Основные понятия теории управления
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 20.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1 Управление как система
1.1 Системный подход в управлении
1.2 Системные составляющие процесса управления
1.3 Менеджмент как тип управления
Глава 2 Технологический процесс управления
2.1 Управленческие операции
2.2 Принципиальная схема системы управления
Заключение
Список литературы
Этими компонентами могут быть руководитель и подчинённый, диспетчер и заводские цехи, человеческий мозг и управляемые им органы, водитель и автомобиль, хозяйка и электропечь и т.д. Главная особенность процесса управления заключается в единстве и взаимосвязи его элементов, что невозможно без обратной связи. Система управления включает три подсистемы: управляющую систему, объект управления и систему связи (рисунок 4).
Рисунок 4 – Принципиальная схема системы управления
Информация о состоянии объекта управления по цепи обратной связи поступает в орган сравнения (ОС) системы, который может внести нужные корректировки в процесс управления.
Различают системы: технические (нефте-, газопроводы, компьютерная сеть, энергосистемы, технологический процесс и т.д.), социально-экономические (организации, фирмы, предприятия, отрасли и т.п.) и организационные, главным компонентом которых является человек, который представляет собой довольно сложную и активную систему, далеко не всегда предсказуемую.
Для автоматизации управления и его оптимизации (улучшения) необходимо применение формализованных моделей, однако чрезвычайно трудно создать модель организационной системы, а иногда это просто невозможно. При этом в организационных системах именно человек принимает управляющие решения, поэтому особенно значительна необходимость в формализации его действий. Организационные системы постоянно развиваются, это развитие связано с появлением новых потребностей, с постоянным изменением внутренних и внешних условий, что требует также изменений связей между элементами и в целом всей системы. Можно утверждать, что главной задачей организационной системы является постоянное управление системой взаимосвязанных объектов с динамической структурой.
Для упрощения изучения и совершенствования систем производится их декомпозиция, то есть разбиение на группы элементов, называемых подсистемами и объединённых по определённому признаку.
Если человек осуществляет процесс управления (оператор, диспетчер, руководитель), то эта система именуется неавтоматической (рисунок 5), то есть ручной – без применения технических средств или автоматизированной – с применением технических средств. Воздействие на объект управления здесь может производится разными способами: механическим или электрическим (изменение величины тока, напряжения или частоты переменного тока, комбинация электрических импульсов и т. д.), по коммуникационному устройству – телефону или с помощью другого устройства связи, если управляемый объект имеет исполнителей. Все эти средства передачи сигналов управления образуют цепь управления объектом.
Рисунок 5 – Схема неавтоматического управления объектом
Для эффективного управления объектом управляющий должен иметь информацию о его состоянии посредством технических средств или исполнителей. Информация поступает руководителю по каналу обратной связи, оценивается, анализируется и сравнивается с требуемым режимом работы, и при необходимости на объект управления посылаются управляющие воздействия. Снова подчеркну, что объектом управления служит не только техническое средство, технологический процесс, но и сверхсложные управляемые системы: коллектив, человек. В этом случае управление нередко сильно затруднено и требует значительного опыта, знаний и искусства, поскольку реакции управляемой системы управляющие воздействия часто неадекватны, непредсказуемы и оригинальны.
В автоматических системах управления технологический процесс осуществляется без непосредственного участия человека (рисунок 6). Здесь функции человека осуществляет регулятор, принимающий на основании полученной информации решение на основе типовых алгоритмов, «эта антропоморфная, «человекоподобная» терминология прочно укрепилась в науке и технике, хотя, естественно, регулятор не «думает» и не «принимает решений».
Рисунок 6 – Схема автоматического управления объектом
В роли одного из самых совершенных регуляторов выступает компьютер с его невероятным быстродействием и огромной памятью. Решения, принимаемые компьютером на основе программ, абсолютно объективны.
Постоянно расширяются области применения автоматизированных систем (человеко-машинных), они постепенно затрагивают всё новые сферы деятельности человека, производят управление особо сложными технологическими процессами, контролируют и управляют системами жизнеобеспечения. Автоматизированные системы незаменимы при управлении быстро протекающими во времени или опасными для жизни человека технологическими процессами. Можно сравнить автоматизированную систему управления с системой управления, действующей в живом организме. Функции регулятора выполняет центральная нервная система (спинной и головной мозг), она связана с органами, являющимися объектами управления, через двигательные нервы, (рисунок 7).
Рисунок 7 – Схема управления органами живого организма
Анализируя приведённые схемы управления, можно сделать вывод о том, что структурно они весьма схожи и что идентичными являются функций аналогичных элементов различных систем управления. Во всех рассмотренных системах, где функции управляющей системы выполняет человек, регулятор или процессор, существует замкнутый контур управления, по которому циркулирует информация, – канал обратной связи. Информация по каналам связи передаётся различными способами: механическим, пневматическим, электрическим или с помощью нервных коммуникаций в живых организмах. Это подобие процессов управления и регулирования в машинах, живых организмах и обществе уже давно замечено учёными различных областей знаний, ими изучается, и прогнозируется выход на новые рубежи знания.
Таким образом, управление производством, как и управление коллективом, является процессом, характеризующимся совокупностью операций и методов воздействия управляющей подсистемы на управляемую. При этом наука управления позволяет систематизировать, анализировать управленческий процесс и разрабатывать рекомендации по его оптимизации.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы. Понятие «управление» имеет широкое значение, так как используется не только для условий рынка, но и в управлении некоммерческими предприятиями, коллективами людей, техническими устройствами, разнообразными процессами и явлениями и т.д. Научные основы управления составляет система научных знаний, которая является теоретической базой практики управления.
