Использование ходожественной литературы в процессе формирования представлений о культуре людей разных национальностей у детей дошкольного возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 01.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Формирование представлений о культуре других национальностей посредством художественной литературы
1.1. Проблема формирования представлений о культуре людей других национальностей в педагогике
1.2.Художественная литература как средство воспитания дошкольника
2. Практическое исследование по проблеме использования художественной литературы для формирования представлений о культуре людей разных национальностей у дошкольников.
2.1. Изучение сформированности представлений о культуре людей других национальностей у дошкольников.
2. 2. Программа по формированию представлений о культуре людей других национальностей с использованием средств художественной литературы
Заключение
Список литературы
Приложение
— Покупай.
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков.
Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
4. Несмотря на то, что в Татарстане говорят на другом языке, дети играют в другие игры и читают другие сказки, между нами очень много общего. Некоторые слова перешли из татарского языка в русский: базар, бакалея, балаган, деньги. Самые значимые события в татарской семье - это свадьба и рождение ребенка. Родители также любят своих детей и хотят, чтобы они выросли хорошими людьми. Об этом в татарском стихотворении:
Кто поработал – едой себя тешит, кто не работал – затылок чешет.
Только трудом держится дом.
Поработай с душой – станут любоваться,
Поработай без души – станут насмехаться.
У лентяя подол горит, а он греется, лежит.
Покажи себя в работе – будешь в почёте.
У доброго джигита всякое дело в руках горит.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
5. Татарская национальная игра «Минлебай».
Дети встают в круг. Одного ребенка выбирают на роль Минлебая. Он встаёт в середину круга. Минлебай говорит и показывает движения, дети повторяют за ним.
«Водим - водим хоровод,
В середине - Минлебай.
Повторяем за тобой
Все движения подряд».
С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.
6. У татарских детей другие имена. Например, Азим - означает «Великий», Алан – «Добродушный», Айгуль – «Лунный цветок», Динара – «Драгоценная». Но во многом татарские дети похожи на русских, например как в этом шутливом стихотворении:
Стихотворение Ш. Галиева «Поединок с ботинком».
Ко мне братишка привязывается.
Шнурок у него не завязывается.
Шнурок на ботинке завязываю, завязываю и показываю,
Показываю и рассказываю, рассказываю, как завязываю,
Завязываю и развязываю, развязываю и завязываю…
И я научился не сразу ведь завязывать и развязывать…
7. Так же, как и другие народы, татары пытались объяснить разные явления природы. У татар есть красивая сказка о том, как девушка стала звездой.
Сказка «Звездочка Зухра».
8. Итоговое обсуждение: что вы узнали о татарах? Что общего в культуре русского и татарского народов?
Занятие 2. « Знакомство с армянской культурой».
1. У подножия горы Арарат раскинулась красивейшая страна Армения. Армения - горная страна с богатейшими запасами полезных ископаемых. В Армении часто бывают землетрясения.
2. Отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян
Скажут: - Армения! - вспомнятся горы,
Выси крутые в вечном снегу,
Реки промчатся вдруг перед взором,
камни, ворочая на бегу…
3. Армянская игра «Пастух». Из числа играющих детей выбираются пастух и волк, остальные — овцы. Чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются пастух и овцы, по другую сторону сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, не отдам!». Услышав «не отдам», волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.
Правила игры. Волк переходит линию только после слов «не отдам». Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.
4. В Армении говорят и пишут на армянском языке. Например, армянское имя Карина переводится как «Радующаяся», Наира – «Свободная», Саманян – «Добрый». Столица Армении - город Ереван. Ереван один из древнейших городов мира. Раньше это была крепость.
5. Игра «Крепость». Игроки делятся на две команды. Жеребьевкой определяют, какая из команд будет нападать, а какая будет защищать крепость. В центре поля кладут доску (камень) — это и есть крепость.
По сигналу защитники окружают крепость на расстоянии 2—3 м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость считается завоеванной, если кто-нибудь из игроков наступит ногой на доску и не будет пойман защитником.
Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и заговаривают с ними, стараясь их отвлечь. Когда нападающие сжимают кольцо защиты, представители последней стремятся поймать их. В такой момент нападающие прорываются в крепость по прямой линии, и тогда защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры.
