Адаптация детей в дошкольном учреждении

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 27 27 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.02.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Основные психологические закономерности адаптационного процесса
1.1. Общие теоретические и методологические подходы к изучению адаптационного процесса
1.2. Психологические механизмы адаптации
Выводы по главе 1
Глава 2. Адаптация детей к дошкольному учреждению
2.1. Психологические трудности детей, начинающих посещать дошкольное образовательное учреждение
2.2. Факторы, влияющие на адаптированность к дошкольному учреждению
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д. [8, с.9]
2.2. Факторы, влияющие на адаптированность к дошкольному учреждению
На привыкание детей к детскому дошкольному учреждению влияют следующие факторы: [12, с.8-13]
1. Во-первых, от физического состояния ребёнка. Здоровый, физически развитый ребенок обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети хуже справляются с трудностями адаптационного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие - они часто болеют.
2. Второй фактор - привязанность к маме. Привязанность к матери - необходимое условие нормального психического развития ребёнка - способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, чувство безопасности, уверенности в себе, положительное самоощущение, инициативность, любознательность. Именно до 3-х лет ребенок нуждается в тесных эмоциональных отношения с мамой и близкими ему взрослыми людьми. После трех лет он начинает проявлять большую самостоятельность (в это время можно наблюдать у детей т.н. "кризис трех лет"). С данного возраста он уже больше нуждается в партнерских отношениях со взрослыми.
Если этого не происходит, и к ребенку продолжают относится как к маленькому, не поощряют его самостоятельность, чрезмерно опекают его, контролируют, тревожатся за него, то в результате такого неадекватного воспитания у малыша могут сложиться слишком тесные, симбиотические отношения с родителями, которые, естественно, будут препятствовать его адаптации к детскому саду.
Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В детском саду, где воспитатели не могут уделять ребёнку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребёнок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, причиной трудного привыкания к садику может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения - сотрудничество.
Психологи и педагоги выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к дошкольному учреждению, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятие, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
В тоже время, если ребенка слишком рано (до 6 месяцев) отдать в ясли, то, несмотря на то, что адаптация у него может пройти довольно легко и быстро, т.к. у него нет сформированной привязанности к матери, все это не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
3. Третий фактор - отношение ребёнка к ровесникам также оказывает большое влияние на течение адаптации. Дети, с трудом привыкающие к яслям и садику, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Поэтому нужно готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к детским занятиям и играм.
4. Четвертый фактор - неблагоприятное время: переезд на новое место, рождение брата или сестры, конфликты в семье, период после болезни - в это время лучше не отдавать ребенка в детский сад, так как перечисленные события могут усложнить адаптацию.
5. Пятый фактор - волнения родителей (особенно мамы) по поводу вынужденной разлуки с ребенком. Тревоги и беспокойство матери передаются малышу и могут усложнить адаптацию. Также отрицательно влияет заведомо негативное и предвзятое отношение мамы ребенка к воспитательнице.
В заключение данного параграфа отметим, что у каждого ребенка время, необходимое для адаптации к детскому саду - индивидуально. В среднем этот период занимает от 2 до 4 месяцев. Однако у некоторых детей период адаптации затягивается до 6 и более месяцев. Обычно в этот период дети чаще болеют вирусными инфекциями, изменяется аппетит, появляются жалобы на боли в животе, головные боли, нарушается сон. Чтобы ребенок был лучше подготовлен к такой перемене в своей жизни, рекомендуется гимнастика, закаливание, занятие спортом. Обязательно полноценное питание ребенка с дополнительным приемом поливитаминов и микроэлементов (йод, цинк, селен и др.), возможно использование адаптогенов. Немаловажно обратить внимание на психологический комфорт - доброжелательное отношение к ребенку, поддержка родных в этот сложный для него период [12, с.14].
Выводы по главе 2
После анализа литературы по проблеме адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению можно сделать следующие выводы:
1. Нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
2. Для эмоционально неразвитых детей адаптация происходит легко по сравнению с детьми, сильно привязанными к матери - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи и педагоги указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет адаптирован к дальнейшему посещению ДОУ.
3. Чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
4. Нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
5. Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
6. Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза - длится в среднем один месяц;
2) подострая фаза - длится 3—5 месяцев;
3) фаза компенсации.
7. На успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению влияют различные факторы:
физическое состояние;
привязанность к матери;
отношение ребёнка к ровесникам;
неблагоприятное время;
волнения родителей (особенно мамы) по поводу вынужденной разлуки с ребенком.
8. У каждого ребенка время, необходимое для адаптации к детскому саду - индивидуально. В среднем этот период занимает от 2 до 4 месяцев. Однако у некоторых детей период адаптации затягивается до 6 и более месяцев. Обычно в этот период дети чаще болеют вирусными инфекциями, изменяется аппетит, появляются жалобы на боли в животе, головные боли, нарушается сон.
9. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.
Заключение
В заключение данного исследования отметим, что переход ребенка от семейного воспитания к воспитанию в дошкольном образовательном учреждении выдвигает специфические, проблемы, которые требуют особого внимания со стороны родителей, воспитателей и психолога. Изменившиеся условия жизни предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, к степени сформированности у него определенных социальных качеств, способности к саморегуляции и т. п.
О сложности и важности периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям среды детского сада, свидетельствуют различные психолого-педагогические и медицинские исследования Б.Г. Ананьева, Г.М.Андрееева, В.К.Бальсевич, М.Р.Битянова, М.М.Врублевской, Л.Л.Головина, Ю.А.Копылов, Л.В.Корель, Л.И.Лубышева, Н.Ю.Синягина, Н.А. Фомин и др.
В своем исследовании мы рассмотрели проблему адаптации детей к дошкольному учреждению.
Решили все выдвинутые задачи:
1. Проанализировали общие теоретические и методологические подходы к изучению адаптационного процесса.
2. Раскрыли психологические механизмы адаптации.
3. Проанализировали психологические трудности детей, начинающих посещать дошкольное образовательное учреждение.
4. Остановились на факторах, влияющих на адаптированность к дошкольному учреждению
И подтвердили выдвинутую гипотезу исследования - успешность адаптации к дошкольному образовательному учреждению будет зависеть от различных факторов.

