Специфика методов музыкального воспитания дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 05.03.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Современные подходы к классификации методов в дидактике
1.2. Характеристика методов музыкального воспитания дошкольников
1.3. Особенности использования наглядных методов в художественном воспитании
2. Практическая часть
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Анализ результатов эксперимента
2.3. Выводы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

5. Рисунком показать (без слов) о чём эта музыка.
Детям дали прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыки смогли рассказать девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. После рассказа о картине педагог попросил нарисовать, о чем прослушанное произведение. С этим заданием справились восемь человек.
Задание №2
1. Прослушать музыку Г.Свиридова «Метель».
2. Мысленно нарисовать картину и проиграть на музыкальных инструментах.
3. Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
4. Уметь рассказать о картине которую мысленно нарисовал.
5. Рисунком показать (без слов) о чём эта музыка.
Детям дали прослушать музыку Г.Свиридов «Метель». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном инструменте, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. После рассказа о картине педагог попросил нарисовать, о чем прослушанное произведение. С этим заданием справились восемь человек.
Задание№3
1. Прослушать музыку Э.Григ "Шествие гномов".
2. Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах.
3. Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
4. Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
Детям дали прослушать музыку Э.Григ "Шествие гномов". Дети прослушали все музыку до конца, а Вова К., Настя Н., Даша К., Наташа Х., Валерия С., просили поставить прослушать еще раз. Музыка очень понравилась детям. Все задания выполняли с удовольствием, не смотря на то, что не которые задания вызывали у некоторых детей затруднение, а не которые отказывались выполнять задания. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению, , с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. После рассказа о картине педагог попросил нарисовать, о чем прослушанное произведение. С этим заданием справились шесть человек.
2.2. Анализ результатов эксперимента
Аня Е. 1. Музыку прослушала до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказалась определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Отказалась от выполнения задания (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. Рисунок нарисовать отказалась.
Лена Б. 1. Музыку прослушала до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказалась определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Отказалась от выполнения задания (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. Рисунок обеднен цветами и оттенками.
Даша К. 1. Музыку прослушала до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказалась определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, но с трудом смогла соотнести свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. Рисунок выполнила насыщенной цветовой гамме.
Вова К. 1. Музыку прослушал до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказался определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Смог выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. В рисунке использовал чистые цвета и мало оттенков.
Лёша Л. 1. Музыку прослушал до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказался определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Смог выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. Рисунок выполнил в насыщенной цветовой гамме.
Вова Л. 1. Музыку прослушал до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказался определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Смог выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, но с трудом смог соотнести свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. Рисунок нарисовать отказался.
Максим М. 1. Музыку прослушал до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказался определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Отказался от выполнения задания (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. Рисунок выполнил в богатой цветовой гамме.
Настя Н. 1. Музыку прослушала до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказалась определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. В рисунке использовала чистые цвета и мало оттенков.
Валерия С. 1. Музыку прослушала до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказалась определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. Рисунок выполнила в богатой цветовой гамме.
Наташа Х. 1. Музыку прослушала до конца. 2. Умеет узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку. 3. Отказалась определить музыкальный жанр (танец, пляска, полька, марш-песня). 4. Смогла выполнить задание (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения). 5. Рисунок выполнила в богатой цветовой гамме.
Критерии оценки выявленных способностей:
1. Уровень эмоционального отзыва на музыку.
Низкий: музыкальное произведение дослушать до конца не может, начинает проявлять неусидчивость, нетерпение.
Средний: музыку дослушивает до конца, в процессе прослушивания невнимателен, неусидчив, отвлекается.
Высокий: музыку дослушивает до конца, внимательно, просит повторить произведение.
2. Способность почувствовать настроение, переданное в музыке.
Низкий: ребенок отказался самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения.
Средний: ребенок смог самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, но с трудом смог соотнести свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения.
Высокий: ребенок полностью смог самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения.
3. Владение цветом в процессе отображения характера музыкального произведения.
Низкий: рисунок нарисовать отказался.
Средний: в рисунке использовал чистые цвета и мало оттенков.
Высокий: рисунок выполнил в богатой цветовой гамме.
4. Интерес к изобразительной деятельности и творчеству, выраженный в эмоциональном отклике детей.
Низкий: на музыкальные занятия ходит без всякого интереса, но притом любит танцевать, петь и играть на музыкальных инструментах не любит, рисовать отказывается.
Средний: на музыкальные занятия ходит без всякого интереса, но притом очень любит танцевать, но петь и играть на музыкальных инструментах не любит, рисует неохотно.
Высокий: на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, охотно рисует.
Оценочная таблица.
Список детей. Уровень эмоционального отзыва на музыку. Способность почувствовать настроение, переданное в музыке. Владение цветом в процессе отображения характера музыкального произведения. Интерес к изобразительной деятельности и творчеству, выраженный в эмоциональном отклике детей. Аня Е. Высокий Низкий Низкий Средний Лена Б. Высокий Низкий Низкий Низкий Даша К. Высокий Средний Высокий Высокий Вова К. Высокий Высокий Средний Средний Лёша Л. Высокий Низкий Высокий Высокий Вова Л. Высокий Средний Низкий Низкий Максим М. Высокий Низкий Высокий Высокий Настя Н. Высокий Высокий Средний Высокий Валерия С. Высокий Высокий Высокий Высокий Наташа Х. Высокий Высокий Высокий Высокий 2.3. Выводы
Как показывает выполненная работа, музыкальные и художественные способности у детей развиты неравномерно. Если ребенок может прочувствовать музыкальное произведение, то не всегда способен изобразить свое эмоциональное восприятие. Это говорит скорее о неравномерном созревании творческих способностей, чем об их отсутствии.
Анализируя результаты эксперимента, следует обратить внимание не то, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Однако возможности развития музыкальных способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Заключение
По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из внешнего предмета творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского Я.( Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990. Стр. 158.).
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.."
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом или рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания дошкольников - развитие творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.

