Современная российская модель государственного управления

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 23 23 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 07.12.2007
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Государственная власть и местное самоуправление в России
1.1. Общая характеристика взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления
1.2. Особенности взаимоотношений государственной власти
и местного самоуправления
Глава II Модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления
2.1. Общая характеристика
2.2. Особенности современной Российской практики построения модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления: принципы взаимоотношений
Глава III Анализ взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в современной государственной системе управления
3.1. Общие выводы
Заключение
Список использованной литературы:
Фрагмент для ознакомления

Представляется, что методология выделения данных принципов, равно как и собственно отдельные принципы, требует уточнения. Как известно, принципы - это наиболее общие, исходные положения, которые определяют наиболее важные устои, основы характеризуемого объекта. В случае с моделью взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления к таким основным началам, можно утверждать, относится прежде всего принцип определения государством основ существования и функционирования местного самоуправления. Этот принцип реализуется и посредством закрепления конституционных основ местного самоуправления, и путем принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и посредством других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы организации и функционирования. Другим важнейшим принципом является принцип признания и гарантированности свободы действий органов муниципальной власти в тех пределах, которые очерчены для них властью государственной. Реализация этого принципа связана и с самоорганизацией местного самоуправления, и с местным нормотворчеством, и практически со всеми основными вопросами деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Третьим фундаментальным принципом является принцип вовлечения населения в решение вопросов как местного значения, так и государственного (делегированных на уровень местного самоуправления). Смысл отделения государственной власти от власти местной связан, как представляется, не с тем, чтобы обособить органы местного самоуправления от органов государственной власти, а с тем, чтобы наиболее важные вопросы своей жизнедеятельности на определенном уровне могло решать само население исходя из собственных интересов и под свою ответственность, без получения указаний со стороны государственных органов. Этот принцип реализуется в активном применении форм прямой демократии на уровне местного самоуправления.
Четвертым базовым принципом взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти является принцип ограничения распространения местного самоуправления определенным уровнем - именно уровнем муниципальных образований. И в Конституции Российской Федерации, и в законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации четко определяется территориальная основа местного самоуправления.
Пятым важнейшим принципом является принцип внутренней структуризации местного самоуправления: он касается и вертикального разграничения (уровни осуществления местного самоуправления), и горизонтального (совокупность форм реализации местного самоуправления).
Шестым принципом, как представляется, является принцип непосредственного участия государственной власти в осуществлении местного самоуправления: он проявляется и в реализации органами государственной власти полномочий в сфере местного самоуправления, и во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления в рамках делегированных полномочий, и в реализации механизмов, предусматривающих возможность непосредственного исполнения органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.
Наконец, в качестве седьмого принципа следует назвать принцип законности взаимоотношений государственных и муниципальных властных институтов и их ответственности за принимаемые решения.
Конституция Российской Федерации и новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяют следующие основные сферы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления:
1) установление общих принципов организации местного самоуправления;
2) регулирование компетенции органов местного самоуправления;
3) определение полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления;
4) делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления;
5) осуществление контроля за деятельностью местного самоуправления.
Глава III Анализ взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в современной государственной системе управления 3.1. Общие выводы
По мнению многих специалистов, построение местного самоуправления на базе теории дуализма муниципального управления в Российской Федерации привело к тому, что из трех возможных форм соотношения государственной власти и местного самоуправления: административной, децентрализованной и дуалистической - в России была избрана наиболее нестабильная из них - дуалистическая. Эта модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления отличается тем, что местное самоуправление, с одной стороны, в строго определенных вопросах является самостоятельным (а именно в тех случаях, когда оно решает вопросы местного значения), а с другой стороны, является частью системы государственной власти (во всех тех случаях, когда речь идет о реализации государственных задач). Нестабильность данной модели порождает ее постоянную эволюцию - либо в направлении административной, либо в направлении децентрализованной модели взаимоотношений. Это происходит и в Российской Федерации. В первые годы существования данной модели она изменялась в сторону децентрализованной модели взаимоотношений. Это привело к серьезной потере управляемости территориями, во многих случаях - к произволу местных властей, эффективно пресечь которые государственная власть на основе действующего законодательства оказалась не в состоянии. В итоге была проведена федеральная реформа местного самоуправления, целью которой стало "встраивание" местного самоуправления в систему государственной власти. В настоящее время дуалистическая модель преобразовывается в административную. Формально полному изменению в этом направлении препятствуют нормы Конституции Российской Федерации, закрепившие самостоятельность местного самоуправления. Однако в истории, в том числе и нашего государства, нередки примеры, когда нормы конституций являлись фиктивными, недействующими. Произойдет ли это с нормами федеральной Конституции, регулирующими местное самоуправление, покажет судебная практика, прежде всего решения Конституционного Суда Российской Федерации, который, по всей вероятности, в ближайшем будущем должен будет решать вопрос о соответствии ее положениям ряда вышеназванных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г.


