Государственное регулирование цен: российский и мировой опыт.
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 15.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен
1.1. Функции цен в рыночной экономике
1.2. Роль и значение государственного регулирования цен
1.3. Методы прямого и косвенного воздействия государства на цены
2. Оценка опыта государственного регулирования цен на продукцию сельского хозяйства стран с развитой экономикой
Заключение
Список использованных источников
Так, в Финляндии используются три вида цен: целевые, дотационные, дополнительные. Ежегодно Министерство сельского и лесного хозяйства определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года эти цены можно корректировать с учетом темпов инфляции. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная на основе себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, т.е. с лучшими условиями производства, а в районах с худшими условиями предусмотрены дотации.
Дотационные цены устанавливают так же, как и гарантированные, но на экспортируемую сельскохозяйственную продукцию. Дополнительные цены предусмотрены на сельскохозяйственную продукцию, произведенную сверх установленных государственных квот, и варьируются в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в том или ином районе страны. Они, как правило, ниже целевых цен.
Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в странах ЕС - уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. В целом по странам ЕС на долю поддержки аграрного сектора со стороны государства в 2008 году приходилось 65% объема валового внутреннего продукта (ВВП) сельского хозяйства (табл. 1).
Таблица 1
Бюджетная поддержка сельского хозяйства в странах ЕС и в России
Показатели Страны ЕС Россия 1986-1988гг. 2008г. 1986-1988гг. 2008г. Бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: % от стоимости сельхозпродукции 41 34 110 5,4 % от общей бюджетной поддержки 13,2 17,7 2,8 2,9 Бюджетная поддержка аграрного сектора в % к ВВП сельского хозяйства - 65 - 12 Номинальный коэффициент защиты: производителя 1,57 1,31 5 1,01 потребителя 1,5 1,31 3 1,05
В области государственного регулирования аграрной сферы, по мнению автора, большой интерес представляет также изучение и обобщение государственных программ, используемых в США. Так, по данным Министерства сельского хозяйства США, в 2008 году 1/3 всех сельскохозяйственных предприятий страны получили государственные выплаты в той или иной форме.
В США весьма успешно функционируют программы страхования в сельском хозяйстве. Высокая эффективность и разнообразные программы страхования (более 20) стимулируют к активному участию в них фермеров. Например, если в 1997 г. американскими фермерами было застраховано только 73,8 млн. га посевов, то в 2008г. – 88,9 млн. га, что составляет более 62 % от всей посевной площади .
Среди наиболее популярных страховых программ автор выделяет и подробно анализирует программы: «Многократное страхование урожая», «Страхование катастрофических рисков», «Страхование доходов» и др.
В США существует целостная система государственных программ по регулированию цен и поддержке доходов в сельском хозяйстве, среди которых автор выделяет программы: прямых платежей производителям, антициклических платежей, займы рыночной помощи, займы недостающих платежей, ценовой поддержки молочного сектора, консервации земель и т.д.
Помимо вышеназванных государственных программ существует и множество других, более мелких программ, как правило, кратковременного действия. Эти программы вводятся государством на 1-2 года в зависимости от оперативной обстановки, связанной с урожайностью сельскохозяйственных культур, рыночной конъюнктурой, природными катаклизмами и т.д. В этой связи весьма наглядным примером может служить изучение опыта регулирования производства сахарной свеклы в США.
Государственная политика США в области поддержки производителей сахара представляет собой комплексную систему, образованную на базе трех основных направлений регулирования: займы гарантированных цен; распределение рынка; тарифные квоты на импорт.
Текущая стратегия поведения правительства США поддерживает внутренний уровень цен на сахар выше мировых и направлена на защиту собственного сахарного сектора. В течение 2008 года внутренняя цена фьючерсного контракта в среднем была в 2 раза выше по сравнению с мировым уровнем. Из-за различия в ценах производители платят за сахар больше, чем если бы они закупали импортный сахар. За последние 15 лет производящие предприятия переплачивают за сахар ежегодно примерно 400 млн. долл.