Список литературы
Абдулин Э.Б. Музыка в начальных классах. М., 1985г.
Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. Москва. Просвещение 1990г.
Апраксина О.О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Москва: Просвещение. 1987г.
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. -Л: 1961г.
Введение в теорию художественной культуры Учебное пособие. СПб.: 1993г.
Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. 1982г. №11.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение. 1981г.
Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997г.
Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957г.
Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. - М., 1960г.
Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. Москва, Просвещение, 1989г.
Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992г. №№ 7,8.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981г.
Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990г.
Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. М., 1982г.
Телевич А.А. О воспитании чувств учащихся на уроках музыки. М.: 1968г.
Халабузарь П., Методика музыкального воспитания. - М., 1989г.
Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: 2001г.






























2

1.Абдулин Э.Б. Музыка в начальных классах. М., 1985г.
2.Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. Москва. Просвещение 1990г.
3.Апраксина О.О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Москва: Просвещение. 1987г.
4.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. -Л: 1961г.
5.Введение в теорию художественной культуры Учебное пособие. СПб.: 1993г.
6.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. 1982г. №11.
7.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение. 1981г.
8.Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997г.
9.Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957г.
10.Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. - М., 1960г.
11.Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. Москва, Просвещение, 1989г.
12.Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992г. №№ 7,8.
13.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981г.
14.Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990г.
15.Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. М., 1982г.
16.Телевич А.А. О воспитании чувств учащихся на уроках музыки. М.: 1968г.
17.Халабузарь П., Методика музыкального воспитания. - М., 1989г.
18.Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: 2001г.

Вопрос-ответ:

Какие существуют современные подходы к классификации методов в дидактике музыки?

Современные подходы к классификации методов в дидактике музыки можно разделить на две группы: классификация по содержанию и классификация по форме. По содержанию методы музыкального воспитания делятся на речевые, вокальные, инструментальные и комплексные. По форме методы музыкального воспитания разделяются на методы инсценировки, методы ролевых игр, методы народных игр и праздников, методы работы с аудио- и видеоматериалами, методы работы с графическими материалами и методы работы с печатными материалами.

Какие особенности использования наглядных методов в художественном воспитании музыкальных дошкольников?