Нападающий, прорвавший цепь защитников, но не успевший поставить ногу на доску до того, как его поймают, тоже выходит из игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но никто очко не получает. Выигрывает команда, набравшая пять очков.
6. В Армении теплое лето и холодная зима. Людям приходится трудиться и копить продукты к зиме. Дороже земли у армянина нет ничего. Работать на земле любят даже те, кто живет в городе. Земля для армянина является не только кормильцем, но и опорой, и защитой.
7. Стихотворение О. Туманяна «Бусы».
Весна к нам с тучкою пришла,
А тучка дождик принесла.
Возьму я дождик, полю дам,
А поле мне пшеницу даст.
Пшеницу мельнице я дам,
А мельница муку мне даст.
Тогда муку я тазу дам,
А медный таз мне тесто даст.
Тониру* тесто я подам,
Горячий хлеб тонир мне даст.
Возьму я хлеб, цыганке дам,
А мне цыганка бусы даст!
Своей нани** я бусы дам –
Она бранить меня начнет
И вон прогонит от ворот…
* Тонир – армянская печь
** Нани – бабушка.
Обсуждение стихотворения: что нужно сделать, чтобы получить хлеб?
8. Армянская кухня – очень вкусная, включает в себя много зелени, сыры, овощи, мясо, лаваш. Все народы любят своих детей. Но армянин любит не просто как своего ребенка, а как продолжателя рода, защитника родины. Ребенок — это богатство всей нации, символ веры в продолжение жизни всего рода. В Армении принято проявлять гостеприимство и радушие. Взрослые пользуются особым почетом и уважением. Детей учат быть вежливыми.
9. Стихотворение «Каждое утро».
«Каждое утро встречай,
«Доброе утро!» промолвив.
Встретившись в полдень с любым,
«Доброго дня!» пожелай.
После вечерней зари
«Вечером добрым!» порадуй,
И собираясь ко сну,
«Ночи вам доброй!» скажи.
Обсуждение: что нужно говорить, здороваясь утром, днем и вечером.
10. Подведение итогов: что вы узнали о культуре Армении?
Заключение
Воспитание у детей культуры межнационального общения – это процесс формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития в нем национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей. Общественные деятели, педагоги, ученые считают, что кровавые межнациональные конфликты можно предотвратить, если мы будем искать в образовании пути сближения культур разных народов. Они отмечают, что умению вести “диалог культур”, овладению “культурой межнационального общения” можно и нужно обучать с детства (Суслова Э.К.).
Целью данного исследования было поставлено рассмотреть возможности использования художественной литературы в процессе формирования представлений о культуре людей разных национальностей у детей дошкольного возраста. Для достижения этой цели был проведен теоретический обзор для выявления изученности указанной проблемы в педагогической литературе и выявлено, что проблема приобщения детей к культуре различных национальностей рассматривается в рамках концепции «поликультурного воспитания».
Также мы рассмотрели возможности использования художественной литературы в процессе воспитания. И выявили, что художественная литература способствует как интеллектуальному, так и нравственному развитию ребенка. Например, заучивание стихотворений тренирует память ребенка и одновременно помогает ребенку лучше запомнить воспитательные призывы, которые содержатся в детской поэзии. Знакомство ребенка с национальными традициями других народов невозможно без использования сказок. И авторские, и народные сказки несут в себе народную мудрость, рассказ о жизненном укладе своих героев, их жизненных целях и ценностях.
Сказки в доступной форме показывают ребенку, что, несмотря на различия между национальностями, существуют общечеловеческие ценности. Люди во всем мире стремятся воспитывать своих детей добрыми и честными. Если приходит беда – люди также страдают, а в праздники также хотят веселиться.
В практической главе мы провели исследование и выявили, что у детей 6 лет слабо развиты представления о культуре других народов. Дети знают, что люди бывают разных национальностей и в большинстве знают свою национальность. Однако, представления о том, чем люди одной национальности отличаются от другой (помимо внешних признаков), практически не сформированы. Также мы изучили отношение детей к представителям других национальностей. И выявили, что девочки в большей степени, чем мальчики, склонны положительно относиться к людям другой национальности. В целом и девочки, и мальчики отдают предпочтение той национальности, которая больше похожа на собственную, по внешним признакам.
