется использовать?

Для измерения качества основных процессов деятельности учреждений дополнительного образования рекомендуется использовать такие характеристики, как уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образовательных услуг, эффективность использования учебных материалов и методик, а также прогресс в достижении образовательных целей.

Какие исследования проводятся в образовательных учреждениях?

В образовательных учреждениях проводятся различные научные исследования, которые направлены на повышение качества образования. Они могут включать в себя изучение новых методик обучения, анализ результатов обучения, исследование потребностей обучающихся и прочее.

Какова роль профессорско-преподавательского состава в учреждениях дополнительного образования?

Профессорско-преподавательский состав играет важную роль в учреждениях дополнительного образования. Они отвечают за качество образовательного процесса, разработку и реализацию программ обучения, а также поддержку и мотивацию обучающихся. Активность профессорско-преподавательского состава является одним из показателей качества учреждения.