Основные источники мусульманского права

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 18 18 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 20.12.2007
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Предписания Корана и Сунны
2. Иные источники мусульманского права
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Свои детство и юность аш-Шафии провел в Мекке, где получил образование и изучал юридическую школу Малика. Считается, что в возрасте 20 лет аш-Шафии издал свою первую фетву. Переехав в Багдад, аш-Шафии начал изучать основы школы Абу Ханифы и в течение длительного времени находился под влиянием обоих мазхабов. Со временем он основал свою собственную юридическую школу, которая позже получила имя шафиитской.
Аш-Шафии сформулировал концепцию, согласно которой в Коране и Сунне могут быть найдены все нормы мусульманского права либо в виде конкретных предписаний, либо в виде предусмотренных приемов их рационального формулирования. Эта идея вытекала из распространенного в то время учения о том, что после смерти Мухаммеда может идти речь лишь об извлечении (аль-истинбат) норм права из Корана и Сунны, а не о разработке новых.
Отличительной чертой юридической системы аш-Шафии является придание большого значения единогласному мнению (иджма) как источнику права. Личное мнение (рай), а также методы аль-истихсана и истислаха им были отвергнуты.
В качестве вспомогательного источника он использовал аналогию (кийас) в тех случаях, о которых не говорится ни в Коране, ни в Сунне, ни в иджма. Шафиитский мазхаб распространился преимущественно на Ближнем Востоке, в Ливане, Иордании, Палестине, Сирии, а также в Йемене и Индонезии.
Основателем ханбалитского мазхаба является Абу Абдаллах Ахмад ибн Ханбал (780-855 гг.), живший в Багдаде и бывший известным собирателем хадисов.
В отличие от трех других суннитских мазхабов, ханбализм первоначально возник как религиозно-политическое движение традиционалистов и консервативных приверженцев предания и только впоследствии оформился в правовую школу. Ханбал стремился очистить ислам от нечестивых нововведений через обращение к Сунне. В соответствии с Ханбалом, источником права должно быть только Священное Писание, а личное мнение (рай) может использоваться лишь в случае крайней необходимости. Одной из характерных черт мазхаба является особая жесткость в мерах наказания.
Ханбалитская школа считается самой консервативной из четырех суннитских школ и отличается от них крайней суровостью, неприятием каких-либо новшеств, скрупулезному следованию букве Корана и Сунны как единственных источников права. Указанные черты были доведены еще до большей крайности в ответвлении ханбализма - ваххабизме, возникшем в XVIII в. и являющемся в настоящее время официальной идеологией Саудовской Аравии.
Ханбалитский мазхаб получил признание в некоторых районах Сирии и Ирака. В настоящее время доктрина ханбализма является источником права в Саудовской Аравии в своем классическом виде.
В истории мусульманского права существовали и другие школы, но их авторитет и распространение никогда не достигали уровня «школ четырех имамов».
Как уже отмечалось, шиитская правовая традиция не рассматривает кийас (аналогия) как источник права. Шиитское направление в исламе имеет собственные школы богословия и права: джафаритскую, исламитскую и зайдитскую. Наибольшим влиянием пользуется джафаритская богословско-правовая школа, основанная Джафар ас-Сидиком (702-765 гг.). Отличительной чертой всей шиитской правовой системы является неприятие аналогии (кийас) как источника права, прочно утвердившееся с VIII в. и основанное на том, что выводы, полученные в результате умозаключения по аналогии, являются лишь вероятностными, а не строго достоверными. Шииты выделяют следующие четыре основных источника права: Коран, Предание (Сунна), иджма (единогласное мнение) и акл (разум или обращение к разуму). Последний является только шиитским источником.
Заключение

Подводя итог рассмотренному в работе материалу можно сделать определенные выводы.
Мусульманское право - одна из главных правовых систем мира, основным отличием которой является религиозная природа. Наиболее отчетливо данное обстоятельство проявляется в системе источников мусульманского права.
В мусульманском праве сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся: Коран (Священное писание ислама), Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда), иджма (единодушное мнение авторитетных лиц - муджтахидов) и кийас (аналогия).
В результате многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к мусульманскому праву могут быть отнесены не все нормы, зафиксированные в Коране и Сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленными в священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они, прежде всего, являются нормативно-религиозмыми предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеологии. А правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством
Список литературы


Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. №3
Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура: уч.пос. - М.: Изд-во РАГС, 2001. – 75 с.
Гилязутдинова Р.Х. природа мусульманского права. – Уфа: ТРАНСТЭК, 2003. – 186 с.
Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. – Махачкала: б.и., 2002. – 136 с.
Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. – М.: Наука, 2004. – 126 с.
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М.: Леном, 1999. – 303 с.
Мисроков З.Х. Феномен мусульманского права в процессах динамики систем права России (ХIХ-начало ХХI века) // Журнал российского права. 2002. №10
Мусульманское право: структура и основные институты. Под ред. Л.Р.Сюкияйнена. М.: ИГПАН, 1984. – 145 с.
Самигуллин В.К. Ислам и право: опыт постижения. – Уфа: Гилем, 2006. -238 с.
Сигалов М.К. Общее и особенное в западноевропейской и мусульманской правовой культуре: автореф.дисс. (Моск.ун-т МВД России). – М., 2006. – 24 с.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. – 254 с.
Теория государства и права: уч. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: «Зерцало», 2004. – 672 с.
Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права. – Душанбе: Шарки озод, 1998. – 151 с.
Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник Московского Университета, серия 11 (право). 1997 г. № 5.
Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1989. – 1632 с.
Ясин К. Источники мусульманского права: автореф.дисс. (СПбГУ). – СПб, 1999. – 18 с.




Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. С.2
И не только Востока: см., например, Мисроков З.Х. Феномен мусульманского права в процессах динамики систем права России (ХIХ-начало ХХI века) // Журнал российского права. 2002. №10
Теория государства и права: уч. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: «Зерцало», 2004. С.76
Сюкияйнен Л.Р. Указ.соч. С. 6
Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. №3. С.12

Артемов В.Ю. Указ.соч. С.12
Сюкияйнен Л.РУказ.соч. С.64
Артемов В.Ю. Указ.соч. С.12
в переводе с арабского означает пример, обычай или практику
Артемов В.Ю. Указ.соч.С.13
Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права. – Душанбе: Шарки озод, 1998. С.34
Артемов В.Ю. Указ.соч. С.13
Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. – М.: Наука, 2004. С.53
Ясин К. Источники мусульманского права: автореф.дисс. (СПбГУ). – СПб, 1999. С.13

Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. – Махачкала: б.и., 2002. С.11
Артемов В.Ю. Указ.соч. С.13
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульманина. – М.:Леном, 1999. С.16
Ясин К. Указ.соч. С.15
Артемов В.Ю. Указ.соч. С.14
Журавский А.В. Указ.соч. С.70
Ясин К. Указ.соч. С.9
Артемов В.Ю. Указ.соч. С.14
Артемов В.Ю. Указ.соч. С.14
Там же












18

1.Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. №3
2.Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура: уч.пос. - М.: Изд-во РАГС, 2001. – 75 с.
3.Гилязутдинова Р.Х. природа мусульманского права. – Уфа: ТРАНСТЭК, 2003. – 186 с.
4.Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. – Махачкала: б.и., 2002. – 136 с.
5.Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. – М.: Наука, 2004. – 126 с.
6.Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М.: Леном, 1999. – 303 с.
7.Мисроков З.Х. Феномен мусульманского права в процессах динамики систем права России (ХIХ-начало ХХI века) // Журнал российского права. 2002. №10
8.Мусульманское право: структура и основные институты. Под ред. Л.Р.Сюкияйнена. М.: ИГПАН, 1984. – 145 с.
9.Самигуллин В.К. Ислам и право: опыт постижения. – Уфа: Гилем, 2006. -238 с.
10.Сигалов М.К. Общее и особенное в западноевропейской и мусульманской правовой культуре: автореф.дисс. (Моск.ун-т МВД России). – М., 2006. – 24 с.
11.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. – 254 с.
12.Теория государства и права: уч. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: «Зерцало», 2004. – 672 с.
13.Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права. – Душанбе: Шарки озод, 1998. – 151 с.
14.Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник Московского Университета, серия 11 (право). 1997 г. № 5.
15.Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1989. – 1632 с.
16.Ясин К. Источники мусульманского права: автореф.дисс. (СПбГУ). – СПб, 1999. – 18 с.




Вопрос-ответ:

Какие основные источники мусульманского права?

Основными источниками мусульманского права являются предписания Корана и Сунны, которые включают в себя примеры поведения и высказывания пророка Мухаммеда.

Что включают в себя предписания Корана и Сунны?

Предписания Корана включают в себя непосредственно рассказы, законы и этические принципы, а Сунна содержит примеры поведения и высказывания пророка Мухаммеда.

Какие еще источники мусульманского права существуют?

Кроме предписаний Корана и Сунны, иные источники мусульманского права включают в себя истинное суждение (Кияс), обычное право (Урф), согласие коммуни (Иджма) и одобренные разумные выводы (Киас).

Какие еще юридические школы существуют в мусульманском праве?

В мусульманском праве существуют такие юридические школы, как школа Малика, школа Ханафия, школа Шафии и школа Ханбалитов. Каждая из них имеет свои особенности и интерпретации законов и предписаний Корана и Сунны.

Какая юридическая школа была основана аш Шафием?

Аш Шафи создал свою собственную юридическую школу, которая получила его имя и известна как школа Шафии. Он вначале изучал основы школы Абу Ханифы и затем создал собственную методологию толкования законов и предписаний Корана и Сунны.

Какие основные источники мусульманского права?

Основными источниками мусульманского права являются предписания Корана и Сунны, то есть учения пророка Мухаммеда. Они являются главным источником законодательства в исламе.

Какие еще источники мусульманского права существуют?

Помимо предписаний Корана и Сунны, существуют и другие источники мусульманского права. К ним относятся истолкования Корана и Сунны известными правовыми учеными, обычаи и традиции мусульманского сообщества, решения мусульманских судов и консультативные мнения правовых экспертов.

Какие предписания Корана и Сунны являются источниками мусульманского права?

Предписания Корана и Сунны являются основополагающими источниками мусульманского права. В Коране содержатся непосредственные указания Аллаха, а Сунна включает в себя слова и действия пророка Мухаммеда, его поступки, примеры поведения. Именно на основе Корана и Сунны формируются основные принципы и нормы мусульманского права.