Проблема международного признания иностранных квалификаций и степеней. Внедрение европейского приложения к диплому о высшем образовании 1,2,3 цикла (бакалавр, магистр, доктоская степень). Введение двойных дипломов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика труда
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 14.12.2007
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Особенности Болонского процесса. Аспектовый анализ
1.1. Сущность Болонского процесса
Глава 2. Проблема адаптации целей Болонского процесса в российском образовательном пространстве
2.1. Отношение российских академических кругов в реализации Болонского процесса в России.
2.2. Сложности имплементации целей Болонского процесса
2.3. Степень вовлеченности российских вузов в Болонский процесс
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Активно присоединяются к Болонскому процессу вузы Екатеринбурга (есть сильные уральские традиции высшего образования, развиты международные связи), а также вузы Иркутска.
Остальные регионы, а в особенности, центральный, волжский, южный, сибирский регионы – пока слабо вовлечены в процесс внедрения элементов Болонского процесса в свои учебные планы и программы.
Многие высшие учебные заведения используют Болонскую декларацию как ссылочную рамку и считают необходимым полноценное сотрудничество России с другими европейскими странами в рамках процесса создания общего пространства высшего образования.
Экспертные оценки осведомленности отражают, в том числе, отсутствие организационной основы, обеспечивающей участие российского университетского сообщества в работе общеевропейских форумов, конференций, симпозиумов, рабочих групп, посвященных различным аспектам продвижения к основной цели Болонской декларации – гармонизации национальных систем высшего образования; отсутствие в вузах специально созданной институциональной структуры, координирующей работу по расширению сотрудничества, основанного на целях, изложенных в Болонской декларации.
Существующее противодействие индивидуальным аспектам процесса связано еще и с тем, что в России до сих пор нет полной ясности в соотношении разных образовательных циклов, разных квалификаций. Нормы законов и постановлений Правительства плохо согласованы между собой. Таким образом, нет полностью сложившейся картины, необходимой для плодотворного сопоставления российской системы образования с европейскими. Единственным сдвиг в нормотворческой области можно считать принятие Федерального Закона РФ от 24 октября 2007 г. о переходе на двухуровневую систему высшего образования.
Закон вступил в силу 27 октября 2007 года. Через год предполагается повсеместное распространение двухциклового образования.
Предполагается, что в образовании бакалавра будут преобладать практические вопросы профессиональной направленности, однако это будет высшее образование, поэтому оно одновременно будет и фундаментальным, и теоретическим.
С точки зрения национальной воли к реформированию, так и с точки зрения законодательной базы, в России есть серьезные перспективы для институционального воплощения Болонских идей. Более того, в последние три года был осуществлен ряд шагов, совпадающих по своим целям с тем, что происходит в рамках Болонского процесса (пересмотр образовательных структур, программ, учебных планов, стандартов, механизмов внутривузовского управления).
Помимо информированности и существования законодательного пространства для институциональной инициативы, важный фактор успеха реформ - финансирование, в значительной степени определяющее масштаб возможных инициатив по реформе, которые вузы в состоянии предпринять. Нет необходимости говорить, что реформы не могут быть реализованы без дополнительного финансирования. В то время как законодательство устанавливает рамку, в пределах которой вузы могут или не могут действовать, финансирование обеспечивает подпитку, которая помогает запустить и поддержать необходимые реформы на институциональном уровне.
Будет ли такая поддержка действительно доступной без одновременного изъятия государственного финансирования на высшее образование из других сфер остается еще нерешенным в странах, присоединившихся к Болонскому процессу, и является очень острым для российских университетов.
Правительство РФ в целях доказать свою поддержку Болонских реформ, взяло на себя обязательство финансирование для их осуществления и реализации следующих основных мероприятий, не снижая уже и без того жесткие бюджеты для других сфер, таких как научные исследования и инфраструктура.
Заключение
Объединение государств в различные союзы ведет за собой сотрудничество не только в сферах экономики, политики, торговле, но и в научно- технических, культурных и социальных сферах. Делается попытки интеграция высшего образования на всех уровнях. Это обязательный процесс в контексте современного мирового развития.
Принятая 19 июня 1999 года Болонская конвенция, цель которой полностью интегрировать высшее образование всех европейских стран, пока не может дать полный отчет о своей деятельности. Несмотря на то, что принимаются мере по увеличению партнерства на уровне государств и использовании единого образовательного стандарта, нельзя сказать, что эти меры реализуются в полной мере, хотя бы потому, что программа рассчитана на 10 лет, в течение который будет происходить поэтапное интегрирование высшего образование Европы в единое пространство.
Несмотря на усилия государств и международных организаций в области образования, существует множество проблем, касающихся как самой системы образования отдельных стран, так и самой системы интеграции высшего образования.
Надо отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит новую сферу образования для "обычных" людей, но остается нормальная сфера образования для элиты. Автор же считает, что надо изучать все эти процессы в параллели, не уменьшая роли ВТО, поскольку ее цель - превратить образование в рынок. Рынок услуг, предложений и возможностей. Нестабильность, нечеткость и излишняя самоуверенность заявленных целей Болонского процесса колебали уверенность российского руководства в подписании Болонской декларации и участии в процессе интеграции европейского высшего образования. Но, тем не менее, на саммите министров в Берлине 18—19 сентября 2003 года конвенция была подписана. Однако по прошествии 4 лет можно с уверенностью сказать, что Болонский процесс не смог интегрироваться в российское образовательное пространство. Единственным успехом в данной области можно считать федеральный закон Российской Федерации № 232-Ф3 от 25 октября 2007 г. о переходе на двухцикловое высшее образование. Все остальные преобразования находятся пока на незначительном уровне.
Образование – это важнейший фактор формирования нового качества общества, специфические проблемы которого в современных условиях вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Образование должно стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, помочь в преодолении барьеров и препятствий, связанных с межстрановыми и межкультурными особенностями и требованиями.

