Любая из 4-х указанных

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 33 33 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.08.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Раздел 1. Место социальной психологии в системе научного знания
1.1.Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии
1. 2. История становления и развития социальной психологии
Раздел 2. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей
2.1. Социальная психология общения
2.2. Закономерности процесса общения
2.3. Психология воздействия в процессе общения
Раздел 3. Психология социальных сообществ
3.1. Группа как социально-психологический феномен
3.2. Психология больших социальных групп и массовых социальных движений
3.3. Социальная психология малых групп
3.4. Психология межличностных отношений
3.5 Социальная психология конфликта
Раздел 4.Социальная психология личности
4.1. Социально-психологический портрет личности.
4.2. Социализация личности.
4.3. Человек как субъект труда
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

3.4. Психология межличностных отношений
В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах. Совершенно очевидно, что характер межгруппового взаимодействия влияет и на внутригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие внутригрупповые процессы, как удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. «Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (т.е. от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в «неуспешных» группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития».
3.5 Социальная психология конфликта
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу) , по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.
 

Раздел 4.Социальная психология личности
4.1. Социально-психологический портрет личности.
Формирование личности через адаптацию к среде. Законы адаптации, уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность – средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное). Э.Фромм о наличии врожденных социальных инстинктов (продолжение рода, чувства опасности, страха, накопительства, обретения).
Диалектико-материалистическое направление.
Личность - продукт социальной среды, развития системы общественных отношений. Учение И.П.Павлова о регуляции высшей нервной деятельности, о роли второсигнальной (социальной) системы (речь, язык). Теория опосредования высших психических свойств деятельностью людей (принцип единства сознания и деятельности).
Категория личности в социологии (личность-продукт общественных отношений, представитель определенной социальной группы) и общественной психологии (личность как субъект деятельности, как совокупность социально -значимых черт. Структура личности (по Платонову): 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3.Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира). А.Н.Леонтьев о личности как условии и продукте деятельности, о зависимости иерархии деятельности от иерархии мотивов, о личности в деятельности и как объекте, и как субъекте. Л.С.Выготский об обусловленности психики человека социо – культурными факторами.
Понятие личности в отечественной социальной психологии. Личность и общество. Личность и группа. Б.Д.Парыгин о единстве социологического и общепсихологического подходов при определении социально-психологических черт и качеств личности. Отличие социально-психологического подхода (формирование личности в микросреде) от социологического (формирование личности в макросреде). Отличие социально-психологического подхода от общепсихологического (анализ всего комплекса социальной детерминации формирования личности, выявление закономерностей поведения и деятельности личности, включенной в определенную группу).
Социально-психологическая структура личности и ее уровни (социально-психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности). Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.
Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности.
Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества.
4.2. Социализация личности.
Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей). Зависимость решения вопросов о природе социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.
Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.
Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание.
Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).
Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере).
Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа «Я»): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их определению в психологической литературе.
Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Содержание социализации, ее основные стадии: дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения); трудовая (профессиональные границы); послетрудовая (точки зрения на социализацию в послетрудовой период). Зависимость между стадиями и периодами социализации, неравномерность социализации на различных стадиях. Социально-психологические механизмы социализации и их характеристика. Зависимость социализации личности от её членства в группе.
Институты социализации и их особенности функционирования на современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, СМИ, и др.
Закономерности социализации: 1. Взаимосвязь и зависимость в процессе социализации тенденций типизации и индивидуализации социально-психологических качеств личности; 2. Зависимость социализации от потребности в индивидуальном социальном опыте; 3. Зависимость результативности социализации от социального контроля.
Социальный контроль, как способ саморегуляции социальной системы. Система социального контроля: социальная шкала оценок, социальная категоризация, общественное самосознание, социальное действие, индивидуальная шкала оценок, индивидуальная категоризация, индивидуальное самосознание, индивидуальное действие. Состояние системы социального контроля в современных Российских условиях. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Социально-психологические условия и пути оптимизации социализации личности.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки. Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной и индивидуальной установками.
Психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева. Диспозиционная концепция В.А. Ядова о регуляции социального поведения личности (взаимосвязь социальной установки с потребностями и ситуациями). Иерархия потребностей, иерархия ситуаций, иерархия социальных установок (элементарные фиксированные; аттитюды-социальные фиксированные; базовые; социальные ценностные ориентации (экономические, политические, правовые, идеологические и др.). Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок.
Закономерности формирования и смены социальных установок: 1. Зависимость социальных установок от конкретных ситуаций по валентности (положительные, отрицательные, нейтральные) и степени (слабые, средние, сильные – методики Терстоула, Лаперта, Осгуда); 2. Закономерность соответствия и несоответствия ситуаций социальным установкам (контрастный эффект, ассимиляция, адекватность личностной социальной установки и предлагаемой позиции); 3.Закономерность смены и устойчивости социальных установок (от неприемлемой к приемлемой, от неприемлемой к приемлемой, неизменность внутренней социальной установки, но внешне не афишируемой, устойчивость крайних социальных установок); 4. Зависимость взаимодействия личности с группой от социальных установок личности по отношению к группе (конформные, антиконформные).
Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа – личность; личность в группе.
Оценка личности в группе: интериоризация; социальное сравнение; самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка и самооценка в зависимости от группового мнения; групповой контроль.
Зависимость роли личности в группе от социально-психологических качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума. Проблемы «ролевого ожидания» и «ролевого согласования».
Основные типы ролей личности в группе: институционные; социально-психологические, не затрагивающие интересов группы; межличностные; конвенциональные; активные и латентные.
4.3. Человек как субъект труда
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности, для формирования его дисциплинированности и ответственности.
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями. «Школа, - писал А.С.Макаренко, - должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо».
По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться…» .
Заключение
Здесь были перечислены только некоторые области общественной жизни, где находит применение социальная психология.. Выявление перспектив социальной психологии в прикладной сфере. Ответ на второй вопрос - это обсуждение практических и организационных мер, которые необходимо осуществить, чтобы прикладные исследования стали не только возможными, но и эффективными. Решение и того, и другого круга вопросов естественно обусловлено той новой ситуацией, которая сложилась в обществе сегодня.
Перед профессиональной социальной психологией встает целый ряд совершенно новых задач. Весь накопленный ею опыт, все теоретические и экспериментальные разработки так или иначе апеллировали к стабильному обществу.
Собственно такая переменная как «стабильность - нестабильность» практически не фигурировала в исследованиях. Только относительно недавно лишь в некоторых работах (в частности А. Тэшфела) была поднята проблема недопустимого игнорирования социальной психологией социальных изменений. Если верен тезис о том, что вопросы социальной психологии ставит общество, то следует признать ее обязанность искать ответы на вопросы изменяющегося общества. В противном случае социальная психология оказывается разоруженной перед лицом глобальных общественных трансформаций: ее аппарат, ее средства не адаптированы к тому, как исследовать социально-психологические феномены в изменяющемся мире.
Библиография
Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. Пер. с англ. М., 1961;
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994;
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975;
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949;
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971;
Макаренко А. С. Книга для родителей, М., 1985;
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 : Вопросы воспитания, М., 1953;
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, Спб., 2007;
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М, 1999;
Майерс Девид Социальная психология, Спб., 1999
Андреева с. 45
Леонтьев, 1975. С. 82
Андреева с.55
Бехтерев, 1994. С. 40
Парыгин, 1971
Мясищев, 1949
Андреева с 70
Майерс с 340
Майерс с. 356
Майерс с.357
Андреева с 85
Макаренко с.398
К.Д.Ушинский С.390-391