Теория управления имеет свой, присущий только ей предмет исследований – закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приёмы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.
Главным фактором современной методологии управления является системный подход к управлению и в управлении, представленный системой принципов, в соответствии с которыми строится вся деятельность любой организации.
Совокупность цели, средств управления, объекта с учётом возмущающих воздействий образует систему управления. Причём цель и средства управления образуют управляющую систему, а объект управления с учётом возмущающих воздействий – управляемую систему. Система управления создаётся для достижения поставленной цели управления. При этом предусматривается рациональное использование имеющихся ресурсов. Для успешного достижения цели управления необходимо изучить совокупность возмущающих воздействий. Более того, необходимо опираться на систему, состоящую из внешних и внутренних возмущающих воздействий.
Процесс управления в любой организации осуществляется исключительно через формирование и реализацию управленческих решений. Но эффективная, конкурентоспособная, оперативная деятельность менеджера, как специалиста в области управления, в современных условиях невозможна без её информатизации, автоматизации и без обязательной оценки «человеческого фактора».
Процесс управления как автоматический, так и автоматизированный, базируется на информации, включая сведения о коллективах людей, об окружающей среде организации, о её внутреннем состоянии, о состоянии технологического процесса, технических средств, о результатах производственных измерений и т.д. На её основе принимаются решения и в технических системах, и в системах менеджмента, поскольку управляющий процесс является информационным процессом выработки и нанесения управляющих воздействий на объект управления.
Список литературы
Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.
Веснин В.Р. Основы менеджмента. – 4-изд., перераб. и доп. – М.: Элит, 2004. – 560.
Гусева Е.П. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Изд. МЭСИ, 2007. – 298 с.
Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА , 2001. – 528 с.
Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Дека, 2000. – 386 с.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2004. – 648 с.
Миронов С.В., Пищухин А.М. Метасистемный подход в управлении: Монография. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 338 с.
Мыльник В.В. и др. Исследование систем управления: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект. – 2003. – 352 с.
Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.
Миронов С.В., Пищухин А.М. Указ. соч. – С. 5.
Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2004. – 648 с. – С. 23.
Миронов С.В., Пищухин А.М. Метасистемный подход в управлении: Монография. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 338 с. – С. 7.
Мыльник В.В. и др. Исследование систем управления: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект. – 2003. – 352 с. – С. 25.
Миронов С.В., Пищухин А.М. Указ. соч. – С. 9.
Веснин В.Р. Основы менеджмента. – 4-изд., перераб. и доп. – М.: Элит, 2004. – 560. – С. 10.
Гусева Е.П. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Изд. МЭСИ, 2007. – 298 с. – С. 14.
Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с. – С. 14.
Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Дека, 2000. – 386 с. – С. 27.
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА , 2001. – 528 с. – С. 31.
Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с. – С. 10.
Кнорринг В.И. Указ. соч. – С. 32.
Кнорринг В.И. Указ. соч. – С. 33.
Кнорринг В.И. Указ. соч. – С. 35.
3
6
5
4
3
2
1
5
3
1
6
4
2
2
1
6
5
3
4
1.Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.
2.Веснин В.Р. Основы менеджмента. – 4-изд., перераб. и доп. – М.: Элит, 2004. – 560.
3.Гусева Е.П. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Изд. МЭСИ, 2007. – 298 с.
4.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.
5.Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА , 2001. – 528 с.
6.Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Дека, 2000. – 386 с.
7.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2004. – 648 с.
8.Миронов С.В., Пищухин А.М. Метасистемный подход в управлении: Монография. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 338 с.
9.Мыльник В.В. и др. Исследование систем управления: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект. – 2003. – 352 с.
10. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.
Вопрос-ответ:
Что такое основные понятия теории управления?
Основные понятия теории управления включают в себя системный подход, системные составляющие процесса управления и менеджмент как тип управления.
Что такое системный подход в управлении?
Системный подход в управлении - это методология, которая рассматривает систему управления как составную часть более общей системы. Он предполагает анализ взаимосвязей и взаимодействий между компонентами системы управления.
Какие составляющие включает системный подход в управлении?
Системный подход в управлении включает руководителя и подчиненных, диспетчера и заводские цехи, человеческий мозг и управляемые им органы, водителя и автомобиль, хозяйку и электропечь и т.д.
Что такое менеджмент как тип управления?
Менеджмент - это один из типов управления, который осуществляется через координацию и контроль деятельности сотрудников, с целью достижения поставленных организацией целей. Он включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль деятельности.
Что такое технологический процесс управления?
Технологический процесс управления - это последовательность управленческих операций, которые выполняются для достижения поставленных целей. Он включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности управленческого персонала.
Что такое системный подход в управлении?
Системный подход в управлении - это подход, при котором организация рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных компонентов. Этот подход предполагает анализ взаимодействия компонентов системы, а также учет влияния внешней среды на работу организации.
Какие есть системные составляющие процесса управления?
Системные составляющие процесса управления включают в себя руководителя, подчиненных, диспетчера, цехи и другие подразделения организации. Также можно рассматривать системные составляющие через примеры, такие как человеческий мозг и управляемые им органы, водитель и автомобиль или хозяйка и электропечь.
Что такое технологический процесс управления?
Технологический процесс управления - это последовательность операций, которые осуществляются в рамках управления для достижения поставленных целей. Эти операции могут включать в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль.