Ответственность как психологическая категория

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 21 21 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 22.12.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие «ответственность» в психологии
2. Ответственность в структуре личности
3. Проблема и методы воспитания ответственности в педагогике
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Критика способствует поддержанию адекватной самооценки, стимулирует ответственное отношение к обязанностям, поведению, поступкам. Тактичная критика может считаться формой контроля со стороны преподавателя или взаимоконтроля, если высказывается членами коллектива. Критика способствует выработке навыков самоконтроля и формирует внутреннюю ответственность преподавателей и студентов.
Психологическим условием и методом воспитания ответственности является развитие каузального самосознания. Для этого необходимо развивать способность детей придавать и порождать смысл, способность осознавать истинные причины и возможные следствия тех или иных поступков и событий, связанных с ними, а также предвидеть меру своей ответственности за происходящее.
Развитие каузального самосознания возможно с помощью метода вероятностного прогнозирования, который заключается в том, что человек старается предвидеть результаты решений, действий и поступков, эмоционально и духовно пережить личностную ответственность за них.
В этом состоит содержание метода переживания ответственности. Человек является субъектом своей жизни, он свободен в своих выборах принятии решений, всегда стремится к проявлению ответственности и самостоятельности, саморазвитию и личностному росту. К. Роджерс полагает, что ответственность, являясь свойством, характеризующим здорового, нормального человека, всегда существует в нем как потенциальная возможность. Но, чтобы этот потенциал раскрылся, необходимы благоприятные условия жизни и обучения, ориентированные на личность и ее жизненные проблемы. К. Роджерс считает, что личность полнее всего проявляет себя и свою ответственность осознанно в поле индивидуального опыта. Содержание индивидуального опыта определяется тем, какие жизненные проблемы находятся в центре внимания индивида. Поэтому педагог должен увидеть и понять эти проблемы, а также, если необходимо, организовать «встречу» с проблемой, включив ее в содержание. Поэтому в содержание процесса воспитания ответственности необходимо включить ситуации переживания ответственности.
Развитие каузального самосознания связано с овладением навыками нравственного саморегулирования методом понимания личностной ответственности. Суть данного метода состоит в «добровольном стремлении личности постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами других людей».
Проблемно-активные методы обучения предусматривают организацию поисково-исследовательской деятельности детей, направленной на решение проблемных задач, что несомненно формирует ответственность. Ведущую роль в процессе обучения играет сам обучающийся.
Методы стимулирования и мотивации ответственности чрезвычайно разнообразны. Их использование в воспитании ответственности зависит от индивидуальных характеристик ребенка. Метод межсубъектного доверия заключается в создании условий для проявления и стимулирования ответственного поведения на основе развития способности к эмпатии, прощению, смирению, толерантности и других субъектных свойств детей.
Необходимо отметить, что в реальных условиях методы выступают во взаимном единстве, их применение зависит от предпочтений и мастерства педагога.

Заключение


В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
Ответственность – это многомерное понятие, в которое разные авторы вкладывали свой смысл в зависимости от задач исследований. В современной психологии закрепилось понятие, что ответственность – это форма саморегуляции и самодетерминации зрелой личности. Сама по себе ответственность в природе и в жизни не существует – она есть порождение человека. Наиболее многосторонне и целостно феномен ответственности рассматривается в экзистенциальной психологии. В многоуровневой модели личностной саморегуляции ответственность рассматривается как внутренняя саморегуляция зрелой личности, опосредованная ценностными ориентирами.
Соответственно, ответственность является первичным принципом человеческого бытия и нравственности, поэтому можно утверждать, что ответственность – это одна из важнейших характеристик человеческой личности. Ответственность признается социально ценным личностным качеством, которое обязательно надо развивать, формировать, воспитывать и т.д.
Учитывая важную роль ответственности в структуре личности, отметим, что ответственными от природы не рождаются, а становятся в процессе постоянного педагогического воздействия как со стороны педагогов, так и со стороны социального окружения.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: ответственность – это важнейшая личностная характеристика зрелой личности, характеризующая степенью осознанности действий и их последствий для самой личности и общества.



Список литературы


1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
2. Бессмертная, С.В. Исследование феномена ответственности в психологии // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». – 2002. – №4. – С. 14-15.
3. Богатская, Е.Ю. Методы воспитания ответственности у студентов как компонента их профессиональной компетентности // Ключевые аспекты научной деятельности-2007: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 16-31 янв. – Днепропетровск, 2007. – Т. 6: Педагогика. – С. 47-51.
4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. – 352 с.
5. Иванова, Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для учителей, воспитателей школ и учреждений повышенного уровня образования / Под ред. проф. М.В. Матюхиной. – Анапа, 1999.
6. Константинова, Е.Е. Психосемантические аспекты ответственности // Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века» / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: СПбГУ, 2002. – С. 53.
7. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 512 с.
8. Леонтьев, Д. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. – Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. – С. 7-22. 
9. Практическая психология. Учебник / Под редакцией проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб., доп. – М.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. – 268 с.
10. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.
11. Серпионова, Е.И. Психология и религия: диалог в разных плоскостях // Без темы. – 2007. – №1 (3). – С. 112-115.
12. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
13. Фромм, Э. Автоматический конформизм // История зарубежной психологии: 30-е – 60-е гг. XX в. Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждана. – М.: МГУ, 1989. – С. 172-184.
Бессмертная С.В. Исследование феномена ответственности в психологии // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». – 2002. – № 4. – С. 14.
Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – С. 336.
Серпионова Е.И. Психология и религия: диалог в разных плоскостях // Без темы. – 2007. – №1 (3). – С. 113.
Константинова, Е.Е. Психосемантические аспекты ответственности // Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века» / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: СПбГУ, 2002. – С. 53.
Иванова Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для учителей, воспитателей школ и учреждений повышенного уровня образования / Под ред. проф. М.В. Матюхиной. – Анапа, 1999. – С. 7.
Практическая психология. Учебник / Под редакцией проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб., доп. – М.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. – С. 175.
Практическая психология. Учебник / Под редакцией проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – М., 2001. – С. 176.
Леонтьев Д. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. – Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. – С. 20.
Там же.
Практическая психология. Учебник / Под редакцией проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – М., 2001. – С. 177.
Практическая психология. Учебник / Под редакцией проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – М., 2001. – С. 177.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 110
См.: Фромм Э. Автоматический конформизм // История зарубежной психологии: 30-е – 60-е гг. XX в. Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждана. – М.: МГУ, 1989. – С. 172-184.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 2000. – С. 226.
Там же.
Богатская Е.Ю. Методы воспитания ответственности у студентов как компонента их профессиональной компетентности // Ключевые аспекты научной деятельности-2007: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 16-31 янв. – Днепропетровск, 2007. – Т. 6: Педагогика. – С. 48.
Богатская Е.Ю. Указ. раб. – С. 49.
Там же. – С. 50.
Богатская Е.Ю. Указ. раб. – С. 51.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – С. 120, 215.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. – С. 95.