12

Библиография
1.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. Пер. с англ. М., 1961;
2.Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994;
3.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975;
4.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949;
5.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971;
6.Макаренко А. С. Книга для родителей, М., 1985;
7.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 : Вопросы воспитания, М., 1953;
8.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, Спб., 2007;
9.Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М, 1999;
10. Майерс Девид Социальная психология, Спб., 1999

Вопрос-ответ:

Какое место занимает социальная психология в системе научного знания?

Социальная психология занимает важное место в системе научного знания, так как она изучает взаимодействие и влияние групп и среды на индивидов.

Какие объекты и методы изучает социальная психология?

Социальная психология изучает объектами своего исследования процессы общения, взаимодействия людей и формирования социальных сообществ. Основными методами социальной психологии являются наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью.

Какова история становления и развития социальной психологии?

Социальная психология имеет долгую историю развития, начиная с работ Вильгельма Вундта и Густава Лебона в конце XIX века. В дальнейшем важное влияние на развитие социальной психологии оказали работы Зигмунда Фрейда и Курта Левина. В середине XX века социальная психология стала развиваться как отдельная дисциплина и активно применяться в различных областях, таких как организационная психология, политическая психология и межгрупповая психология.

Что изучает социальная психология общения?

Социальная психология общения изучает процессы взаимодействия и коммуникации между людьми. Она интересуется такими вопросами, как формирование взглядов и убеждений в результате общения, влияние социальной среды на последующее поведение и развитие отношений в группе. Основной целью социальной психологии общения является понимание и оптимизация межличностной коммуникации.

Какие закономерности процесса общения изучает социальная психология?

Социальная психология изучает различные закономерности процесса общения, такие как влияние социальных ролей на коммуникацию, влияние невербальных сигналов на взаимодействие, формирование групповых норм в коммуникации и механизмы воздействия на других с помощью общения.

Какое место занимает социальная психология в системе научного знания?

Социальная психология занимает важное место в системе научного знания, так как она изучает процессы, связанные с взаимодействием и общением людей в социальных группах и сообществах.

Какие объекты и методы исследует социальная психология?

Объектом исследования социальной психологии являются процессы общения и взаимодействия людей в социальных группах. Методы исследования могут включать наблюдение, эксперимент, опросы и анализ социальных ситуаций.

Какова история становления и развития социальной психологии?

История становления и развития социальной психологии начинается в конце XIX - начале XX веков. В этот период возникли первые теории и концепции, исследующие взаимодействие и общение людей в социальных группах. В дальнейшем социальная психология развивалась и получила признание как самостоятельная научная дисциплина.