Список использованных источников и литературы
Источники.
Федеральный закон Российской Федерации № 232-Ф3 от 25.10.2007 г.//
http://www.rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html
Communiqué of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education in Prague//
http://www.esib.org/praguedocuments/prague_communique.html
Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999//
http://www.europa.eu.int/comm/education/socrates/erasmus/bologna.pdf
Salamanca Convention of European Higher Education Institutions: “Shaping the European Higher Education Area” 30 March 2001//
http://www.unige.ch/eua/En/Activities/General-Assembly/SAL

Литература.
Ефремов А.П., Чистохвалов В.Н. Кредиты и учебный процесс. М. СПб. 2003.
Haug G. Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe. Bonn, HRK, 2000.
Patterson L. Higher Education and European Regionalism // Pedagogy, Culture and Society. 2001. 9(2).

Периодические издания
Барбашин И.В. Современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в Российской Федерации// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006,№ 2.
Лиферов А. П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании // Alma Mater:Вестник высшая школа. 2005, № 3.
Логунов А.П. Нам придется менять отношение к сфере образования// Русский журнал. 2006, 7 апреля.
Очкина А. Концепция изменилась?// «Левая политика», 2007, №1.
Сенашенко В.В., Г. Ткач. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. 2006, №4.
Смирнов С.А. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004, № 1.
Шевченко Е.В. Болонский процесс: Шаг вперед, два – назад в международном образовании // Платное образование. 2004, № 1-2 (15-16).

Интернет – публикации.
Архангельская область станет "пилотным" регионом по вступлению в Болонский процесс//
http://www.newspb.ru/allnews/168180
Вольтская Т. Болонский процесс в России идет с трудом//
http://www.svobodanews.ru/Article/2007/03/28/20070328185727553.html
Лукичев Г.А. Болонский процесс: образованию в ЕС суждены перемены?//
http://www.poisknews.ru/_ingz/allstatya.asp?table=ingzObraz&id=234.
Мягкий путь вхождения в Болонский процесс//
http://www.tomsk.iriss.ru/display_newsitem?id=000150072029
Старовойтов А. Болонский диплом//
http://www.rgomsk.ru/news/detail.php?id=426
Щербина А.В. К вопросу о современном состоянии системы образования России//
http://rspu.edu.ru/university/li/cultural_values/instructions_r.htm

Сенашенко В.В., Г. Ткач. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. 2006, №4.
Лукичев Г.А. Болонский процесс: образованию в ЕС суждены перемены?//
http://www.poisknews.ru/_ingz/allstatya.asp?table=ingzObraz&id=234
Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999//
http://www.europa.eu.int/comm/education/socrates/erasmus/bologna.pdf
Элементы двухступенчатой структуры присутствуют во многих национальных системах, только несколько государств ЕС не принимают вовсе эту модель.
Гладков Г.И. "Болонский процесс". Справка для участников научно-практической конференции "Университетская политология России в национальном и европейском контекстах" 10 декабря 2004 года// СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 39.
Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995. С. 27.
Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.
За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.
Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения). Для получения степени магистра - не менее 300 кредитов (пять лет обучения).
Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.) и не зависят от оценки.
При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).
Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы не регламентируется.
Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок:
А – "отлично" (10 процентов сдающих).
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).
F (FX) - "неудовлетворительно".
Ефремов А.П., Чистохвалов В.Н. Кредиты и учебный процесс. М. СПб. 2003. С. 42.
Старовойтов А. Болонский диплом//
http://www.rgomsk.ru/news/detail.php?id=426
Salamanca Convention of European Higher Education Institutions: “Shaping the European Higher Education Area” 30 March 2001//
http://www.unige.ch/eua/En/Activities/General-Assembly/SAL
Лиферов А. П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании // Alma Mater:Вестник высшая школа. 2005, № 3.
Towards the European Higher Education Area, Communiqué of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education in Prague on May 19th 2001//
http://www.esib.org/praguedocuments/prague_communique.html
Landfried Klaus. German Experiences in Higher Education Reform: The Two – Tier System of Degrees. ( Paper presented at the International Seminar «The Bologna Declaration in the Greek Approach», Athens, January 2001. P. 101.
Очкина А. Концепция изменилась?// «Левая политика», 2007, №1.
Лиферов А. П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании // Alma Mater:Вестник высшая школа. 2005, № 3.
Лиферов А. П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании // Alma Mater:Вестник высшая школа. 2005, № 3.
Лукичев Г.А. Болонский процесс: образованию в ЕС суждены перемены?//
http://www.poisknews.ru/_ingz/allstatya.asp?table=ingzObraz&id=234
Суть Болонского процесс отражена в Болонской декларации 1999 года. В основе программы действий, предложенной в Декларации, четко определены общая цель, сроки и поставленные задачи.
Поставленные задачи:
введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного;
принятие системы кредитов, аналогичной ECTS;
использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам;
мобильность и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;
развитие европейского сотрудничества в области контроля качества;
усиление европейского измерения высшего образования.
Ефремов А.П., Чистохвалов В.Н. Кредиты и учебный процесс. М., 2003. Стр. 58.
Очкина А. Концепция изменилась?// «Левая политика», 2007, №1.
Смолин О.Н. Российские вузы и Болонский процесс. Взгляд парламентария. Доклад на конференции, посвящённой 250-летию МГУ и проводимой в рамках цикла Lomonossow- Vorlesungen (Ломоносовские чтения в Берлине): «Российские и немецкие университеты на пути к общеевропейскому пространству высшего образования». Российский Дом науки и культуры, Берлин. 2005. 19 мая.
Смолин О.Н. Российские вузы и Болонский процесс. Взгляд парламентария. Доклад на конференции, посвящённой 250-летию МГУ и проводимой в рамках цикла Lomonossow- Vorlesungen (Ломоносовские чтения в Берлине): «Российские и немецкие университеты на пути к общеевропейскому пространству высшего образования». Российский Дом науки и культуры, Берлин. 2005. 19 мая.
Лиферов А. П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании // Alma Mater:Вестник высшая школа. – 2005. - № 3.
Там же.
Смирнов С.А. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004, № 1.
Там же.
Там же.
Логунов А.П. Нам придется менять отношение к сфере образования// Русский журнал. 2006, 7 апреля.
Сенашенко В.В., Г. Ткач. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. 2006, №4.
Сенашенко В.В., Г. Ткач. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. 2006, №4.
Вольтская Т. Болонский процесс в России идет с трудом//
http://www.svobodanews.ru/Article/2007/03/28/20070328185727553.html
Старовойтов А. Болонский диплом//
http://www.rgomsk.ru/news/detail.php?id=426
Архангельская область станет "пилотным" регионом по вступлению в Болонский процесс//
http://www.newspb.ru/allnews/168180
Вольтская Т. Болонский процесс в России идет с трудом//
http://www.svobodanews.ru/Article/2007/03/28/20070328185727553.html
Агранович М. Магистральный момент// Российская газета, №4537, 6 декабря 2007 г.
Логунов А.П. Нам придется менять отношение к сфере образования// Русский журнал. 2006, 7 апреля.
Программа модернизации гуманитарного и социально-экономического высшего профессионального образования в России (2004-2008 годы). М. 2004, С.10.












2

1.Федеральный закон Российской Федерации № 232-Ф3 от 25.10.2007 г.//
http://www.rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html
2.Communique of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education in Prague//
http://www.esib.org/praguedocuments/prague_communique.html
3.Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999//
http://www.europa.eu.int/comm/education/socrates/erasmus/bologna.pdf
4.Salamanca Convention of European Higher Education Institutions: “Shaping the European Higher Education Area” 30 March 2001//
http://www.unige.ch/eua/En/Activities/General-Assembly/SAL

Литература.
5.Ефремов А.П., Чистохвалов В.Н. Кредиты и учебный процесс. М. СПб. 2003.
6.Haug G. Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe. Bonn, HRK, 2000.
7.Patterson L. Higher Education and European Regionalism // Pedagogy, Culture and Society. 2001. 9(2).