3

. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
2. Бессмертная, С.В. Исследование феномена ответственности в психологии // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». – 2002. – №4. – С. 14-15.
3. Богатская, Е.Ю. Методы воспитания ответственности у студентов как компонента их профессиональной компетентности // Ключевые аспекты научной деятельности-2007: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 16-31 янв. – Днепропетровск, 2007. – Т. 6: Педагогика. – С. 47-51.
4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. – 352 с.
5. Иванова, Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для учителей, воспитателей школ и учреждений повышенного уровня образования / Под ред. проф. М.В. Матюхиной. – Анапа, 1999.
6. Константинова, Е.Е. Психосемантические аспекты ответственности // Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века» / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: СПбГУ, 2002. – С. 53.
7. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 512 с.
8. Леонтьев, Д. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. – Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. – С. 7-22.
9. Практическая психология. Учебник / Под редакцией проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб., доп. – М.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. – 268 с.
10. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.
11. Серпионова, Е.И. Психология и религия: диалог в разных плоскостях // Без темы. – 2007. – №1 (3). – С. 112-115.
12. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
13. Фромм, Э. Автоматический конформизм // История зарубежной психологии: 30-е – 60-е гг. XX в. Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждана. – М.: МГУ, 1989. – С. 172-184.

Вопрос-ответ:

Что такое понятие ответственность в психологии?

Понятие ответственность в психологии означает способность человека осознавать последствия своих решений и действий, а также брать на себя ответственность за свои поступки.

Как ответственность влияет на структуру личности?

Ответственность является одной из основных черт личности. Она влияет на формирование зрелости, самостоятельности и надежности. Люди, обладающие ответственностью, часто проявляют лидерские качества и готовы взять на себя руководство и контроль за своими действиями.

Какие методы использовать для воспитания ответственности?

Для воспитания ответственности в педагогике можно использовать различные методы, такие как установление четких правил и ожиданий, поощрение самостоятельности и принятия ответственности за свои действия, обучение решению проблем и принятию решений, развитие эмпатии и понимания последствий своих поступков.

Как критика способствует поддержанию адекватной самооценки и ответственности?

Критика может быть конструктивной и помогать человеку осознать свои ошибки и недостатки, что способствует развитию самооценки и ответственного отношения к своим обязанностям и действиям. Однако, тактичность в выражении критики играет важную роль, чтобы она не привела к отрицательным эмоциональным последствиям и не нанесла ущерб психологическому благополучию человека.

Считается ли критика формой контроля в педагогике?

Да, критика в педагогике может рассматриваться как форма контроля со стороны учителя или как взаимоконтроль, если она высказывается членами коллектива. Критика в данном случае может помочь ученикам стать более ответственными, осознавать свои ошибки и исправлять их.

Что такое понятие ответственность в психологии?

Понятие ответственность в психологии означает способность человека осознавать и нести ответственность за свои поступки, решения и поведение.

Как ответственность связана со структурой личности?

Ответственность является одной из ключевых характеристик структуры личности. Она проявляется в способности человека к саморегуляции, контролю за своим поведением и осознанию своих обязанностей.

Какие методы воспитания ответственности используются в педагогике?

В педагогике используются различные методы для воспитания ответственности у детей. Одним из них является стимулирование адекватной самооценки и поддержание ответственного отношения к обязанностям и поступкам. Также тактичная критика может рассматриваться как форма контроля и взаимоконтроля, способствующая развитию ответственности.

Как критика способствует поддержанию адекватной самооценки?

Критика может помочь человеку осознать свои слабости и ошибки, что способствует росту и развитию. Однако важно, чтобы критика была тактичной и конструктивной, чтобы не повредить самооценку человека, а вместо этого побудить его к самосовершенствованию.

В чем преимущества тактичной критики со стороны преподавателя или коллектива?

Тактичная критика со стороны преподавателя или членов коллектива может стимулировать развитие ответственности у человека. Она помогает осознать свои ошибки, улучшить свое поведение и принять ответственность за свои действия.

Что такое ответственность в психологии?

Ответственность в психологии - это психологическая категория, которая означает готовность человека нести ответственность за свои поступки, принимать решения и осознавать последствия своего поведения.