Заключение
Государственное управление тогда может достигнуть максимальной эффективности или уровня развития, когда оно будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективная вертикаль власти и развитое местное самоуправление.
Подводя итог данной работе, можно сделать вывод о том, что под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Местное самоуправление - одна из форм демократии.
Будучи властью, создаваемой населением муниципальных образований из своего состава, из людей, знающих все нюансы проблем своей территории, властью, подотчетной населению, властью, действующей в буквальном смысле на глазах своих избирателей – местное самоуправление объективно является наилучшей властью с точки зрения способности решения вопросов местного значения в формах, экономически наиболее эффективных в конкретных условиях каждого отдельно взятого муниципального образования.
На данном историческом этапе можно утверждать, что только системное регулирование всех ветвей власти, в том числе и местного самоуправления, и практическая реализация этой системности на практике способны привести к построению эффективной модели организации государственного управления, а значит, и к эффективному федерализму.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 19 апреля 2005 г. // Российская газета. 19 апреля 2005 г.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 50. Ст. 4943.
5. Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. С. 110;
6. Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005. С. 171.
7. Крузе Ю.Л. Проблемы теории муниципального права. М., 2006. С.198.
8. Логунцев Е.Н. Конструирование власти на местном уровне // Городское самоуправление. 2007. N 2. С. 60.
9. Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. 2006. N 10. С.80.
10. Овчинников И.И. Теоретико-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации (системный анализ концепции и методологии правового регулирования): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С.241.
11. Сергеев А.А., Рудаков С.Н. Местное самоуправление: территориальный аспект // Местное право. 2006. N 7. С.78
12. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. М., 2006.С.315.
13. Фадеев В.И. Проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации. М., 2007. С.90
14. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2005. С. 355.




Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. М., 2006. с.17.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 19 апреля 2005 г. // Российская газета. 19 апреля 2005 г.

Конституция РФ. Ст.12.
Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Крузе Ю.Л. Проблемы теории муниципального права. М., 2006. С.87.

Овчинников И.И. Теоретико-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации (системный анализ концепции и методологии правового регулирования): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 17 - 18.

Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. 2006. N 10. С.12.

Фадеев В.И. Проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации. М., 2007. С.31

Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005. С. 6.
Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. С. 46 - 47; Логунцев Е.Н. Конструирование власти на местном уровне // Городское самоуправление. 2007. N 2. С. 24 - 27.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 50. Ст. 4943.

Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2005. С. 350 - 355.

Сергеев А.А., Рудаков С.Н. Местное самоуправление: территориальный аспект // Местное право. 2006. N 7.













2

1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 19 апреля 2005 г. // Российская газета. 19 апреля 2005 г.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 50. Ст. 4943.
5. Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. С. 110;
6. Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005. С. 171.
7. Крузе Ю.Л. Проблемы теории муниципального права. М., 2006. С.198.
8. Логунцев Е.Н. Конструирование власти на местном уровне // Городское самоуправление. 2007. N 2. С. 60.
9. Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. 2006. N 10. С.80.
10. Овчинников И.И. Теоретико-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации (системный анализ концепции и методологии правового регулирования): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С.241.
11. Сергеев А.А., Рудаков С.Н. Местное самоуправление: территориальный аспект // Местное право. 2006. N 7. С.78
12. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. М., 2006.С.315.
13. Фадеев В.И. Проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации. М., 2007. С.90
14. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2005. С. 355.