В нашем случае менее всего выборов у изображенных на картинках представителей татарской и армянской национальностей. В связи с этим была составлена программа по формированию представлений о культуре татарской и армянской национальностей. Программа занятий включает в себя народные игры, рассказы о жизни и традициях и знакомство с народной и авторской художественной литературой.
Данная программа призвана способствовать сохранению русской традиции поддеживать добрососедские отношения со множеством малых народов, населяющих нашу Родину.
Список литературы
Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. — М., 1988.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов –
СПб: Питер, 2000.
Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. 1994.
- № 5.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. - 1999. - № 6.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. СПб., 1999.
Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988.
Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом. - М., 2007.
Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2005.- №5.
Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. Вып. 2. - М., 1993.
Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Суслова Э. Растим гражданина: Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры // Дошкольное воспитание / М-во общего и проф. образования РФ. - 1999. - № 1.
Этнологический словарь. (Вып. 1. Этнос. Нация. Общество)./Научн. ред. Козлов В. И. — М.: ВИТТАН, 1996.
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Рис. 1. Девочка в русском национальном костюме
Рис 2. Дети в украинских костюмах
Рис 3. Национальный якутский костюм
Рис. 4. Татарский всадник
Рис.5. Армянские национальные костюмы Рис. 6. Мальчики в белорусских костюмах
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис.7. Темнокожая девочка
Этнологический словарь. (Вып. 1. Этнос. Нация. Общество) / Научн. ред. КозловВ.И. — М., 1996. С. 81.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. — М., 2002. - С. 13.
Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л.. М., Педагогика.- 1999.- № 3.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. — М., 2002. - С. 15.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. — М., 2002. - С. 21.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 68.
Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2005.- №5.
Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988.— 239 с.
17
1.Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. — М., 1988.
2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов –
СПб: Питер, 2000.
3.Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. 1994.
- № 5.
4.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
5.Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. - 1999. - № 6.
6.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
7.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. СПб., 1999.
8.Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988.
9.Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом. - М., 2007.
10.Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2005.- №5.
11.Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. Вып. 2. - М., 1993.
12.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
13.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
15.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
16.Суслова Э. Растим гражданина: Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры // Дошкольное воспитание / М-во общего и проф. образования РФ. - 1999. - № 1.
17.Этнологический словарь. (Вып. 1. Этнос. Нация. Общество)./Научн. ред. Козлов В. И. — М.: ВИТТАН, 1996.
Вопрос-ответ:
Как можно использовать художественную литературу для формирования представлений о культуре других национальностей у детей дошкольного возраста?
Художественная литература может быть использована для формирования представлений о культуре других национальностей у детей дошкольного возраста путем представления разных культур и национальностей через живые, интересные и запоминающиеся истории и персонажей. Это помогает детям понять, что существует множество различных культур в мире и что каждая из них имеет свои особенности и ценности. Участие в разных сюжетах и приключениях позволяет детям получить более глубокое представление о других национальностях и развивает их толерантность и уважение к разным культурам.
Почему использование художественной литературы в процессе формирования представлений о культуре людей разных национальностей является проблемой в педагогике?
Использование художественной литературы в процессе формирования представлений о культуре людей разных национальностей является проблемой в педагогике, поскольку требует наличия разнообразных книг и материалов, отображающих разные культуры и национальности. Не всегда легко найти подходящие книги, особенно если речь идет о менее распространенных национальностях. Другая проблема состоит в том, чтобы точно передать информацию о культуре, сохраняя при этом интерес детей и понятность текста. Некорректное представление о культуре может привести к появлению стереотипов и неправильных представлений у детей.
Как художественная литература помогает воспитать толерантность и уважение к разным культурам у детей дошкольного возраста?
Художественная литература помогает воспитать толерантность и уважение к разным культурам у детей дошкольного возраста, потому что через истории и персонажей книг дети могут увидеть такие качества как дружба, справедливость, доброта, любовь, которые являются универсальными и присущими всем культурам. Дети могут узнавать о традициях, обычаях и образе жизни других национальностей, а также понимать, что эти различия делают нас интересными и уникальными. Это помогает развить у детей толерантность и уважение к другим культурам и национальностям.