Особенности использования наглядных методов в художественном воспитании музыкальных дошкольников заключаются в том, что наглядные материалы помогают визуализировать музыкальные понятия, развивают воображение и художественный вкус у детей, способствуют формированию музыкальной эрудиции. Наглядные методы включают использование различных видов иллюстраций, графических изображений, видеоматериалов, аудиоматериалов и других визуальных средств восприятия.

Каким образом проводится констатирующий эксперимент в исследовании?

Констатирующий эксперимент в исследовании проводится путем изучения и анализа существующих методов музыкального воспитания дошкольников. В ходе эксперимента собираются данные о применяемых методах, их эффективности, особенностях использования. Это позволяет получить общую картину о существующих подходах и определить их достоинства и недостатки.

Как проводится анализ результатов эксперимента в исследовании методов музыкального воспитания дошкольников?

Анализ результатов эксперимента в исследовании методов музыкального воспитания дошкольников проводится путем сопоставления полученных данных с заданными целями и гипотезами исследования. Результаты анализа помогают сделать выводы о эффективности применяемых методов, определить их преимущества и недостатки, а также выявить новые подходы и возможности для улучшения процесса музыкального воспитания в дошкольных учреждениях.

Какие подходы используются для классификации методов музыкального воспитания дошкольников?

Современные подходы к классификации методов в дидактике включают классификацию по уровню действия, классификацию по характеру деятельности и классификацию по формам воспитательных воздействий.

Каковы особенности использования наглядных методов в художественном воспитании дошкольников?

Использование наглядных методов в художественном воспитании дошкольников позволяет визуализировать музыкальные понятия и способствует более эффективному их усвоению. Этот метод активизирует внимание и воображение детей, помогает им лучше понять и воспринять музыку.

Какие выводы можно сделать на основе анализа результатов констатирующего эксперимента с методами музыкального воспитания дошкольников?

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что определенные методы музыкального воспитания дошкольников действительно способствуют развитию их музыкальных навыков и восприятия музыки. Это подтверждает важность использования разнообразных методов в музыкальном воспитании.

Какие методы были использованы в практической части эксперимента по музыкальному воспитанию дошкольников?

В практической части эксперимента были использованы различные методы музыкального воспитания, такие как игровой метод, репродуктивный метод, вариативный метод. Каждый из этих методов имеет свои особенности и подходит для развития определенных музыкальных навыков и умений у детей.

Какими способами можно показать детям без слов, о чем эта музыка?

Для показа детям без слов о чем эта музыка можно использовать различные рисунки или картинки, отображающие настроение или сюжет музыки. Также можно использовать движения и жесты, чтобы передать эмоции и атмосферу музыки. Важно создать ассоциации у детей, чтобы они могли лучше воспринять и понять музыку.

Какие существуют подходы к классификации методов музыкального воспитания дошкольников?

Существуют различные подходы к классификации методов музыкального воспитания дошкольников. Одним из них является классификация по виду исполнительской деятельности (вокальное, инструментальное, сольное, ансамблевое и др.). Другим подходом является классификация по форме работы (игровая, практическая, импровизационная, творческая и др.). Еще одним подходом является классификация по характеру деятельности (восприятие, воспроизведение, создание, анализ и др.).

Каковы особенности использования наглядных методов в художественном воспитании?

Особенностью использования наглядных методов в художественном воспитании дошкольников является активное использование визуальных материалов, таких как иллюстрации, репродукции картин, фотографии, видео и т.д. Это позволяет усилить восприятие и понимание художественных произведений, развить воображение и эмоциональность у детей. Наглядные методы также способствуют активному участию детей в процессе творчества и создания собственных художественных работ.

Какими результатами отличается констатирующий экспримент в исследовании методов музыкального воспитания дошкольников?

Констатирующий эксперимент в исследовании методов музыкального воспитания дошкольников позволяет оценить начальный уровень музыкальных навыков и способностей детей, выявить их предпочтения и особенности восприятия музыки. Результатами эксперимента могут быть данные о музыкальной активности детей, их эмоциональной реакции на разные стили и жанры музыки, умении слушать и различать звуки, ритм и мелодию.