Вопрос-ответ:

Какова общая характеристика взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России?

В России взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления основаны на принципе вертикальной иерархии. Государственная власть на федеральном уровне имеет преобладающее значение и контролирует деятельность местного самоуправления. Местное самоуправление функционирует на территориальных уровнях (городской, районный и сельский) и осуществляет свои полномочия в рамках федерального законодательства.

Какие особенности есть в взаимоотношениях государственной власти и местного самоуправления в России?

Одной из особенностей взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России является сосуществование различных моделей взаимодействия, таких как вертикально-административная модель и горизонтальная модель. Вертикально-административная модель предполагает прямую зависимость местного самоуправления от государственной власти, в то время как горизонтальная модель нацелена на развитие самостоятельности и независимости местного самоуправления.

Каковы особенности современной Российской практики построения модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления?

В современной России модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления характеризуется сильной зависимостью местного самоуправления от государственной власти. Местное самоуправление часто испытывает ограничения своей самостоятельности и полномочий, что сказывается на эффективности его работы. Одной из особенностей также является централизованное распределение финансовых ресурсов от государства к муниципалитетам, что может создавать несправедливость и неравенство в развитии различных регионов.

Какие характеристики имеют взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления в России?

Взаимоотношения между государственной властью и местным самоуправлением в России характеризуются определенными особенностями. Государственная власть в России имеет определенные полномочия и обязанности по отношению к местному самоуправлению, включая наделение его определенными правами и финансовую поддержку. Взаимоотношения строятся на основе принципов субординации, сотрудничества и совместного решения проблем.

Какие особенности существуют во взаимоотношениях государственной власти и местного самоуправления в России?

Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России связаны с тем, что они базируются на принципах разделения полномочий и сотрудничества. Государственная власть имеет право контроля и определенное влияние на местное самоуправление, однако оно должно действовать в пределах ограничений, установленных законодательством. Местное самоуправление также имеет определенные полномочия и может принимать независимые решения, но оно также зависит от государственной власти при решении некоторых вопросов.

Какие модели взаимоотношений между государственной властью и местным самоуправлением существуют в России?

В России существует несколько моделей взаимоотношений между государственной властью и местным самоуправлением. Одна из них - модель субординации, при которой местное самоуправление подчинено государственной власти и выполняет ее указания. Другая модель - модель сотрудничества, при которой государственная власть и местное самоуправление работают вместе для достижения общих целей. Еще одна модель - модель совместного решения проблем, при которой государственная власть и местное самоуправление принимают совместные решения и делят ответственность за их реализацию.

Каковы основные черты современной российской модели государственного управления?

Современная российская модель государственного управления характеризуется сильной централизацией власти, вертикальным подчинением и ограниченными полномочиями местного самоуправления.

Каковы особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России?

Взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления характеризуются неравенством положения и ограниченностью самостоятельности местных органов власти.

Какие модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления существуют в России?

В России существует модель, основанная на принципе вертикальной подчиненности и модель, предполагающая большую самостоятельность местных органов власти.

Чем отличается современная российская практика взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления от других стран?

В России взаимоотношения между государственной властью и местным самоуправлением характеризуются более сильной централизацией и ограниченной самостоятельностью местных органов власти.

Какие основные черты современной российской практики построения модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления?

Основные черты современной российской практики построения модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления - это централизация власти, ограниченная самостоятельность местных органов власти и отсутствие реального влияния на принятие решений на федеральном уровне.

Какова общая характеристика взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России?

Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления в России характеризуется смешанной моделью, в которой основная роль принадлежит государству. Власть разделена между федеральным и региональными уровнями, при этом городское и сельское самоуправление имеют ограниченные полномочия и подконтрольны властям на вышестоящих уровнях.