Несмотря на программы ценовой поддержки производителей, США никогда не могли обеспечить достаточного количества сахара для удовлетворения национальной потребности и продолжают быть страной – импортером. Тем не менее, существующая система ценового регулирования внутреннего рынка является весьма эффективной. До начала 1980-х годов внутренние производители покрывали 55 % сахарного рынка США. В течение последующих 25 лет эта доля росла, заручаясь поддержкой программ, обеспечивающих гарантированные цены на сахар. В 2008 финансовом году американские производители обеспечили 86 % потребности в сахаре, соответственно импорт составил 14 %.
В среднем за 1995 – 2008гг. правительством США было осуществлено прямых выплат на поддержку цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере около 15 млрд. долл. в год.
Еще одним важным показателем степени государственной поддержки производства той или иной культуры, на наш взгляд, является доля государственных выплат в стоимости произведенной продукции. Значения данного показателя для отдельных сельскохозяйственных культур представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Доля государственных выплат в стоимости валовой продукции по культурам за 2002-2008гг. в США
Таким образом, в странах с развитой экономикой сложились многоканальные системы поддержки сельского хозяйства. Аграрная политика большинства стран направлена на гарантированную максимальную обеспеченность государства продовольствием и продуктами питания; на поддержку стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве; достижение определенного минимального уровня доходности отрасли, создающего его привлекательность для инвестиций; ограничение избыточного производства; защиту внутреннего рынка; гарантии конкурентоспособного участия отечественных производителей в международном разделении труда и т.п.
Заключение
Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены выступают одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкивается множество интересов различных слоев населения.
Воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.
Для этого необходимо задействовать механизм ценовой конкуренции нашей продукции и аналогичной продукции западного рынка. Это позволит, с одной стороны, реально оценить возможности нашего экспортного потенциала, а с другой, – даст возможность ориентироваться на систему естественных ограничений для роста цен на отечественную продукцию.
Основная цель введения механизма ценовой конкуренции - сравнительно быстрое накапливание инвестиционных ресурсов (за счет реализации топливно-сырьевых ресурсов по мировым ценам), ликвидация монополистов в области ценообразования посредством введения минимальных цен, развитие отечественных перспективных производств (при обязательной поддержке их протекционистскими мерами). Главным условием проведения новой ценовой политики является обязательная синхронизация с ней мер по переходу к новой системе налогов.
Список использованных источников
Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - № 4-5. - С.274-287.
Грачев Р.В. Роль государства в регулировании цен / Грачев Р.В., Бордукова Е.М. // Аспирант и соискатель. - 2005. - № 3. - С.11-17.
Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. – 328 с.
Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004.- №4.- С. 32-50.
Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
Фунтикова А. А. Интервенционный механизм государственного регулирования цен в аграрной сфере /А. А. Фунтикова, О. И. Ходунова // Вестник Тамбовского государственного университета: - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. - № 3. - С. 37-41.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.
Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.-3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.
Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. – 328 с.
Грачев Р.В. Роль государства в регулировании цен / Грачев Р.В., Бордукова Е.М. // Аспирант и соискатель. - 2005. - № 3. - С.11-17.
Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - N 4-5. - С.274-287.
Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004.- №4.- С. 32-50.
Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.-3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с
Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004.- №4.- С. 32-50.
Фунтикова А. А. Интервенционный механизм государственного регулирования цен в аграрной сфере /А. А. Фунтикова, О. И. Ходунова // Вестник Тамбовского государственного университета: - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. - № 3. - С. 37-41.
26
1.Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - № 4-5. - С.274-287.
2.Грачев Р.В. Роль государства в регулировании цен / Грачев Р.В., Бордукова Е.М. // Аспирант и соискатель. - 2005. - № 3. - С.11-17.
3.Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. – 328 с.
4.Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004.- №4.- С. 32-50.