Список литературы
Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 2002. N 1.- С. 92-100.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПБ., 2004. - 270 с.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад – М.: 1983. – 194 с.
Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1999. - 164 с.
Воложин А.И., Субботин Ю.К., Колесов В.Д. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. - М., 2006. - 176 с.
Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 1994.- N 8-9.- С. 3-16.
Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 1996.- 120 с.
Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание, 1998 № 4. – с. 2-9
Каплан В.В. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. // Дошкольное воспитание 1987 № 5. – с. 13-17
Остроухова А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? // Обруч. 2000 № 3. – с. 24-31
Соловьёва Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание 1993 № 8. – с. 18-24
Черток Т.Я. Проблемы адаптации детей к посещению детского сада // Дошкольное воспитание 1995 №2. – с. 8-15











24

Список литературы
1.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 2002. N 1.- С. 92-100.
2.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПБ., 2004. - 270 с.
3.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад – М.: 1983. – 194 с.
4.Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1999. - 164 с.
5.Воложин А.И., Субботин Ю.К., Колесов В.Д. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. - М., 2006. - 176 с.
6.Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 1994.- N 8-9.- С. 3-16.
7.Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 1996.- 120 с.
8.Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание, 1998 № 4. – с. 2-9
9.Каплан В.В. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. // Дошкольное воспитание 1987 № 5. – с. 13-17
10.Остроухова А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? // Обруч. 2000 № 3. – с. 24-31
11.Соловьёва Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание 1993 № 8. – с. 18-24
12.Черток Т.Я. Проблемы адаптации детей к посещению детского сада // Дошкольное воспитание 1995 №2. – с. 8-15

Вопрос-ответ:

Какие основные психологические закономерности адаптационного процесса рассматриваются в главе 1 статьи?

Основными психологическими закономерностями адаптационного процесса, рассматриваемыми в главе 1 статьи, являются общие теоретические и методологические подходы к изучению адаптационного процесса и психологические механизмы адаптации.

Какие психологические трудности могут возникать у детей, начинающих посещать дошкольное учреждение, по результатам изучения главы 2 статьи?

Психологические трудности, которые могут возникать у детей, начинающих посещать дошкольное учреждение, включают в себя адаптационные трудности, эмоциональные и поведенческие трудности, а также трудности в формировании социальных навыков.

Какие факторы влияют на адаптированность детей к дошкольному учреждению, согласно выводам главы 2 статьи?

Факторы, влияющие на адаптированность детей к дошкольному учреждению, включают в себя качество взаимодействия с воспитателями, семейную поддержку, уровень развития ребенка, адекватность программ образования и другие социально-психологические факторы.

Что рассматривается в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматривается общие теоретические и методологические подходы к изучению адаптационного процесса и психологические механизмы адаптации у детей в дошкольном учреждении.

Какие выводы можно сделать по главе 2 статьи?

По главе 2 статьи можно сделать выводы о психологических трудностях детей, начинающих посещать дошкольное учреждение, и факторах, влияющих на их адаптированность к данному учреждению.

Какие основные психологические закономерности определяют адаптационный процесс детей в дошкольном учреждении?

Основными психологическими закономерностями адаптационного процесса детей в дошкольном учреждении являются установление контакта с окружающими взрослыми и сверстниками, формирование эмоционально-личностной сферы, выработка поведенческих норм и освоение учебного процесса.

Какие теоретические и методологические подходы используются для изучения адаптационного процесса детей в дошкольном учреждении?

Для изучения адаптационного процесса детей в дошкольном учреждении используются различные теории и методологические подходы, такие как психологическая теория развития, социально-психологический подход, системный подход, психологическая диагностика и другие.

Какие психологические механизмы отвечают за адаптацию детей в дошкольном учреждении?

Адаптацию детей в дошкольном учреждении обеспечивают такие психологические механизмы как интеграция, аккомодация, ассимиляция, самоорганизация, саморегуляция и другие психологические процессы, которые позволяют ребенку адаптироваться к новым условиям и требованиям.