Психолого-педагогическая диагностика навыков игровой деятельности детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 29 29 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 01.03.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Психолого-педагогическая диагностика навыков игровой деятельности
1.2. Особенности навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста
1.2. Особенности психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности
2. Методики психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Наблюдение за свободной игровой деятельности наблюдаемой группы детей
2.2. Диагностика уровня сформированности игровых навыков по концепции Д.Б. Эльконина
Заключение
Библиографический список:
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3. Ролевое поведение
1 уровень - роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень - роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень - роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень - ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4. Игровые действия
1 уровень - игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2 уровень - расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень - игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень - игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень - использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень - самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень - широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4 уровень - использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6. Использование ролевой речи
1 уровень - отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень - наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень - наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень - развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7. Выполнение правил
1 уровень - отсутствие правил.
2 уровень - правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень - правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень - соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу (приложение 1). Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму - в красный, если отстает - в синий.
Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков.
В итоге получаем таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в этой возрастной группе, так и результаты каждого ребенка.
Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой - воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.
Результаты исследования
В результате проведённого эксперимента выяснилось, что распределение ролей, основное содержание игры соответствует возрасту, т.е. имеет высокий уровень развития у 8 из 10 обследуемых. Ролевое поведение игровые действия, соответствуют возрасту у 7 детей, использование атрибутики и предметов-заместителей и выполнение правил соответствует возрасту только у 5 детей. А ролевую речь на высоком уровне используют только 4 ребёнка из 10
Интерпретация результатов
На основании поведенного исследования можно сделать вывод о развитии игровых навыков у старших дошкольников. Большая часть детей показали умение распределять роли, в основном они это дели с помощью считалок. Содержание игры соответствовало возрасту, т.к. в группе достаточно хорошая предметно-игровая среда, в которой присутствовали атрибуты для разных игр и предметы-заместители. Тем не менее, не все дети умеют их правильно использовать. Самую большую трудность вызвало использование ролевой речи, что говорит о низком уровне развития речи дошкольников.













Заключение
Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.
В процессе игры в раннем и дошкольном возрасте происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения, действия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.
В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры.
Все это свидетельствует о необходимости своевременной психолого-педагогической диагностике навыков игровой деятельности именно в дошкольном возрасте, что способствует своевременному выявлению патологических отклонений в психическом развитии ребенка и ранней психолого-педагогической коррекции выявленных нарушений. А это очень важно для нормального развития дошкольника, для его дальнейшей взрослой жизни.
Библиографический список
Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.
Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах. Том 1. Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П., Леонтьева А.А., Петровского А.В. – Москва: «Педагогика», 1983.
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Проблемы развития психики. – Москва, 1981
Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»1982.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. -М.: Академический проект, 2002.
Новоселова С.Л. «Игра дошкольника».- Москва: «Просвещение»1989.
Петровский А.А. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Просвещение, 1979.
Тарасова Л.П. Детский сад. Книга для заведующих. - Москва: Просвещение, 1992.
Тверитина Е.Н., Баразкова А.С. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Под редакцией М. А. Васильевой. - Москва «Просвещение»1986.
Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – Москва: «ГАРДАРИКИ», 2005.
Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Приложение 1
Уровень сформированности игровых навыков
Группа №2.
Дата наблюдения: 7.02.2009.
Возраст детей от 4 до 5 лет.
Ф.И. ребенка возраст Распределение ролей Основное содержание игры Ролевое поведение Игровые действия Испол. атрибутики Испол. Рол. речи Выполнение правил Аверина Таня 4 года 3 ур 2 ур 2 ур 2 ур 2 ур 2 ур 2 ур Васильева Юля 4 года 1 ур 2 ур 2 ур 1 ур 1 ур 1 ур 1 ур Давыдов Влад 5 лет 3 ур 3 ур 2 ур 3 ур 3 ур 2 ур 2 ур Демченко Вика 5 лет 2 ур 3 ур 2 ур 2 ур 2 ур 2 ур 3 ур Калиниченко Милена 4 года 2 ур 2 ур 1 ур 1 ур 1 ур 2 ур 2 ур Макаренко Дима 5 лет 3 ур 3 ур 3 ур 2 ур 2 ур 2 ур 2 ур Мезенцева Олеся 5 лет 3 ур 3 ур 3 ур 3 ур 3 ур 3 ур 2 ур Мельников Андрей 5 лет 3 ур 3 ур 3 ур 3 ур 3 ур 3 ур 2 ур Никитин Максим 4 года 2 ур 1 ур 2 ур 3 ур 3 ур 3 ур 3 ур Сокороткова Маша 4 года 2 ур 1 ур 2 ур 1 ур 1 ур 1 ур 2 ур
Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах. Том 1. Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П., Леонтьева А.А., Петровского А.В. – Москва: «Педагогика», 1983.
Петровский А.А. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Просвещение, 1979.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – Москва: «ГАРДАРИКИ», 2005.
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Проблемы развития психики. – Москва, 1981.
Тарасова Л.П. Детский сад. Книга для заведующих. - Москва: Просвещение, 1992.

Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.
Д. В. Менджерицкая. «Воспитателю о детской игре» Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»1982.
Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение», 1976.
Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. -М.: Академический проект, 2002.
Новоселова С.Л. «Игра дошкольника».- Москва: «Просвещение»1989.
Тверитина Е.Н., Баразкова А.С. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Под редакцией М. А. Васильевой. - Москва «Просвещение»1986.
Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003.












30

Библиографический список
1.Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.
2.Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
3.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах. Том 1. Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П., Леонтьева А.А., Петровского А.В. – Москва: «Педагогика», 1983.
4.Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Проблемы развития психики. – Москва, 1981
5.Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»1982.
6.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. -М.: Академический проект, 2002.
7.Новоселова С.Л. «Игра дошкольника».- Москва: «Просвещение»1989.
8.Петровский А.А. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Просвещение, 1979.
9. Тарасова Л.П. Детский сад. Книга для заведующих. - Москва: Просвещение, 1992.
10.Тверитина Е.Н., Баразкова А.С. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Под редакцией М. А. Васильевой. - Москва «Просвещение»1986.
11.Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
12.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – Москва: «ГАРДАРИКИ», 2005.
13.Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет психолого-педагогическая диагностика навыков игровой деятельности детей дошкольного возраста?

Психолого-педагогическая диагностика навыков игровой деятельности детей дошкольного возраста имеет большое значение в понимании и анализе развития ребенка. Она позволяет определить уровень игровых навыков, интересов, способностей и поведения ребенка, а также обнаружить возможные проблемы в его развитии. Эта диагностика помогает педагогам и психологам разработать индивидуальную программу обучения и развития для каждого ребенка.

Какие особенности навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста можно выделить?

У детей дошкольного возраста навыки игровой деятельности имеют свои особенности. Это, прежде всего, эмоциональное вовлечение в игру, активное использование фантазии и воображения, развитие моторики и координации движений, логическое мышление, умение взаимодействовать с другими детьми, а также развитие креативности и самостоятельности. Все эти навыки являются важными компонентами развития ребенка и формируются в процессе игровой деятельности.

Какие особенности имеет психолого-педагогическая диагностика навыков игровой деятельности?

Особенности психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности заключаются в использовании различных методик и инструментов для оценки игровых навыков ребенка. Эта диагностика требует наблюдения за игровой активностью ребенка, общения с ним, а также анализа его рисунков, конструкций и других игровых проявлений. Важно учесть, что каждый ребенок уникален и может иметь свои особенности в развитии игровых навыков, поэтому диагностика должна быть индивидуальной и адаптированной под каждого ребенка.

Какие методики используются для психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста?

Для психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности детей дошкольного возраста используются различные методики. Некоторые из них включают наблюдение за свободной игровой деятельностью, анализ рисунков и выполнение специальных заданий. Одной из методик является "Наблюдение за свободной игровой деятельностью", которая позволяет изучить предпочтения в выборе игрушек, способы взаимодействия с другими детьми, уровень развития моторики и речи, а также способность к творчеству и воображению.

Какие особенности навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста?

Навыки игровой деятельности у детей дошкольного возраста имеют несколько особенностей. Дети в этом возрасте активно взаимодействуют с окружающим миром через игру, которая является для них основным способом обучения и развития. Они строят предметные, ролевые и сюжетные игры, развивая тем самым свою фантазию, эмоциональную сферу, познавательные процессы, моторику и речь.

Какие особенности есть у психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста?

Психолого-педагогическая диагностика навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Во-первых, она должна быть основана на наблюдении за детьми в естественной среде игры. Во-вторых, она должна учитывать возрастные особенности развития детей, такие как развитие моторики, речи, познавательных процессов и эмоциональной сферы. И, наконец, она должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Какие особенности навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста?

Особенности навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста включают преимущественно восприятие мира через игру, формирование понимания ролевых моделей поведения, развитие воображения и творческого мышления.

В чем заключаются особенности психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности?

Особенности психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности заключаются в необходимости наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка, а также в использовании специальных методик для выявления уровня развития игровых навыков.

Какие методики используются для психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста?

Для психолого-педагогической диагностики навыков игровой деятельности у детей дошкольного возраста используются такие методики, как наблюдение за свободной игровой деятельностью, анализ рисунков, беседы с ребенком, использование специализированных тестовых заданий.

Что представляет собой наблюдение за свободной игровой деятельностью детей дошкольного возраста?

Наблюдение за свободной игровой деятельностью детей дошкольного возраста представляет собой непосредственное наблюдение за игрой ребенка без какого-либо воздействия или ограничения в его деятельности. Цель такого наблюдения - установить уровень развития игровых навыков и выявить особенности поведения ребенка в процессе игры.