Зачем использовать художественную литературу для формирования представлений о культуре других национальностей у детей дошкольного возраста?
Использование художественной литературы в процессе формирования представлений о культуре людей разных национальностей у детей дошкольного возраста имеет несколько целей. Во-первых, это помогает расширить кругозор детей, познакомить их с разными культурами, традициями и обычаями других народов. Во-вторых, литература способствует формированию у детей уважительного отношения к культуре других национальностей и развитию толерантности. В-третьих, через художественные произведения дети могут лучше понять свою собственную культуру и идентичность.
Какая проблема формирования представлений о культуре людей других национальностей существует в педагогике?
Проблема заключается в том, что многие дети дошкольного возраста ограничены своим маленьким кругом общения и знаний о мире. Они могут иметь предвзятые или стереотипные представления о других национальностях. Также, в образовательных программaх национальная культура и история часто уделяются недостаточное внимание. В результате, дети потенциально могут вырасти с ограниченными представлениями и отрицательными мнениями о других национальностях. Использование художественной литературы может быть одним из способов решения этой проблемы.
Как художественная литература может быть использована в воспитании дошкольников?
Художественная литература является отличным инструментом воспитания дошкольников. Через книги, сказки и истории дети могут познакомиться с разными культурами, традициями и обычаями других народов. Они могут увидеть различия и сходства между своей собственной культурой и культурой других национальностей. При этом, художественная литература может передавать детям важные ценности, такие как уважение к разным культурам, толерантность и равноправие.
Каким образом художественная литература может помочь формированию представлений о культуре людей разных национальностей у детей дошкольного возраста?
Художественная литература предлагает детям разнообразные истории, героев и события, которые являются отражением разных национальных культур. Через чтение таких книг дети узнают о традициях, обычаях, праздниках и языке других народов, что помогает им шире и глубже понять и уважать разнообразие культур.
Какая проблема связана с формированием представлений о культуре людей других национальностей в педагогике?
Одной из основных проблем является недостаток доступной и адекватной литературы, которая бы отражала различные национальные культуры. Это затрудняет педагогам проведение работы по формированию представлений у детей. Также в процессе обучения могут возникать сложности в объяснении разных культурных особенностей, если педагог сам не обладает соответствующими знаниями.
Почему художественная литература является эффективным средством воспитания дошкольника?
Художественная литература способна вызвать интерес и вовлечь ребенка в процесс чтения, развивая его воображение и эмоциональную сферу. Через книги дети учатся этическим нормам, узнают о моральных ценностях и нормах поведения. Также они могут узнать о культуре, традициях и обычаях других народов.
Какое практическое исследование проводилось по проблеме использования художественной литературы для формирования представлений о культуре других национальностей у детей дошкольного возраста?
В рамках исследования была разработана специальная программа использования художественной литературы, которая включала выбор соответствующих книг, проведение чтения с детьми и последующие беседы о прочитанном. Было выяснено, что такой подход активизировал интерес детей к культурным особенностям других народов и способствовал их лучшему пониманию и уважению.
Как использование художественной литературы помогает формированию представлений о культуре людей разных национальностей у детей дошкольного возраста?
Использование художественной литературы позволяет детям дошкольного возраста погрузиться в разнообразные культуры, познакомиться с их традициями и обычаями. Через литературные произведения, дети могут лучше понять и уважать различия между людьми разных национальностей, развивая таким образом толерантность и глобальное сознание. Также художественная литература способствует развитию языковых навыков, воображения и эмоциональной сферы у детей.
Какая проблема может возникнуть при формировании представлений о культуре людей других национальностей в педагогике?
Одной из основных проблем является отсутствие информации и знаний у педагогов о культурах разных национальностей, что может привести к искаженному и неточному представлению у детей. Также возможна проблема недостаточной доступности к художественной литературе, отражающей различные культуры. Необходимо участвовать в дополнительных образовательных программах и проектах, предлагающих литературные произведения о разных культурах, чтобы включать их в образовательный процесс.