Периодические издания
8.Барбашин И.В. Современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в Российской Федерации// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006,№ 2.
9.Лиферов А. П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании // Alma Mater:Вестник высшая школа. 2005, № 3.
10.Логунов А.П. Нам придется менять отношение к сфере образования// Русский журнал. 2006, 7 апреля.
11.Очкина А. Концепция изменилась?// «Левая политика», 2007, №1.
12.Сенашенко В.В., Г. Ткач. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. 2006, №4.
13.Смирнов С.А. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004, № 1.
14.Шевченко Е.В. Болонский процесс: Шаг вперед, два – назад в международном образовании // Платное образование. 2004, № 1-2 (15-16).

Интернет – публикации.
15.Архангельская область станет "пилотным" регионом по вступлению в Болонский процесс//
http://www.newspb.ru/allnews/168180
16.Вольтская Т. Болонский процесс в России идет с трудом//
http://www.svobodanews.ru/Article/2007/03/28/20070328185727553.html
17.Лукичев Г.А. Болонский процесс: образованию в ЕС суждены перемены?//
http://www.poisknews.ru/_ingz/allstatya.asp?table=ingzObraz&id=234.
18.Мягкий путь вхождения в Болонский процесс//
http://www.tomsk.iriss.ru/display_newsitem?id=000150072029
19.Старовойтов А. Болонский диплом//
http://www.rgomsk.ru/news/detail.php?id=426
20.Щербина А.В. К вопросу о современном состоянии системы образования России//
http://rspu.edu.ru/university/li/cultural_values/instructions_r.htm

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет Болонский процесс?

Болонский процесс является международной инициативой, нацеленной на создание общего образовательного пространства в Европе. Основными его принципами являются система трехуровневого образования (бакалавриат, магистратура, докторантура), прозрачность и осуществление мобильности студентов и преподавателей, а также единый инструментарий для оценки и признания иностранных квалификаций.

Как реализуется Болонский процесс в России?

Реализация Болонского процесса в России сталкивается с определенными сложностями и критикой со стороны некоторых академических кругов. Однако, в рамках процесса были внедрены степени бакалавра, магистра и доктора наук, что позволяет российским студентам получать образование, признаваемое в международном сообществе.

Какие сложности связаны с адаптацией Болонского процесса в России?

При адаптации Болонского процесса в России возникают проблемы с неполным соответствием российских системы образования и системы, предусмотренной Болонским процессом. Также возникают сложности с признанием иностранных квалификаций и степеней, а также с оценкой качества образования.

Какое отношение академических кругов в России имеют к Болонскому процессу?

Отношение академических кругов в России к Болонскому процессу неоднозначно. Возникает критика в адрес процесса, связанная с его принципами и реализацией в российском образовательном пространстве. Однако, также есть поддержка и понимание важности присоединения России к международной системе образования.

Как решить проблему международного признания иностранных квалификаций и степеней?

Проблему международного признания иностранных квалификаций и степеней можно решить путем согласования и единых стандартов оценки и признания образования. Необходимо создание прозрачных и адекватных механизмов оценки качества образования и взаимного признания степеней и квалификаций между странами.

На что направлен Болонский процесс?

Болонский процесс направлен на создание общего образовательного пространства в Европе и установление единой системы квалификаций национальных университетов.

Каковы особенности Болонского процесса?

Особенности Болонского процесса включают в себя введение трехцикловой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура), использование ECTS в качестве системы оценки и кредитования, а также внедрение европейского приложения к диплому о высшем образовании.

Каковы сложности в адаптации целей Болонского процесса в российском образовательном пространстве?

Сложности в адаптации целей Болонского процесса в российском образовательном пространстве включают в себя отрицательное отношение некоторых российских академических кругов к реализации Болонского процесса в России, а также проблему признания иностранных квалификаций и степеней.

В чем сущность Болонского процесса?

Сущность Болонского процесса заключается в создании общего образовательного пространства на основе гармонизации высшего образования в странах-участницах, чтобы обеспечить мобильность студентов и прозрачность образовательных программ и квалификаций.

Как российские академические круги относятся к реализации Болонского процесса в России?

Некоторые российские академические круги относятся отрицательно к реализации Болонского процесса в России, считая его противоречащим российской системе высшего образования и приводящим к коммерциализации образования. Однако, есть и те, кто поддерживает концепцию Болонского процесса и видит в нем плюсы для развития российского образования.