5.Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
6.Фунтикова А. А. Интервенционный механизм государственного регулирования цен в аграрной сфере /А. А. Фунтикова, О. И. Ходунова // Вестник Тамбовского государственного университета: - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. - № 3. - С. 37-41.
7. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
8.Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.
9.Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.-3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с
10.www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
Вопрос-ответ:
Зачем нужно государственное регулирование цен?
Государственное регулирование цен необходимо для поддержания стабильности экономики, защиты потребителей от недобросовестных продавцов, регулирования инфляции и обеспечения социальной справедливости.
Какие функции выполняют цены в рыночной экономике?
Цены выполняют несколько функций в рыночной экономике. Они служат сигналом для производителей и потребителей о предпочтениях и потребностях на рынке. Также они определяют стоимость товаров и услуг, а также распределяют ресурсы между разными секторами экономики.
Как государство может влиять на цены?
Государство может использовать прямые и косвенные методы воздействия на цены. Прямые методы включают установление максимальных или минимальных цен на определенные товары или услуги. Косвенные методы могут включать налоги, субсидии, регулирование конкуренции и другие экономические инструменты.
Какие методы государственного регулирования цен используются в Финляндии?
В Финляндии используются три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Целевые цены устанавливаются для достижения определенных целей, таких как сохранение рабочих мест или снижение выбросов загрязняющих веществ. Дотационные цены используются для поддержки определенных отраслей экономики, например, сельского хозяйства. Дополнительные цены могут быть введены для ограничения потребления определенных товаров или услуг.
Какова роль и значение государственного регулирования цен?
Государственное регулирование цен играет важную роль в экономике. Оно помогает предотвратить монополизацию рынка, защитить потребителей от недобросовестных продавцов, стабилизировать цены и инфляцию, а также создать условия для справедливой конкуренции и социальной справедливости.
Каковы функции цен в рыночной экономике?
Цены выполняют несколько функций в рыночной экономике. Они служат сигналом для производителей и потребителей о предпочтениях и ресурсах. Цены также регулируют спрос и предложение, помогая балансировать рынок. Они также являются мерой стоимости товаров и услуг, а также способом распределения доходов.
Какова роль и значение государственного регулирования цен?
Государственное регулирование цен имеет несколько ролей и значений. Во-первых, оно может быть использовано для защиты прав потребителей, предотвращения монополистических практик и обеспечения справедливой конкуренции. Во-вторых, государственное регулирование цен может быть использовано для стимулирования или ограничения производства определенных товаров или услуг, в зависимости от национальных интересов. Наконец, оно может использоваться для борьбы с инфляцией и поддержания стабильности экономики.
Какое воздействие на цены может осуществлять государство?
Государство может осуществлять прямое и косвенное воздействие на цены. Прямое воздействие включает установление правительственных ценовых регуляций, контроль над ценами и штрафы за нарушение указанных цен. Косвенное воздействие может быть осуществлено путем изменения налоговой политики, тарифов, субсидий или других финансовых инструментов, которые могут повлиять на стоимость производства и цены товаров и услуг.
Какая практика государственного регулирования цен на продукцию сельского хозяйства применяется в странах с развитой экономикой?
В странах с развитой экономикой применяются различные методы государственного регулирования цен на продукцию сельского хозяйства. Один из таких методов - целевые дотации, которые предоставляются фермерам для компенсации расходов на производство. Также применяются ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции, чтобы защитить отечественные производителей.
Каковы основные функции цен в рыночной экономике?
Цены выполняют несколько функций в рыночной экономике. Во-первых, цены указывают на степень редкости и желательности товаров и услуг. Они позволяют определить их рыночную ценность. Во-вторых, цены служат сигналами для производителей о том, какие товары и услуги нужны на рынке и в каких количествах. В-третьих, цены помогают в распределении ресурсов, поскольку с высокими ценами на товары производство этих товаров становится более выгодным. И, наконец, цены выполняют функцию распределения доходов, так как разные люди могут иметь разные возможности купить товары и услуги в зависимости от своего дохода.